Самовоспитание и самосовершенствование личности

 

Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитание — это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили.

Теперь давайте поговорим о путях самовоспитания и самосовершенствования личности, так как для подготовки к службе в Вооруженных Силах это имеет первостепенное значение.

Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то тогда можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрицательный смысл. Поэтому в психологии и педагогике различают самосовершенствование личности — сознательное воспитание в себе положительных качеств, социально ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окружающих, а изменяя некоторые свои потребности, желания, привычки, можно тем самым влиять на характер социальных отношений в обществе. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.

В настоящее время почти никто не сомневается в необходимости и полезности умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в чрезвычайных ситуациях.

Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя радости ощутить свои силы.

Среди множества качеств любого человека основные — ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается прежде всего через изучение наук, образование. Чувства (от низших — органических до высших — эстетических, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприятия произведений искусства, анализа своих и чужих поступков. В сердце человека живут симпатии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к развитию и саморазвитию.

Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие — вот пробный камень всех идей и помыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий. Борьба с внутренними трудностями (привычки, желания) — самая тяжелая. Но, преодолевая их, человек воспитывает в себе волю, выдержку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и солдатской службе. Решающее значение здесь имеют, во-первых, формирование и наличие у личности достойной цели, во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца.

Путь человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей — саморегуляция психических процессов.

Вопросы к 7

 

1. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»?

2. Какие качества личности вы считаете основными?

3. Каким образом человек может развить свои ум, чувства и волю?

4. В чем состоит суть личности и как она проявляется?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: