Элементы теории социального конфликта

Введение.

Немецко-британский социолог Ральф Дарендорф уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Для него наличие конфликтов - естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация, в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения.

Конфликт является отцом всех вещей, то есть движущий силой изменений, но он не должен быть войной или гражданской войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики и по сей день.

Р. Дарендорф

В университете Дарендорф защитил докторскую диссертацию, посвященную концепции справедливости в работах К.Маркса. Вскоре Дарендорф опубликовал свою первую книгу «Маркс в перспективе».

Биография

Ральф Густав Дарендорф – немецкий социолог, философ, политолог и общественный деятель. Родился 1 мая 1929 года. Учился в Гамбургском университете и вступил в социал-демократическую партию. В университете он изучал философию и классическую филологию. В 1952 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную концепции справедливости в работах К. Маркса. Вскоре Дарендорф опубликовал свою первую книгу «Маркс в перспективе»[1]. Именно тогда он познакомился с известным британским социологом Томасом Маршаллом, который был приглашен в Гамбургский университет в качестве советника по образованию. Встреча с Маршаллом пробудила интерес Ральфа к социологической проблематике, он стал одним из его аспирантов в Лондонской Школе экономики. В 1956 г. Дарендорф успешно защитил диссертацию по проблемам неквалифицированной рабочей силы. В этот период он и его коллеги по аспирантскому цеху были увлечены американской социологией, в частности, работами Толкотта Парсонса. Затем, постепенно предметом критики стала не только функциональная социология Парсонса, но и идеи Маркса. Опираясь на труды Макса Вебера и Теодора Гайгера, Дарендорф стремился значительно расширить проблематику социальных конфликтов в социологии.

Вернувшись в Германию в 1957 г., Дарендорф начал преподавать в университете Саарбрюккена. После Второй мировой войны Саарская область вошла во французскую зону оккупации Германии. По договору 1956 г. Между Францией и ФРГ с 1 января 1957 г. Саарская область получила статус федеральной земли Германии. Непростая политическая ситуация заставила Дарендорфа включится в публичную политику. Он предпринял попытку создать проевропейскую партию. После включения Саара в Германию ученый выступил с критикой политики «германизации» жителей и горячо приветствовал закон о преподавании французского в саарских школах как первого иностранного языка. Тогда же, в 1957 г. вышла книга, которая принесла ему известность в социологическом мировом сообществе, – «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе»[2].

После майских событий 1968 г. (Социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку) Ральф Дарендорф счел необходимым включить в публичную дискуссию левые студенческие группы. С его точки зрения, любые субъекты политического процесса должны иметь одинаковые возможности и права для озвучивания собственных взглядов и настроений. Идея урегулирования конфликтов лежит в основе существования демократического государства. Социальное развитие и преодоление трудностей возможны только тогда, когда есть открытая дискуссия. Подавление конфликтов, преследование оппозиции,

В 1965 г. вышла его книга «Общество и демократия в Германии»[3]. Дарендорф стремился определить приверженность Германии демократическим принципам и ответить на вопрос: существует ли новая опасность возникновения тоталитарного государства. Он использует теорию конфликта, чтобы понять специфику немецкой истории. После того как неонацистская Национал-демократическая партия Германии получила места в 7 из 11 региональных парламентов, его обеспокоенность будущим не только ФРГ, но и Европы возросла.

Широкой общественности Дарендорф стал известен после назначения советником по образовательной политике в региональном правительстве в конце 1960-х годов. В 1969 г. он был избран депутатом. Потом он был назначен его заместителем министра иностранных дел. Несмотря на столь высокий пост, зависимость в ключевых вопросах от вышестоящего руководства вскоре оказалась для него серьезным препятствием при принятии политических решений. В июле 1970 г. был назначен Европейским Комиссаром. Хотя это давало определенные преимущества и относительную независимость, Дарендорф все же опубликовал (под псевдонимом) ряд статей, в которых подверг резкой критике бюрократизм Европейского Сообщества в Брюсселе.

Административные посты привлекали Дарендорфа, ему нравилось находиться между теорией и практикой, постоянно переступая границы обоих миров. В целом свою роль руководителя он видел в том, чтобы стимулировать проведение научных исследований в рамках учебного заведения, оказывая при этом максимальную поддержку научным работникам.

В 1974 году Дарендорф вернулся в науку и руководил прославленной Лондонской школой экономики (до 1984 года). С 1984 по 1986 год работал в Университете Констанцы, а в 1986—1987 годах — в Нью-Йорке, приглашённым профессором Фонда Рассела Сейджа. С 1987 по 1997 год он был ректором Сент-Энтони-колледжа Оксфордского университета, с 1991 по 1997 год в добавление к этому — проректором этого университета.

В 1982 году он был произведён королевой Елизаветой II в кавалеры Ордена Британской империи, с которым для британских граждан связан дворянский титул «Сэр».

В 2002 г. вышла книга «Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы».

В 2003 г. Ральф Дарендорф опубликовал автобиографию под двусмысленным заголовком: «Через границы»[4]

Умер 17 июня 2009 в Кельне (Германия).

Биография в схеме

 

Теория конфликта

Конфликтная модель

Термин «теория конфликта» как систематическая альтернатива «теории порядка» Т.Парсонса появился впервые в 1956 г. в уже упоминавшейся работе Льюиса Козера «Функции социального конфликта». Чуть позже этот термин был вновь использован Ральфом Дарендорфом в его работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе».

    Р. Дарендорф с самого начала оговаривает, что его теория не является попыткой опровержения теории Т. Парсонса, указывая, что каждая теория имеет дело с различной совокупностью проблем. Разделяя парсонианское допущение относительно неадекватности непосредственного опыта и необходимости теории для его организации, он считает, что невозможно существование одной систематической теории, приложимой ко всей реальности. Различные теории организуют мир различными способами в соответствии с типом проблем, которые они предполагают разрешить. Одним из таких способов и является конфликтная модель, обращающая свое внимание, прежде всего, на проблемы дисфункции и насилия в противовес функции и согласию[5].

По теории Дарендорфа, конфликтная модель общества основана на четырех положениях, в известной мере противоположных положениям функционалистической модели:

1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений - изменения вездесущи;

2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт - социальный конфликт вездесущ;

3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

4) каждое общество базируется на насилии одних его членов над другими.

Принимая конфликтную модель общества, теория социального конфликта, по мнению Дарендорфа, должна ответить на следующие три вопроса: 1) каким образом в структуре общества появляются группы, находящиеся в состоянии конфликта; 2) какие формы может приобрести борьба между этими группами; 3) какого рода конфликт между этими группами влияет на изменение структуры общества.

Сам Дарендорф дает ответ на эти вопросы. Он доказывает, что группы появляются среди тех, кто власть имеет и хочет ее сохранить, и тех, кто ее хочет изменить. Конфликт проявляется не сразу, а лишь тогда, когда каждая из групп осознает свое положение и потребует изменения статус-кво. Момент превращения скрытых интересов ведет к взрыву конфликта, изменению статус-кво[6].

Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными пререквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.

Присутствие «объективных интересов» структурирует мир на потенциальные конфликтные группы, называемые Дарендорфом квази-группами. В силу определенных условий они могут стать конфликтными, эти же условия придают различную форму группам и обуславливают результаты конфликта.

Причину конфликта Р. Дарендорф видит в неравенстве положения, занимаемого людьми в «императивно координируемых ассоциациях». Одни из них наделены «авторитетом», в силу чего управляют и командуют, другие же, напротив, лишены его и поэтому вынуждены подчиняться и выполнять приказы. Господствующий в данной «ассоциации» социальный класс противостоит притязаниям на его власть со стороны подчиненного ему в этой «ассоциации» класса.


Элементы теории социального конфликта

Р. Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположность.

