Клубеньковые бактерии

Конспект урока №59 (2) по природоведению 7а класс 30.04.20

Тема урока: Разнообразие и размножение бактерий.  

Цель урока: формировать представление о бактериях и об их значение в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная:

- изучить особенности бактерий, разнообразие видов и форм бактерий, их значение в природе и жизни человека.

Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. 

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование: доска, тетради, ручки, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А., иллюстрации, презентация.

Методы: беседа, объяснение, демонстрация.

Формы работы: беседа, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.                                                                

  Ход урока.

I. Подготовительный этап

 Организационный момент, нэн.

•     Проверка готовности к уроку.

•     Психологический настрой на урок.

•     Разбор даты, дня недели, месяца.

•     Определение состояния погоды на момент начала урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,

не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Сейчас, мы проверим д/з.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Сообщение темы и цели урока

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны будете назвать тему урока.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и скуки.

- Какая тема нашего урока? (Бактерии)

Тема нашего урока: «Разнообразие и размножение бактерий». Обу-ся открывают тетради и записывают число и тему урока.

II. Основная часть

Объяснение нового материала:

В мире очень много разных бактерий. Они различаются например по форме. Сейчас я вам расскажу о самых распространенных бактериях по форме.

Формы бактерий:

Кокки – это бактерии округлой формы.

Бациллы – эти бактерии имеют палочковидную форму.

Спириллы – эти бактерии похожи на спирали.

Вибрионы – а эти бактерии похожи на запятую.

Словарная работа: проговорите названия бактерий.

Жизнедеятельность бактерий:

- Дальше вы узнаете о процессах жизнедеятельности бактерий.

- Современным ученым известно большое количество бактерий. Бактерии различаются и по способу дыхания. Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен. Многие бактерии при дыхании могут светиться.

- Ребята, что вы можете сказать о процессе дыхания бактерий?

(Некоторым бактериям кислород необходим для жизни, а другим не нужен.)

Питание осуществляется всей поверхностью клетки. Есть бактерии, которые питаются готовыми органическими веществами живых и мертвых организмов. Другие бактерии живут внутри других организмов и приносят им пользу.

- Скажите, как питаются бактерии?

(Питание осуществляется всей поверхностью клетки)

Движение. Передвигаются бактерии при помощи жгутиков.

- Как передвигаются бактерии?

(Передвигаются бактерии при помощи жгутиков)

Размножение.

- А сейчас вы посмотрите ролик о размножении бактерий и скажите, как размножаются бактерии?

Ролик о размножении бактерий. Приложение 2

Бактерия! Начинается с одной.
Бактерия! И становится двойной.
Бактерия! Сто раз и пополам.
Бактерия! Сила поступает к нам.
Бактерия! Так и будем мы расти!
Бактерия! Нет преграды на пути!
Бактерия! Воцаримся тут и там!
Бактерия! Целый мир подвластен нам!

- Как размножаются бактерии?

(Бактерий размножаются путем деления клетки на две части)

- Правильно. Большинство бактерий размножаются путем деления клетки на 2 части. Для бактерий характерен высокий темп размножения: деление происходит быстро.

- Скажите, если бактерии дышат, питаются, размножаются, то какие это организмы?

(Бактерии – это живые организмы)

Вывод: бактерии – живые мельчайшие организмы, которые живут всюду.

Значение бактерии в природе и жизни человека.

- Бактерии широко распространены в природе и очень малы. Насколько же велико их значение? Может быть оно также мало, как и они сами?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю послушать рассказ о том, как разные бактерии заспорили между собой, кто из них нужнее на Земле. И не придя к единому мнению, они обратились к человеку, чтобы он их рассудил. Давайте послушаем, что рассказывают о себе бактерии.








Бактерии гниения

Мы - бактерии гниения.
Нас не любят, к сожалению.
Портим мы у вас продукты:
Мясо, овощи и фрукты.
Портим всё: бумагу, сено.
Но нужны мы, несомненно:
Санитары мы Земли.
Трудимся без устали.
Кто уходит в мир иной,
Превращаем в перегной.

- О каких бактериях говорили?

(Бактерии гниения)

- Какое значение у этих бактерий?

(Бактерии гниения портят продукты, делают перегной)

- Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты. Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.

Но и много неприятностей приносят нам эти бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания.

- Как вы думаете, как человек защищает продукты питания от бактерий гниения?

(Человек хранит продукты в холодильнике, консервирует)

- Конечно же, правильно. Люди большинство продукты хранят в холодильнике. Также чтобы продукты не портились, их солят, сушат, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

- Послушаем о следующей группе бактерий.










Почвенные бактерии

Молодцы вы, но без нас
Не смогли бы жить растения.
Перегной мы после вас
Превращаем в удобрения
Минеральные. И вот
Корень в почве их найдёт,
В лист зелёный передаст.
Лист для всех живых создаст
Органическую пищу:
Для животных, человека,
Для бактерий и грибов.
Потому без лишних слов
Мы, признайте, лучше всех.

- Назовите группу бактерий, о которых услышали?

(Почвенные бактерии)

- Для чего нужны эти бактерии?

(Почвенные бактерии необходимы для получения минеральных удобрений из перегноя)

- Почвенные бактерии перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые могут поглощаться растениями из почвы.

Если бактерии гниения и почвенные бактерии не участвовали бы в круговороте веществ, поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают бактерии гниения и почвенные бактерии.













Клубеньковые бактерии

Что за бред тут? Что за смех?
Мы - особые бактерии.
К нам относятся с доверием
Соя, клевер, астрагал.
Очень дружим мы с бобовыми.
И не зря ведь клубеньковыми
Ласково ты нас назвал.
Мы азот свободный воздуха
Без усталости, без отдыха
Превращаем в аммиак.
Лучше всех мы, что, не так?!

- Назовите группу бактерий?

(Клубеньковые бактерии)

- Каково значение этих бактерий?

(Эти бактерии выделяют в почву азот необходимый для растений)

- Назовите семейство растений, которые имеют клубеньки на корнях?

(Семейство бобовых)

- Эти бактерии, способны усваивать азот из воздуха и превращать его в минеральные вещества, которые потом и усваивают растения. Эти бактерии поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: