К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психопатия (психопатические формы поведения). Так как процесс психического развития в большей мере зависит от факторов внешней среды, то очевидно, что неблагоприятные воздействия окружающей действительности могут стать причиной нарушений в поведении ребенка, в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.
Можно часто наблюдать, как взрослые делают замечания детям дошкольного возраста, вроде: «Не морщи лоб!»; «Не хмурь брови!»; «Не шмыгай носом!» и т. п. В данном случае мы имеем дело с так называемыми нервными тиками, которые могут быть простыми (зажмуривание), сложными (выражение лица радостное, испуганное и др.), генерализованными (тик распространяется на все мышцы лица и верхнюю половину туловища).
Большинство таких тиков имеют генетическую природу и передаются по наследству. Простые и сложные тики могут быть спровоцированы перенапряжением, стрессом, депрессией, сложной обстановкой дома, в школе, сильным испугом.
|
|
При появлении нервных тиков нельзя ребенка ругать, а необходимо выявить причины и устранить их. Кроме того, нужно укреплять нервную систему ребенка. Тик - не повод для насмешек и нотаций.
Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями. Причинами таких переживаний чаще всего являются:
- неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье);
- дети, оставленные родителями, усыновленные;
- недостатки и дефекты психофизического развития;
- психотравмирующие ситуации в условиях школьного коллектива;
Основными причинами нарушений являются: перенесённые стрессы; отставание в интеллектуальном развитии; недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми; социально-бытовые причины; фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста.
Эти и другие вместе взятые причины вызывают у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются чаще и сильнее в периоды возрастных кризисов: в возрасте трёх лет и в непростом подростковом периоде.
Итак, в результате анализа мы выяснили, что задача родителей заключается в организации жизни ребенка таким образом, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к обществу. Так как семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям, благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.