Его внимание сосредоточивается на структурных конфликтах, которые представляют собой лишь один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам, - что означает, как правило, образование конфликтных групп, - аналитически проходит, согласно его представлению, в три этапа (которые при наблюдении форм организации, начиная приблизительно с политических партий, различаются эмпирически, т.е. не всегда четко)

Само исходное состояние структуры образует первый этап проявления конфликта. Здесь выделяются две стороны конфликта, которые являются квази-группой, т.е сходством позиций, которое не нуждается в осознании ими.

Второй этап развития конфликта состоит в непосредственной кристаллизации, т.е. осознании латентных (объективных) интересов, организации квази-групп в фактические группировки. Каждый социальный конфликт стремится к явному выражению вовне.

Кристаллизация происходит при наличии определенных условий. Чтобы конфликты проявились, должны быть выполнены условия:

§ технические (личные, идеологические, материальные);

§ социальные (систематическое рекрутирование, коммуникация);

§ политические (свобода коалиций).

Если отсутствуют некоторые или все из этих условий, конфликты остаются латентными, пороговыми, не переставая существовать.

Третий этап заключается в самих сформировавшихся конфликтах. Конфликты являются столкновением между сторонами или элементами, характеризующимися идентичностью: между нациями, политическими организациями и т.д. В случае, если такая идентичность еще отсутствует, конфликты являются неполными.

Формы социальных конфликтов изменяются, - пишет Дарендорф, и теория социального конфликта должна дать ответ на вопрос, в каких аспектах можно обнаружить такие изменения формы и с чем они связаны. Это вопросы переменных и факторов вариабельности социальных конфликтов [7].

Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом – беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество поливариантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драка, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.

Переменная интенсивности относится к степени участия пострадавших сторон в данных конфликтах. Чем большее значение придают участники столкновению, тем оно интенсивнее. Р. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.

Но при каких условиях социальные конфликты приобретают более или менее насильственную, более или менее интенсивную форму? Какие факторы могут влиять на интенсивность и насильственность конфликта?

а) условия организации конфликтных групп, или манифестирование конфликтов. Многие столкновения приобретают свою высшую степень интенсивности и насильственности тогда, когда одна из участвующих сторон способна к организации, есть социальные и технические условия, но организация запрещена и отсутствуют политические условия.

б) круг факторов социальной мобильности. При мобильности интенсивность конфликта уменьшается. Уровень мобильности между конфликтующими сторонами обратно пропорционален интенсивности конфликта. Чем больше индивид идентифицирует себя с определенной социальной позицией, тем выше его приверженность групповым интересам и тем интенсивнее возможное развитие конфликта. Поэтому конфликты на основе возрастных и половых различий, или межконфессиональные столкновения, как правило, интенсивнее, чем региональные. В то же время вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция, как правило, способствуют снижению интенсивности конфликта.

в) социальный плюрализм (разделение социальных структурных областей). Если структура плюралистична, т.е. обнаруживаются автономные области – интенсивность снижается.

Подчёркивая, что подавление конфликтов не только аморально, но и неэффективно, что попытки «отменить» конфликты, в корне ликвидировать противоречия обманчивы, Дарендорф формулирует условия, при которых регулирование конфликтов будет успешным. Стороны должны признать неизбежность и оправданность конфликтов, их творческий потенциал. Поэтому вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений, без намерения устранить причины. Участники должны согласиться на определённые правила конфликтного поведения, тогда регулируемый конфликт станет в известной степени смягчённым и будет протекать в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой[8].

Прекращение конфликтов, которое, в противоположность подавлению и «отмене» обещает успех, поскольку оно соответствует социальной реальности, Р. Дарендорф называет регулированием конфликтов. Сюда он относил:

§ переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью ведения переговоров по всем острым темам, связанным с конфликтом, и принятия решений установленными способами, соответствующими обстоятельствам;

§ посредничество, т.е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;

§ арбитраж, т.е. обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер;

§ обязательный арбитраж, находящийся на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Данные формы могут применяться последовательно, в таком порядке, в каком они представлены выше.

Социолог подчеркивал, что конфликты не исчезают путем их регулирования, а там, где существует общество, существуют и конфликты.

Ральф Дарендорф также рассуждал: «Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т.е. движущей силой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики» [9].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: