В зависимости от особенностей отношения человеку к окружающему миру подразделяют на

Тема:          Деятельность – способ существования людей.

          1. Деятельность человека: основные характеристики.

                     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это присущая только человеку форма взаимодействия с

                                                          окружающим миром.

                    Характерные отличия деятельности:

           - сознательность

           - продуктивность

           - преобразующий характер

           - орудийный характер

           - общественность (социальность)

                  Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения потребностей

                       ПОТРЕБНОСТЬ – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо

                                                         для поддержания его организма и развития личности.

                                классификация потребностей:

I. Основная классификация

- материальные (естественные, биологические, врожденные, органические, природные) –

                           потребности в поддержании физического существования.

- социальные – потребности во взаимодействии с обществом

- идеальные (духовные) – потребности в создании и освоении духовных ценностей

                                 Все потребности взаимосвязаны 

II. Пирамида Маслоу

- базовые – естественные, экзистенциальные (безопасность и комфорт)

- вторичные – социальные, престижные, духовные

                2. Структура деятельности и ее мотивация.

 - субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив)

 - объект – то, на что направлена деятельность

 - мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек

- цель – то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата

 - средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность

 - результат – изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности

   

      Деятельность складывается из действий (выраженный акт поведения, имеющий свою цель и результат)

 

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - малоосознанные действия.

 

                       3. Многообразие деятельности.

                                  Виды деятельности:

В зависимости от особенностей отношения человеку к окружающему миру подразделяют на: 

      Практическую:

 - материально – практическую

 -  социально – преобразующую)

Духовную:

 -  духовно – практическую

 - духовно – теоретическую

 

2. В соответствии с ходом истории, с общественным прогрессом:

-  прогрессивную или реакционную направленность

- созидательную или разрушительную

 

 3. В соответствии существующим общекультурным ценностям определяют:

- законную и незаконную

- моральную и аморальную

 

4. В связи с социальными формами объединения людей выделяют:

- коллективную, массовую, индивидуальную

 

5. В зависимости от новизны целей различают:

 - однообразную, шаблонную, монотонную и инновационную,   

 - изобретательскую, творческую

 

6. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает:

- экономическую, политическую, социальную и др.

7. С точки зрения становления человеческой личности:

- игровая, учебная, трудовая, общение

8. С точки зрения особенностей проявления человеческой деятельности выделяют:

 - внешнюю и внутреннюю.

 

 

                            4. Сознание и деятельность.

                      

                СОЗНАНИЕ – присущая только человеку способность воспроизводить

                                           действительность в идеальных образах.

  

                    Представители разных философских школ по – разному отвечают на вопрос о природе сознания и    

                    особенностях его формирования.

 

              естественно – научный подход                                           религиозно – идеалистический подход

 

          сознание – это проявление                                                   сознание – первично, телесная организация,

          функций мозга, телесная                                                      его производная

          организация - вторично  

                           Но все они отмечают, что сознание связано с речью и деятельностью.   

                Отечественная психология разработала учение о формировании сознания человека в раннем возрасте

          благодаря общению со взрослыми.

               Так как человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, то способ его

             отношения к миру и называется сознанием.

              Но с другой стороны, ощущения и переживания человека находятся за рамками сознания и приводят к

         малоосознанным действиям, что искажает результат деятельности человека.

             Деятельность способствует изменениям в сознании человека, его развитию.

            Сознание формируется деятельностью, чтобы влиять на эту деятельность и регулировать ее. 

           Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о

         деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека.

                   То есть:

        - формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности.

        - в русле ведущей деятельности развиваются все остальные ее виды.

                           Примеры:

игра

учение

труд

общение

    Сознательная деятельность – это активность человека, направленная на осуществление              

    поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.   

Домашнее задание: прочитать конспект, при желании можно воспользоваться другими источниками и его

                               дополнить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: