С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.
Новый законодательный акт внес серьезные изменения в порядок расчета налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.
Согласно статье 251 НК РФ средства целевого финансирования и целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество:
- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетных учреждений;
|
|
- в виде полученных грантов;
- в виде инвестиций;
- в виде средств, полученных из определенных Российских фондов.
Налоговым кодексом также введено понятие целевых поступлений. Согласно п. 2 статьи 251 НК РФ ими являются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Главой 25 НК РФ оговорены также условия, при несоблюдении одного из которых средства целевого финансирования или целевые поступления могут стать объектом налогообложения.
Во-первых, организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, целевых поступлений и доходов и расходов от иной деятельности. В случае отсутствия такого учета указанные средства подлежат налогообложению с даты их получения.
Во-вторых, средства целевого финансирования и целевые поступления должны расходоваться строго по целевому назначению. В противном случае такие средства и поступления, за исключением бюджетных средств, подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент фактического использования их не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ, пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Для образовательных учреждений и некоммерческих образовательных организаций существуют особенности при учете амортизации основных средств.
Так, в соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете независимо от того, за счет какого источника и для ведения какой деятельности приобретаются основные средства некоммерческих организаций, начисление амортизации по основным средствам некоммерческих организаций не производится. Однако поскольку основные средства все равно изнашиваются, этот факт отражается начислением в конце года износа на забалансовом счете по установленным нормам амортизационных отчислений.
|
|
В целях налогообложения в соответствии со статьей 256 НК РФ не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:
- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
- имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.
Особенности ведения налогового учета бюджетными организациями изложены в статье 321.1 НК РФ.
Налог на имущество предприятий
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон РФ "О налоге на имущество предприятий") этим налогом не облагается имущество бюджетных образовательных учреждений. Поэтому, сдавая свое имущество в аренду, данные организации сохраняют за собой право на указанную льготу.
Иначе обстоят дела с некоммерческими образовательными организациями, не являющимися бюджетными. Пунктом "г" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" предусмотрена льгота по имуществу, которое используется исключительно на нужды образования. Как только образовательная организация (не бюджетная) сдает свое имущество в аренду, она сразу теряет льготу по данному имуществу, поскольку сданное в аренду имущество не используется в целях образования. В таком случае для применения льготы некоммерческое образовательное учреждение обязано вести раздельный учет имущества, используемого для образовательных нужд и сдаваемого в аренду.
Как уже упоминалось ранее, объекты основных средств некоммерческих организаций не подлежат амортизации. Однако суммы начисляемого износа участвуют в расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий.