Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Теоретические основы налогообложения негосударственных образовательных учреждений……………………………………………………4

1.1. Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики…………………………………………………………………………...4

1.2. Налог на прибыль организаций. ………………………………………….…8

1.3. Налог на имущество предприятий. …………………………………..……10

1.4. Налог на добавленную стоимость. ……………………………………...…11

1.5. Налог на доходы физических лиц. ………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………24


 


Введение

Развитие человека и процесс формирования его как личности происходит с самого рождения на протяжении всей жизни и неразрывно связано с обучением, просвещением, получением систематизированных знаний и навыков, то есть с образованием.

В современных условиях, когда предложения на рынке труда превышают спрос, а одним из основных требований при приеме на работу является наличие соответствующего профессионального образования, наблюдается повышенный спрос на получение образовательных услуг, в том числе получение второго образования и другой профессии, повышение квалификации.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Кроме того, оно должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Правовая база образовательной деятельности и системы образования включает большое количество законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 01.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании"). Во исполнение данного закона было принято несколько десятков постановлений Правительства РФ, приказов соответствующих федеральных министерств и ведомств. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Система образования в Российской Федерации состоит из:

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Учебные заведения можно отнести к специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений.

Вышеизложенное определяет актуальность темы реферата.

Цель  работы – разработать предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Задачи работы:

· описать теоретические основы налогообложения негосударственных образовательных учреждений

Теоретические основы налогообложения образовательных учреждений

Общие сведения о налогообложении с учетом сложившейся арбитражной практики

На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон РФ "О бухгалтерском учете"), некоммерческие организации, в том числе образовательные, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы по месту учета в сроки, установленные законодательством. Согласно ст. 15 Закона РФ "О бухгалтерском учете" некоммерческие организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные сроки.

Состав бухгалтерской отчетности, которую должны представлять некоммерческие образовательные организации, указан в пункте 4 приказа Минфина России от 13.01.2000 № 4Н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

В соответствии со статьей 23 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиками, в том числе некоммерческими образовательными учреждениями и организациями, при наличии объекта налогообложения, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Сроки представления налоговых деклараций по каждому конкретному налогу установлены налоговым законодательством.

Кроме того, по отношению к физическим лицам некоммерческие образовательные учреждения и организации выступают налоговыми агентами. Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленного и удержанного в этом налоговом периоде налога на доходы физических лиц.

Налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности в связи с тем, что такие учреждения являются некоммерческими и кроме этого образовательными, для которых в Законе РФ "Об образовании" дополнительно установлены некоторые нормы.

Как уже говорилось, государственные и негосударственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги. Налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

В частности, вопросы возникают при применении Закона РФ "Об образовании" в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 45, 46 Закона РФ "Об образовании" деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих - при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.

Как отмечалось выше, согласно п. 3 статьи 47 Закона РФ "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.

Таким образом, основным признаком непредпринимательской деятельности образовательного учреждения является реинвестирование полученного дохода в образовательный процесс.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ "Об образовании", не относящимся к налоговому законодательству.

Вместе с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса" следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся - в связанном или не связанном с вопросами налогообложения[1].

Поэтому, до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имеют освобождение от уплаты всех видов налогов, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 года образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 - льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Однако данная норма не применяется к налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые особенности налогообложения образовательных учреждений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: