Регрессия и исчезновение вертикали

С нарастанием процессов, влекущих к регрессии, у людей отмирают высшие запросы личности, связанные со стремлением к духовной жизни, с возможностью сопереживать другим, проникаться красотой мира.

Ориентация деятельности исключительно на прагматические цели многими современными людьми воспринимается как перспективное направление. Но будучи рассмотрена сквозь призму опыта уников концентрационных лагерей, укоренившаяся прагматическая ориентация скорее свидетельствует о том, что человек как личность угасает. С угасанием личностных характеристик такой человек начинает превращаться в производственную функцию, в дополнение к станку или к бизнес-процессу.

Если человек в экстремальных обстоятельствах не стремиться обратиться к вертикали (духовность, помогающая подняться над бытностью), то он рискует увязнуть в горизонтали (рефлекторное проживание событий), рискует начать терять человеческий облик и опускаться все ниже. Есть целый ряд, если так можно сказать, «горизонтальных» книг, в которых нет мыслей о преодолении негатива на уровне личности, есть только фиксация рефлекторного проживания действительности (мол, голодно, холодно, кругом все – плохие).

Из его жизни исчезает вертикаль – высшие этажи личности, характеризующиеся стремлением ответить на вопросы: Кто я? К чему призван? В чем состоят мои жизненные цели как личности? Остается только горизонталь: еда, сон, работа, отдых, страх, стремление получить удовольствие, стремление заработать деньги и их потратить.

Чтобы навязать человеку определенный алгоритм поведения, его могут поместить в среду, где все нюансы регламентированы (в концлагере регламентирован режим и заключенным трудно действовать исходя из своих внутренних ритмов, чтобы оживить деятельность мозга; в гипермаркетах регламентированы бизнес процессы, и работникам, трудно действовать, исходя из иных, непрописанных, мотиваций, чтобы оживить деятельность мозга). Долгое время находясь в подобной ситуации, человек начинает отвыкать принимать самостоятельные решения. Если навык такой не развивается, то он начинает угасать (один из фундаментальных принципов работы мозга – «то, что не используется, отмирает»[7]).

Разворачивающие процессы, влекущие мозг к регрессии, усиливаются тем, что человек находится в состоянии хронического стресса. Этот стресс может быть вызвать как реальными угрозами (угроза расстрела), так и угрозами, стимулируемыми инфо-поводами (страх ожидания обвала рынка, страх проявить несоответствие занимаемой должности). Стресс блокирует деятельность творческого аспекта сознания.

Усиление регрессии приводит к тому, что из сознания человека начинает «испаряться» собственное отношение к происходящему. Он слишком устал и замучен переживаниями, чтобы как-то реагировать на происходящее. Добраться был только домой и заняться просмотром развлекательного фильма, главным достоинством которого с точки зрения человека, живущего в массовом обществе, состоит в том, что фильм не призывает думать.

Если нет собственного отношения к происходящему, то нет и того, что человека как личность отличает от того регламента, который ему навязывается. Навязываемый регламент и парадигма, выгодная манипуляторам, проникают в сознание человека и перестают вызывать вопросы, начинают восприниматься как собственные (внешние по отношению к человеку данные встраиваются в его внутрипсихическую жизнь).

Раз собственная деятельность мозга находится в стадии угасания, то открывается возможность формирования в человеке условных рефлексов. Если у человека нет творческого осмысления действительности, то он рискует со временем на стимулы, транслируемые действительностью, начать реагировать рефлекторно, по животному принципу.

Доминанта жизни. Творческий ответ на травматический опыт

Если деятельность мозга не находится в состоянии угасания, то у человека в ответ на травматическую ситуацию могут сформироваться «творческие» решения. Человек, столкнувшийся с трудностями, может взяться не за стакан, а за учебник и начать учиться. Внешние скорбные обстоятельства могут стать для него поводом усилить свои молитвы и еще крепче держаться связи с Христом, – «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим. 8,28).

Если связь с Христом для человека жива и действенна, то даже, если поместить человека в полностью регламентированную обстановку, он и при таких условиях будет развиваться и непрестанно само-обучаться. Например, он чувствует, что вследствие раздражительности, связь с Христом ослабевает, и тут же понимает, что должен принять какие-то меры. И обдумав характер мер, начинает их реализовывать.

Мозг такого человека живет и развивается. Немаловажным также является и то, что человек руководствуется в своих поступках чем-то, что не ограничивается внешним регламентом.

Опыты потери связи с Христом начинают постепенно отливаться в осмысленные представления о недолжных шагах. Опыты укрепления внутренней связи с Христом начинают также отливаться в осмысленные представления о желаемых шагах. На этих путях у человека начинают формировать преставления о возможных стратегиях поведения в отношении различных ситуациях.

Крайне важным в контексте темы психологического выживания представляется тот факт, что эти стратегии не замыкаются на внешний регламент и являются саморазвивающимися и самообучающимися системами. Если человек видит, что его представления оказались ошибочными и вследствие совершенного поступка, в котором он не видел ничего критичного, связь с Христом была ослаблена, он тут же меняет свои представления о причинно-следственных связях. Таким образом, опыт человека реорганизуется, реструктурируется. Управлять таким человеком на основе внедрения в него ложных моделей поведения крайне сложно.

Доминанта восприятия

На этих путях у человека рождается то, что можно назвать доминантой восприятия. Опыт, переживания, взгляд на мир, отношение к знаниям и многое другое, объединяется в одно целое, направляется к единой цели (обеспечение в любых условиях связи с Христом) и сопровождается определенным состоянием нервной системы. Психологическое и биологическое выживание человека не может быть понято, как следование какому-то одному определенному принципу. Выживанию способствует формирование особой доминанты восприятия, характеризующейся, помимо прочего, двумя особенностями: способностью видеть во встречающемся положительное, способность проявить внимание к ближнему.

Наличие такой доминанты, сквозь призму которой человек рассматривает свою внутреннюю деятельность и извне поступающую информацию. препятствует реализации цели манипулятора – заставить человека отказаться от деятельности ума и воли.

Существуют приемы подавления ума, воли, введения человека в состояния апатии. Когда человек перестает давать оценку своим поступкам, когда он перестает думать и преодолевать ситуации, порождающие травматическое переживание, он сливался с текущим бытом лагеря и тем регламентом, который навязывала администрация (желающие могут переложить эти мысли на жизнь в современных мегаполисах, а также на существование в условиях офиса).

В лагерях люди держались за музыку, за стихи, за кружки и лекции, за любое проявление творчества. Все эти активности питали дух, будили волю, давали человеку возможность вывести ум из того депрессивного коридора в который его загоняла администрация. Если воля ломалась, ум попадал в этот коридор, ум начинал вращаться исключительно в вопросах текущего выживания: где взять дополнительную порцию еды и пр. Сломленная воля лишала человека способности регулировать свое поведение, ум утрачивал активность, открывалась возможность для формирования автоматизма (по Павлову – условного рефлекса; собаки Павлова начинали проявлять прогнозируемую активность, когда загоралась лампочка).

«Обогатить» условный рефлекс, очеловечить его может только слово, как продукт деятельности второй сигнальной системы – разума. Пока в человеке остается деятельность разума, сопряженного с волей, он еще способен сопротивляться тем приказам, которые шлет ему «загоревшаяся лампочка».

О сопротивлении «лампочке» на примере рефлексов, сформированных игровыми автоматами, см. в главе «Стремление к цели и “неконтролируемая приверженность”» в статье «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

В лагерях людей, слившихся с навязываемый регламентом, называли «стариками». Человек превращался в «старика», когда близко к сердцу принимал навязываемую идею, что ничего изменить в своем положении у него не получиться. «Старики» отличались тем, что переставали делать что-то по своему выбору, полностью переключаясь на слепое автоматическое выполнение приказов, которые выполняли без какой-либо рефлексии.

Для людей, вошедших в состояние регрессии, как писал Э.М. Ремарк в своем романе «Искра жизни» было характерно то, что «они утратили способность думать». «Они двигались, как автоматы, и давно лишились собственной воли; в них все погасло, кроме нескольких чисто телесных функций».

Искра жизни

Главный герой романа, заключенный под номером 509-ый пытался противостоять процессу превращения в «старика». Однажды у него появилось немного хлеба и картофеля. «Желудок свело от нестерпимой жажды пищи. Есть! Есть! Глотать! Быстро! Быстро!»

В условиях мучительного голода он решает во чтобы то ни стало не позволить себе проглотит весь хлеб сразу. Он даже укусил себя руку, чтобы не дать ей вырвать из кармана хлеб. «Меня еще не сломали, – говорил он себе. У меня еще есть воля. Если я выдержу и не съем хлеб до завтра, значит… значит, я не животное. … Не просто ходячий желудок, ненасытная утроба. … сопротивление… это ведь… попытка снова превратиться в человека… это – начало…»

Он хотел доказать себе, что еще не превратился в зверя, что человеческое в нем еще осталось. Как показали последствия, этот шаг помог ему не погибнуть.

Через некоторое время в лагере проходил набор добровольцев для участия в экспериментах. Чтобы набрать добровольцев, строю заключенных рассказывались сказки о том, что добровольцы пройдут лечение.

«Друзья мои!» – ласкова сказал живодер, проводивший эксперименты. «Вас всех нужно госпитализировать. В лагерном лазарете не осталось ни одной свободной койки. Шестерых я мог бы разместить у себя. Вам необходимы бульон, мясо, словом, усиленное питание. Шесть человек – те, кто больше всех нуждается в этом, – пять шагов вперед». В эти сказки никто уже не верил. Никто из тех, кто уезжал ранее с живодером, не вернулся.

Но заключенные, ставшие «стариками» были неспособны сопротивляться озвученным предложениям. «Мясо!.. – как загипнотизированный повторил один заключенный. «Конечно, дорогой вы мой!», – воскликнул живодер – «Ежедневно. Каждый день мясо». При словах о мясе заключенный принял живать. Предостерегая его, 509-ый толкнул его локтем. Поступок 509-го не укрылся от администрации и 509-го вывели из строя.

По прихоти администрации лагеря необходимо было подписать документ о добровольном согласии. В поданном ему документе 509-ый прочитал слова «…изъявляю добровольное желание…» Он положил лист на стол и сказал, что не изъявляет добровольного согласия (желающие могут провести параллели с современной жизнью, с ситуациями, при которых люди подписывают сомнительные документы, и итогом таких подписей становятся крайне неблагоприятные для людей события).

Глядя на мужество 509-го, другой заключенный по имени Бухер, исполнился решимости отказаться от подписи. «Он чувствовал, что если сейчас же не сделает того, что сделал 509‑й, то будет поздно, и он послушно, как автомат, исполнит любой приказ». От администрации в ответ на отказ подписать документы прозвучали угрозы. В течение нескольких дней 509-го и Бухера ломали, но они не сдались и остались в итоге живы.

Когда 509-ый решил во чтобы то ни стало не поддаться желанию немедленно съесть хлеб, он поднялся над ситуацией, не слился с ней. И этот поступок помог сохранить способность подняться над ситуацией и во время описанного страшного искушения. Искра жизни, не угасшая в 509-ом, сообщила свой свет Бухеру, и Бухер выжил. И затем разгоревшаяся искра Бухера сообщила своей свет отчаявшейся девушке по имени Рут, и Рут выжила.

Пытаясь не слиться с обстановкой заключенный по имени Вернер, во время бомбежки, старался умом следить за развитием мелодии, которую проигрывал в уме. «Он не хотел думать о бомбах и о смерти. Если он не потеряет мелодию в этом реве, значит, будет спасен. … Ему нужно было во что бы то ни стало удержать в сознании мелодию. Мелодию узников, которым суждено обрести свободу».

Здесь верующий человек узнает знакомые ему плоды поста и молитвы. В культуре Православия пост помогает человеку обуздать внутренние процессы, стремящиеся в хаотизизации. Молитва помогает сохранить трезвость ума, несмотря на атаку различных мыслей и импульсов, идущих как изнутри от собственных страстей, так и от демонов и внешних источников информации (молитва помогает преодолеть искушения, идущие от плоти, дьявола, мира).

В качестве примера обретаемой в молитве помощи можно указать историю, рассказанную схиархимандритом Зосимой (Сокур). В годы гонения на веру он был заключен в тюрьму, где «его били, пытались сломить психологическим измором, а в конце подвергли утончённой пытке по последнему слову кагэбешной науки: его поместили на трое суток в “музыкальную шкатулку”.

“Музыкальная шкатулка” – это камера без единой лампочки и без единого окошка, оббитая резиной, через которую просачивается тихая музыка угнетающего характера. Кромешная тьма, удручающая мелодия настолько действовали на психику, что у заключённых “ехала крыша”. Резиной же оббивали камеру потому, что уже через сутки жертвы не выдерживали, – бросались на стены.

“Здесь я научился Иисусовой молитве, – вспоминал Старец. – Если бы не Иисусова молитва, я сошёл бы с ума”».

Ремарка ставит вопрос, но трудно сказать, что он дает на него ответ. Отсутствует мировоззренческая база, на основе которой этот ответ мог бы быть сформулирован. Герой Ремарка приходит интуитивно к идеи поста, пытается сохранить самостоятельность сознания. Но одной борьбы – мало, нужна еще наполненность положительным содержанием.

Так, видя свое отражение в луже и выплеснув воду, 509-ый подумал: «Это моя рука, она может разрушить этот образ…» «Разрушить… – повторил он про себя. – А строить? Ненависть… А смогу ли я еще что‑нибудь, кроме этого? Одной ненависти мало. Для жизни необходимо что‑то еще». Ведь «лагерная жизнь и была штилем — великим, страшным, адским вакуумом, в который не проникала ни одна молекула жизни».

Погибая 509-ый понимал, что «речь идет о чем‑то самом простом в человеке, о чем‑то, без чего мир был бы обречен на гибель. И благодаря чему могло быть уничтожено другое — абсолютное зло, антихрист, смертный грех. Преступление против духа».

Согласно лекциям – «Искра жизни» – такой образ жизни, при которой психофизическая полнота человека обретает вертикаль, доминанту, ядро. И эта полнота / доминанта / ядро обеспечивают поддержание связи с Христом. Здесь, чтобы не повторяться, стоить отметить, что речь идет не о ментальной игре, а о реальном перестраивании своего жизненного опыта и жизненных актов (познания, системы реакции). Более подробно о том см. в цикле лекций «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма», в лекциях «Разноголосица мыслей». А также в главах «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: