Глава 3. Зарубежный опыт ротации государственных гражданских служащих

Исследование международного опыта показывает, что во многих странах механизм ротации государственных служащих широко используется в целях повышения профессионального уровня и качества работы государственного аппарата в целом.

Во многих странах Востока особенностью организации государственной службы является всеобщий характер процедуры ротации кадров государственных органов всех уровней. Например, процедура ротации в государственных органах Китайской Народной Республики, введённая на втором заседании Постоянного бюро Государственного Совета КНР в 1993 году, носит всеобщий характер, то есть распространяется на все уровни власти. До недавнего времени основным принципом ротации в Китае было перемещение служащих из более благополучных прибрежных районов во внутриконтинентальные провинции,25 при этом основной целью ротации является противодействие возможной коррупции. Ротация осуществляется каждые 5 лет. Причём служащие могут быть перемещены как внутри государственного агентства, так и в другое функциональное подразделение, пройдя перед этим процедуру переквалификации. Руководит процессом ротации Министерство Труда. Система организации ротации китайских госслужащих предусматривает резервирование определенного количества должностей, которые являются вакантными в государственных органах всех уровней, с последующим назначением на эти должности государственных служащих, перемещаемых в порядке ротации. Таким образом, в Китае, несмотря на жесткие меры наказания за выявленные факты коррупции в среде государственных служащих, ротация кадров рассматривается как необходимый элемент государственной системы борьбы с коррупцией.

 

Предусматривается, что государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных мест для принятия госслужащих в порядке ротации.

Так в период с 2006 по 2009 г.г. в Китае через ротацию прошло 400 тысяч чиновников. За счёт сильной политической воли бывшего лидера страны Ху Дзинтао активизировался процесс возбуждения уголовных дел против чиновников всех уровней власти. Так, в 2007 г. под следствием оказалось 40 041 государственный чиновник, а 2987 представителей судебной власти - под подозрением во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Для упрощения вертикальной ротации в КНР установлена низкая планка пенсионного возраста: 50 лет для женщин и 55 для мужчин. Причём этот критерий относится ко всем типам государственных служащих.

Основными проблемами реализации процесса ротации кадров как способа борьбы с коррупцией в Китае являются: обязательная партийность государственных служащих; политизированность процессов в стране вообще; переход всех властей к среднесрочному планированию (до 5 лет) своей деятельности и возникновение желания «смениться» до того, как срок осуществления программы будет завершён.

За 21 год существования практики ротации кадров в Китае не проводились серьёзные исследования направленные на оценку его эффективности, однако, показательно количество привлечённых к ответственности чиновников, включая и главного прокурора страны. Система ротации кадров также способствует их омоложению, благодаря низкой планке выхода на пенсию.

Теперь обратимся к обзору опыта ротации в Японии. Важнейшей составляющей единого японского механизма подготовки госслужащих - система ротации. В Японии ротация государственных служащих представляет часть системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Поскольку основной задачей ротации является рост профессионализма, горизонтальные и вертикальные перемещения служащих производятся достаточно часто, каждые два-три года, как правило, без согласия сотрудника на такие должностные перемещения. При этом ротация в Японии охватывает чиновников всех уровней. В связи с этим, многие должности на местном уровне используются для последовательного пребывания на них служащих центрального аппарата. Подход здесь предельно понятен - он поступил на государственную службу и должен принести максимум пользы своему государству. Подобный механизм, с одной стороны, позволяет служащим центрального аппарата расширить профессиональный кругозор и обогатить служебный опыт знаниями местной специфики, а также оперативно передать опыт, знания и информацию с центрального уровня на местный. С другой стороны, служащие на местах сталкиваются с ограничениями карьерного роста, поскольку высшие должности резервируются для целей ротации чиновников центрального аппарата.

Ежегодно один раз в год выпускники школ, колледжей, высших учебных заведений трудоустраиваются на предприятия, в организации и учреждения. Причем, что характерно, даже выпускники вузов, в том числе самого престижного Токийского университета, попав в ту или иную компанию, организацию, не назначаются сразу на руководящие должности, а начинают трудовую биографию с самых низко квалифицированных должностей. В этом есть свое бесспорное преимущество.

Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику своей организации, сложно ввести в заблуждение и меньше вероятности принятия им непрофессиональных решений. Система ротации обеспечивает гибкость рабочей силы, повышает уровень ее компетентности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух- трех) перемещений по горизонтали следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую службу. Ротация также способствует расширению кругозора, развитию у госслужащего более широкого взгляда на свою организацию. Не секрет, что, как правило, госслужащие наших министерств и ведомств могут достаточно квалифицированно и обстоятельно говорить лишь о проблемах, которыми занимается их структурное подразделение. Налицо узкая специализация. В Японии, например, начальник отдела занятости Министерства труда глубоко и профессионально знает весь спектр социально-трудовых вопросов (естественно, проблемы занятости, а также вопросы оплаты труда, социального партнерства, рынка труда и т.д. и т.п.). В процессе ротации он изучал и прошел все эти участки работы и знаком с ними достаточно обстоятельно.

Необходимо сказать об опыте европейских держав, таких как ФРГ. В Германии, которая относится к числу стран с наиболее развитой системой государственной службы, в Федеральном министерстве внутренних дел с 2004 г. эффективно реализуется программа по предотвращению коррупции в органах федеральной власти. Аналогичные программы действуют на уровне земель Германии.

Ключевым направлением таких программ является регулярная ротация служащих. Основу разработки всех мероприятий составляют анализ уровня коррупциогенности должностей и введение ограниченного срока службы до пяти лет на позициях с высоким значением этого показателя посредством должностной ротации. В случае продления срока службы сотрудника на должности с высокой коррупциогенностью, производится соответствующая документальная запись, которая объясняет причины продления должностных полномочий, эта запись хранится в архивной базе данных государственной службы. Подобный механизм обеспечивает действенный контроль за результативностью кадровых передвижений, в том числе, за счет персональной ответственности за принимаемые кадровые решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: