Мировой опыт проектирования и строительства железнодорожных вокзалов

Появление первого железнодорожного вокзала отмечено в 1830 году в Великобритании в городе Манчестере, открытие вокзала было ознаменовано запуском первого пассажирского поезда по железной дороге Ливерпуль-Манчестер. Запуск пассажирского сообщения в Европе дал толчок для дальнейшего развития железнодорожной сети в мире, именно этот факт обусловил проектирование и строительство железнодорожных станций и вокзалов для полноценного функционирования данного вида транспортной инфраструктуры [13].

Первый вокзал Ливерпул-Роуд представлял собой, выкупленное офисное здание к которому было пристроено здание для пассажиров, включающее в себя кассовые залы и залы ожидания первого и второго классов. В России первое здание вокзала было построено в 1837 году для железной дороги соединявшей Санкт-Петербург и Царское село. В 1837 году вокзал имел название Царскосельский, не дошедшее до наших дней, сегодня самый старый вокзал, претерпевший несколько перестроек, мы знаем, как Витебский [9].

По прошествии двух веков вокзалы стали неотъемлемой частью транспортной сети городов, некоторые из вокзалов, которые были открыты в XIX веке сегодня продолжают работать: Северный вокзал в Париже (1846), Чаринг-Кросс в Лондоне (1864), Центральный вокзал в Нью-Йорке (1871) — все эти старинные вокзальные станции уже давно перестали быть просто комплексом служебных помещений, а стали стали символами своих городов и местом притяжения.

Современные здания вокзалов имеют достаточно сложную объемно- и функционально-планировочную структуру. Сегодня уровень грузо- и пассажиропотока достиг очень высоких отметок, так самые крупные железнодорожные вокзалы Европы обслуживают от 100 до 200 млн/чел в год [10]. По данным информационных изданий в 2018 году пассажиропоток Токийского вокзала Shinjuku составил 1 260 000 000 чел/год, Центральный вокзал Нью-Йорка принял 273 750 000 чел/год, Garde du nord в Париже – 206 700 000 чел/год, Ярославский вокзал в Москве 78 876 780 чел/год.

Такой пассажиропоток требует усовершенствования уже существующих вокзалов за счет расширения площадей, создания дополнительных конструктивных уровней и несомненно строительства новых современных и технологичных объектов вокзального комплекса, отвечающих требованиям безопасности, надежности и комфортности. 

Среди ярких примеров современных вокзальных комплексов можно отметить Центральный вокзал города Берлина, который является многоуровневым центром сосредоточения транспортных потоков. Вокзал в городе Лиссабон, который отличает не только грамотно выстроенная функционально-планировочная структура, но и уникальная архитектура. Вокзал в городе Страсбург является постройкой конца XIX века, но в 2007 году была создана уникальная стеклянная конструкция из 120 метров изогнутых панелей в виде навеса, который подарил станции не только дополнительные крытые площади, но ультрасовременный вид. И конечно же не стоит забывать о современных и технологичных вокзалах Азии, где страны являются законодателями мирового технического прогресса.

Технологические изменения в развитии транспортных систем, и в частности появление скоростного рельсового транспорта сыграло ключевую роль в переработке архитектурных решений. Новые транспортные системы в Европе и Азии потребовали строительства высокоскоростных железнодорожных линий, новых транспортных терминалов, реконструкции и модернизации сложившихся железнодорожных комплексов. Современные железнодорожные вокзалные комплексы мыслятся, как многофункциональные центры, центры сосредоточения различных видов транспорта [10].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: