Тема: Деятельность – способ существования людей.
1. Деятельность человека: основные характеристики.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это присущая только человеку форма взаимодействия с
окружающим миром.
Характерные отличия деятельности:
- сознательность
- продуктивность
- преобразующий характер
- орудийный характер
- общественность (социальность)
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения потребностей
ПОТРЕБНОСТЬ – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо
для поддержания его организма и развития личности.
классификация потребностей:
I. Основная классификация
- материальные (естественные, биологические, врожденные, органические, природные) –
|
|
потребности в поддержании физического существования.
- социальные – потребности во взаимодействии с обществом
- идеальные (духовные) – потребности в создании и освоении духовных ценностей
Все потребности взаимосвязаны
II. Пирамида Маслоу
- базовые – естественные, экзистенциальные (безопасность и комфорт)
- вторичные – социальные, престижные, духовные
2. Структура деятельности и ее мотивация.
- субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив)
- объект – то, на что направлена деятельность
- мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек
- цель – то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата
- средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность
- результат – изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности
Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат)
ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - малоосознанные действия.
3. Многообразие деятельности.
Виды деятельности:
В зависимости от особенностей отношения человеку к окружающему миру подразделяют на:
Практическую:
- материально – практическую
- социально – преобразующую)
Духовную:
- духовно – практическую
- духовно – теоретическую
2. В соответствии с ходом истории, с общественным прогрессом:
|
|
- прогрессивную или реакционную направленность
- созидательную или разрушительную
3. В соответствии существующим общекультурным ценностям определяют:
- законную и незаконную
- моральную и аморальную
4. В связи с социальными формами объединения людей выделяют:
- коллективную, массовую, индивидуальную
5. В зависимости от новизны целей различают:
- однообразную, шаблонную, монотонную и инновационную,
- изобретательскую, творческую
6. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает:
- экономическую, политическую, социальную и др.
7. С точки зрения становления человеческой личности:
- игровая, учебная, трудовая, общение
8. С точки зрения особенностей проявления человеческой деятельности выделяют:
- внешнюю и внутреннюю.
4. Сознание и деятельность.
СОЗНАНИЕ – присущая только человеку способность воспроизводить
действительность в идеальных образах.
Представители разных философских школ по – разному отвечают на вопрос о природе сознания и
особенностях его формирования.
естественно – научный подход религиозно – идеалистический подход
сознание – это проявление сознание – первично, телесная организация,
функций мозга, телесная его производная
организация - вторично
Но все они отмечают, что сознание связано с речью и деятельностью.
Отечественная психология разработала учение о формировании сознания человека в раннем возрасте
благодаря общению со взрослыми.
Так как человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, то способ его
отношения к миру и называется сознанием.
Но с другой стороны, ощущения и переживания человека находятся за рамками сознания и приводят к
малоосознанным действиям, что искажает результат деятельности человека.
Деятельность способствует изменениям в сознании человека, его развитию.
Сознание формируется деятельностью, чтобы влиять на эту деятельность и регулировать ее.
Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о
деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.
То есть:
- формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности.
- в русле ведущей деятельности развиваются все остальные ее виды.
Примеры:
игра
учение
труд
общение
Сознательная деятельность – это активность человека, направленная на осуществление
поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.
Домашнее задание: прочитать конспект, при желании можно воспользоваться другими источниками и его
дополнить.