Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников»

Дисциплина: Теория и методика обучения детей дошкольного возраста русскому языку     

Дата:. 16.04.2020г.

Группа:  КЗДО-15 Мирошниченко Светлана

Тип занятия: практическое занятие

Тема занятия: Экзаменационная работа.

Тема.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Заполните таблицу «Зарубежная педагогика в развитии речи».

№пп Авторы, годы жизни Труды
1. Я.А. Коменский (_28марта 1592, 5 ноября 1670г.г.)     основоположник научной педагогики «Великая дидактика» — это четырехтомный научный труд, в который вошли темы по педагогике», «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633)
2. И.Г.Песталоцци (1746/1827)   Положил начало теории начального обучения, в которой связал педагогику с психологией, а обучение — с воспитанием и развитием. Предложил ряд новых идей в теории соединения обучения и производительного труда. Ему принадлежат труды: «Лингард и Гертруда» (1781/1887), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826) и др.
3. Ф. Фребель (21апреля 1782 — 21июня 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад». создатель первого детского сада, «К нашему немецкому народу»,»Воспитание человека», «Дары», «Педагогика детского сада»(1913Соколов «Детский сад»)
4. М. Монтессори (31 августа 1870-1952) "Метод Монтессори», "Дом ребенка. Метод научной педагогики".«Дети - другие», «Психогеометрия» «Психоарифметика»

 

Заполните таблицу. Дать определение: «Задачи речевого развития детей».

 

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
    слово Монолог-формирование монологической речи Лексика-развитие словаря  
  звук   Диалог формирование разговорной речи Фонетика-воспитание звуковой культуры речи  
  Словоформа,словосочетание, предложение     Формирование грамматического строя
текст Диолог Монолог- Развитие связной речи Формирование: разговорной речи формирование монологической речи

Какие дидактические требования предъявляются к проведению образовательной деятельности в ДОУ?

Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • ­педагог, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает переутомления детей;
  • предусматривать чередование различных видов деятельности детей на протяжении всей НОД.

Дидактические требования:

  • ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  • творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
  • определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  • выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
  • ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью НОД;
  • использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал;
  • ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений детей.

Организационные требования:

  • иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
  • четко определить цель и дидактические задачи НОД;
  • грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том числе ИКТ;
  • поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

 

Тема 2. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности

Составьте картотеку двух игр-упражнений со звукоподражанием для закрепления звуков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

1. Игра «Комарик». Показываем ребенку комара на картинке и говорим: «Это комарик. Он летает и поёт песенку: «з-з-з-з-з»". Изображаем руками движения, как будто ловим комара, потом зажимаем кулачок, подносим к уху и слушаем «з-з-з-з-з», предлагаем ребенку послушать, как комарик поет в кулачке песенку: «з-з-з-з-з». Упражнения на становление и закрепление звуков, формирующие правильное звукопроизношениеУпражнение «Во дворе». Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто - там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?»  
2. Упражнение «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в слове, воспринятого на слух. Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый). Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок. Задан звук «а», лук - белый кружок, мак - красный кружок. Задан звук «к», капуста - красный кружок, мяч - белый кружок.

Тема 2.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».

Возраст дошкольного детства Развитие связной речи
К концу первого-началу второго года жизни     на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения.
К концу второго года жизни     К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, которая включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении со взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.
На третьем году жизни     что детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи, то есть они односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Ребёнок четвёртого года жизни не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картины. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики.
В дошкольном возрасте     У них развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок. Также они могут составить рассказ из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Таким образом, дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют: большой словарный запас;

3. Дополните описание диагностических умений педагогов по развитию речи дошкольников (по исследованию Шабаевой Г.Ф.)

Образец:

1. Умения обследовать речь ребенка:

1) выбрать диагностическую методику, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей;

2) отобрать критерии и показатели, по которым будет оцениваться уровень речевого развития;

3) подобрать систему заданий для проведения диагностики речи ребенка;

4) проводить диагностику речевого развития ребенка, делая процесс выполнения задания привлекательным для ребенка.

2. Умения диагностировать стороны речи:

1Диагностика просодической стороны речи,

2Интанационной с.р.

3Лексическая

4Фонетическая

5Звуковая

3. Умения составлять характеристики речевого развития детей:

1 Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой»— открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.

Таким образом, наряду с задачей накопления и уточнения активного и пассивного словарного запаса важная задача речевой работы в первой младшей группе — совершенствование произношения слов. Упражняя детей в правильном произношении слов (на занятиях и вне их), воспитатель широко использует прием речевого образца.

Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» — Кошку кладу в платок) и т. д.

Воспитатель в процессе бесед с детьми (вопросы педагога служат детям образцом для ответа), чтения рассказов, сказок, стихов, инсценировок, дидактических игр, занятий по картинкам и т. д. помогает им овладевать грамматическим строем речи.

Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), переднеязычные (г, т', д’, я, я', г', л’), заднеязычные (л, к', г, г', х, х). Свистящие звуки (с’ з, з', ц), шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р', л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с', ф'; з — с', в; ц — т'; ш — с’, г'; ж — с’, щ — т’; р — л’; р' — л’; л — л’). Поэтому основная задача воспитателя — проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации.-М., 2008.

2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М., 2010.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.- М.Академия, 2007.-256.

4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова.-М.: Академия, 2010.-144с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей под ред. Сохина Ф.А..-М., 2005.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2007.

7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Академия, 2010. – 189 с.

8. Яшина В.И. Речевая подготовка детей к школьному обучению/Инновационные технологии предшкольного образования.-М., 2008

9. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной.-5-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-448 с.-(сер. Бакалавриат).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: