Я главней! Ты - почвы житель.
Я же в почве жить не стану.
Превращаю в сыр, в сметану
Я парное молоко.
А ещё капусту сквашу,
Огурцы, томаты ваши
Сохраню я много дней.
Кукурузу, что скосили,
Превращу я в сочный силос.
Ну, скажите ж, кто нужней?!
- Назовите группу бактерий.
(Молочнокислые бактерии)
- Какое значение у этих бактерий?
(С помощью молочнокислых бактерий получают различные продукты питания)
- Да, эти бактерии приносят пользу для человека и их используют для приготовления многих молочнокислых продуктов: сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса – корма для домашних животных.
Кишечная палочка
Мы нужней! Мы тут, в кишечнике.
Ты попробуй-ка без нас.
Заболеешь в тот же час.
Съешь салат, попьёшь компот, -
Будет пучить твой живот.
Будешь мучиться до слёз.
Мы с тобою — симбиоз.
Палочка кишечная
Всех главней, считаю я.
- Про какую бактерию говорили?
(Кишечная палочка)
- Какое значение для человека имеет кишечная палочка?
(Кишечная палочка положительно влияет на организм человека)
- Есть бактерии, живущие в кишечнике человека их примерно от 300 до 1000 видов. Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг.
Все они играют важную роль в нашем организме, участвуют в пищеварении, вытесняют вредные бактерии из организма человека.
Кишечная палочка – одна из таких бактерий, и она является спутником человека. Она обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины. Она необходима организму человека.
Физкульминутка
Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
Закрепление.
Болезнетворные бактерии
Мы тоже живём в кишечнике.
И с нами болеет он.
Я - палочка дизентерийная,
Холерный я вибрион.
Попробуй, не вымой руки,
Мы сразу тебя найдём.
Уж мы нe умрём от скуки.
Мы живо тебя изведём!
- Какие бактерии вам о себе рассказали?
(Болезнетворные бактерии)
- Как они влияют на организм человека?
(Болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания в организме человека)
- Верно. Некоторые виды бактерий поселяются в организмах растений, животных, человека и отравляют организм живых существ продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия и многие другие.
Одними болезнетворными бактериями человек заражается при общении с больными людьми, другими - при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии.
- Как вы думаете, что нужно делать человеку, чтобы не заразиться болезнетворными бактериями?
(Меньше общаться с больным человеком, делать уборки помещения)
- Конечно, чтобы избежать бактериальной инфекции, человеку необходимо соблюдать определённые правила:
· правильно хранить и приготавливать продукты питания,
· мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду,
· следить за чистотой своего тела и жилища,
· вовремя делать профилактические прививки.
Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
- Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний. Например, дизентерия – или по-другому еще её называют болезнь “немытых рук”. Как вы думаете, почему?
(Много бактерий собирается у нас на руках, если их не мыть с мылом, то большое количество бактерий попадет в организм человека. Это вызывает заболевание)
- Какие правила необходимо соблюдать?
(Мыть руки с мылом)
Словарная работа: прочитайте названия групп бактерий.
- Несмотря на всё, чтобы вы ответили бактериям?
(Бактерии необходимы в природе и жизни человека)
- Для чего необходимо знать человеку о значении бактерий?
(Человеку необходимо знать о значении бактерий, чтобы использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними)
Вывод: бактерии мельчайшие живые организмы. Они участвуют в круговороте веществ в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая везде, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Человеку необходимо знать о значении бактерий использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними.
Записать текст в на стр. 207 в синей рамке.
Задание на дом: читать с. 204-207, отвечать на вопросы с. 207.
Выставляются оценки в журнал, дневники.
Итог урока.
- С чем познакомились?
- Чему учились на уроке?
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
Рефлексия
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!