Формы и методы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Организация эффективного партнерства с родителями и вовлечение их в образовательный процесс - одно из важнейших условий оптимального функционирования дошкольной образовательной организации и достижения качества дошкольного образования. Проблема заключается в том, что организация социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников не реализуется на практике в полном объеме, несмотря на разработанность данного аспекта образовательной деятельности.

В основе социального партнерства педагогов дошкольной образовательной организации и семьи воспитанников лежат следующие принципы.

1. Принцип преемственности согласованных действий, в основе которых лежит взаимопонимание родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Это принцип строится насогласованности образовательных целей и задач, позиции обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

 2. Принцип гуманного подхода, основанный на признании достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; добром, внимательном отношение всех участников взаимодействия.

3. Принцип открытости, который означает, что текущие социальные изменения в обществе требует от воспитателя дошкольной образовательной организации открытости по отношению к семье воспитанника. Это означает, что общечеловеческие ценности в отношениях между педагогами и родителями становятся общими для них как социальных партнеров, а в едином образовательном пространстве объединяется жизненный и личностный опыт детей, педагогов и родителей для решения общих задач.

4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье, означает, что в социальном партнерстве учитываются отличия семей друг от друга: статус и социальное положение, состав семьи, жилищные условия, родительская культура, традиции семьи, особенности здоровья членов семьи и т.д..

5. Принцип обратной связи, предполагающий наличие хорошо отлаженной связи между педагогами и родителями. Родители могут получать любую интересующую их информацию о деятельности образовательной организации, которую посещает их ребенок, они должны быть уверены в том, что педагоги учитывают их мнение, правильно и своевременно реагируют на их замечания, предложения. Педагоги же, в свою очередь, от родителей узнают, как ведется воспитание ребенка в семье, как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

6. Принцип поэтапности реализации социального партнерства. Реализация этого принципа понимается как процесс межличностного общения детей, педагогов и родителей, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам, подходам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами социального партнерства педагогов с родителями являются:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания ребенка.

2. Определение общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

3. Активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Реализовать на практике все выше названные принципы и решить задачи социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников невозможно, если детский сад представляет собой закрытую систему. Необходимо, чтобы он стал открытой системой. Для этого нужно сделать образовательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого необходимо создать следующие условия:

- сформировать у каждого педагога личностную готовность открыть самого себя в профессиональной деятельности, рассказать о своих успехах и радостях, тревогах и неудачах;

- вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, сделать их активными и заинтересованными его участниками. Это можно сделать через эпизодические мероприятия, небольшие поручения, которые педагог дает членам семьи (например, бабушка вяжет куклам одежду, папа делает фотоснимки, мама-врач проводит беседу с детьми о том, как сохранить здоровье). После этого родители, почувствовав удовлетворение от своей помощи детскому саду, уже сами, по собственной инициативе все чаще посещают мероприятия, которые проводит для родителей детский сад, а затем родители становятся активными участниками этих мероприятий, инициируют проведение некоторых из них.

Открытость означает, что дошкольная образовательная организация открыта влиянию микросоциума, готова сотрудничать с расположенными на ее территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, детской библиотекой, картинной галереей, детским театром и т.д.

Основные направления социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Основные направления социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Действия Приобретение для семьи, ребенка
1. Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутри семейного воспитания. Убеждение в том, что эмоциональная нестабильность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей. Стремление родителей следовать советам врача, психолога, психотерапевта.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку. Осознание всех возможностей, возможностей детей; стремление к сотрудничеству с воспитателями. Получение представлений о работе воспитателей, вызывающие уважительное отношение к ним.
3. Просвещение, информированность родителей. Расширение представлений об особенностях развития детей, использование методов коррекционно-развивающей работы с ними. Повышение роли родителей в формировании эмоционального образа ребенка.

 

На современном этапе развития дошкольных образовательных организаций используются традиционные и создаются новые нетрадиционные формы социального партнерства с семьей. 

Формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей.

1. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому). Как показала практика, эти формы работы с семьей не дают больших результатов, так как они в основном направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам, что абсолютно не соответствует принципам организации социального партнерства.

2. Нетрадиционные формы организации партнерства педагогов и родителей: информационно-аналитические, познавательные, наглядноинформационные и досуговые.

Информационно-аналитические нетрадиционные формы социального партнерства - социологическое опросы, анкетирование. С их помощью выявляются интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности.

Познавательные нетрадиционные формы - семинары-практикумы, педагогическая гостиная, родительские собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей, направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные нетрадиционные формы - проекты для родителей, Дни (Недели) открытых дверей, открытые просмотры детской деятельности (занятий), выпуск газет, брошюр, памяток, папок-передвижек, компьютерных презентаций. Эти формы способствуют всестороннему ознакомлению родителей с работой дошкольной образовательной организации, с особенностями воспитания детей в каждой возрастной группе.

Досуговые нетрадиционные формы социального партнерства - совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в выставках детского творчества и т.п. Они помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, детьми и их родителями, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в детском саду, проявлению творчества и инициативы всеми участниками социального партнерства.

Построение партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи является неотъемлемой частью обновления содержания работы с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда на статус родителя и педагога дошкольной образовательной организации. Дошкольная образовательная организация как открытая педагогическая система закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками образовательной деятельности и субъектами образовательных отношений. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, которое характеризуется общностью интересов, целей, задач, методов образования и воспитания детей, едиными требованиями по отношению к ребенку в детском саду и в семье. Исходя из этого, на основе партнерских отношений, родители вправе осуществить 20 оценку качества дошкольного образования, вносить свои предложения по улучшению образовательной деятельности.

Безусловно, есть достаточно много сложностей при организации социального партнерства педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников, это объясняется следующими причинами:

1) низким уровнем психолого-педагогической культуры участников взаимодействия (родителей и педагогов);

2) непониманием родителями самоценностей периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

3) отсутствием у педагогов и родителей умений педагогической рефлексии;

4) непониманием педагогами того, что в определении содержания, форм и методов работы с семьей не дошкольная образовательная организация, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

5) недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации и трудностях профессии воспитателя и педагога дошкольной организации, а педагогов - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;

6) восприятие педагогами родителей не как партнеров, равноправных субъектов образовательной деятельности, а как объект педагогического воздействия;

7) стереотипными представлениями педагогов о необходимости вооружать родителей научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании без учета того, насколько эти знания нужны и полезны данному родителю.

Для социального партнерства очень вредно то, что в результате формального общения и взаимодействия родителей и педагогов обязательно происходит отчуждение семьи от дошкольной образовательной организации.  Часто поиск путей совершенствования взаимодействия с родителями ограничивается нахождением новых форм и гораздо реже внимание уделяется ее содержанию и методам.

А между тем включением семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольной образовательной организации позволяет развивать субъектность родителей, способствует гармонизации отношений в триаде «педагог - ребенок - родитель» и детско-родительских отношений в семье, становлению личностно-ориентированной модели общественного и семейного образования в новых условиях.

Проблеме эффективных педагогических условий взаимодействия детского сада и семьи посвящены специальные психолого-педагогические исследования, которые позволяют выделить ряд общих условий, обеспечивающих эффективность социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников:

- единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста;

- стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компентентность воспитателей и родителей об условиях общественного и семейного воспитания;

- уважение к личности ребенка;

- взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями;

- изучение и распространение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

- совершенствование воспитания ребенка в семье и детском саду, основное на взаимопомощи взрослых;

- сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг;

- использование технологий и механизмов, объединяющих социальных партнеров и способствующих созданию ситуаций, благоприятствующих их диалогу и общению.

Формирование социального партнерства современной дошкольной организации предполагает включение в педагогическую систему нового субъекта (родителей), наделенного определенными правами и обязанностями. Это требует внедрения субъект-субъектной модели взаимодействия педагогов дошкольной организции с семьей, что отражено во многих существующих программах дошкольного образования:

- авторы таких программ, как «Истоки», примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, «Золотой ключик», описывают содержание, условия, задачи, а также методы и формы сотрудничества педагогов и родителей;

- содержание домашнего воспитания по основным направлениям развития ребенка (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому) и варианты занятий с ребенком в семье отражено в программах: «Из детства в отрочество», «Кроха», «Преемственность»;

- формирование представлений дошкольников о семье, родственных связях, истории и культуры России являются задачами совместной работы педагогов и родителей в таких программах, как: «Радуга», «Детство», «Предшкольная пора».

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной образовательной организации решается в трех направлениях:

1) методическая работа с коллективом дошкольной образовательной организации по организации социального партнерства с семьей,

2) ознакомление педагогов с системой форм работы с родителями - традиционных и нетрадиционных;

3) повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организации, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи социального нартнерства дошкольной организации и родителей следующие:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе общности интересов;

2) объединить усилия педагогов и родителей для обеспечения качества образования детей;

3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

4) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доверие, доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество и критика со стороны педагогов.

Наряду с традиционными формами работы дошкольной образовательной организации с семьей используются различные нетрадиционные формы и методы работы. Это: «круглый стол», тематические выставки, социальное обследование, диагностика, тесты, опросы, консультации (групповые и индивидуальные) специалистов, устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице; почта и телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и другие.

При организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга - семейные клубы.

Таким образом, семья и дошкольная образовательная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их партнерство.

Социального партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Для эффективной организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников необходимо выстроить диалог дошкольной образовательной организации и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и дошкольной образовательной организации.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: