Сцена из балета «Пламя Парижа»

Там же Вахтанг Чабукиани в 1939 году осуществил постановку балета Александра Крейна «Лауренсия». Все спектакли так или иначе представляли пафос и драматизм освободительной борьбы. А годовщина революции в 1937 году была отмечена постановкой оперы Олеся Чишко «Броненосец „Потёмкин“», героической эпопеи по мотивам реальных событий.

В середине XX века советское мастерство классического искусства находится на высоте. В 1956 году Леонид Якобсон ставит на сцене Ленинградского театра балет на музыку Арама Хачатуряна «Спартак», вскоре ставший легендарным и приобретшим мировую славу. Самые знаменитые танцовщики Советского Союза исполняли партии в постановках разных лет: Майя Плисецкая (Эгина, Фригия), Екатерина Максимова (Фригия), Владимир Васильев (Спартак, Раб), Марис Лиепа (Красс).

Марис Лиепа (Красс) и Нина Тимофеева (Эгина) в сцене из балета «Спартак»

Танец спартанцев из балета «Спартак» в постановке Юрия Григоровича

В 1964 году отчаянный новатор Якобсон решается на сценическое воплощение поэмы Александра Блока «Двенадцать» (музыка ученика Шостаковича Бориса Тищенко). Одноактный хореографический спектакль не мог не стать предметом споров: обсуждались как его идейная сторона, так и пластические средства её выражения. И хотя 1960-е годы в советском искусстве именовали «оттепелью», обстановка в Ленинградском театре мало способствовала радикализму в творческих поисках. Однако замысел удался, о чём балетовед Вера Красовская писала так:

С почти зримой наглядностью показал Тищенко образы старого мира, разгоняемые ветром революции… Финал «Двенадцати» Тищенко — мечта об идеальной гармонии, мечта возвышенная и чистая, подсказанная духом поэзии Блока.

 

 

Обращение к идеям, заложенным в классических произведениях, к их драматургии способствовало овладению деятелями хореографического искусства методом социалистического реализма.

В связи с этим прежде всего следует назвать балет "Бахчисарайский фонтан" (автор сценария Н. Волков, композитор Б. Асафьев, балетмейстер Р. Захаров). Постановочная группа во главе с Р. Захаровым проделала огромную работу. Используя опыт прогрессивных деятелей балета прошлых лет, они стремились к правдивости отражения на сцене жизни, характеров и образов, к созданию подлинно реалистического произведения искусства. Единомышленниками балетмейстера были исполнители, тогда еще молодые Галина Уланова, Константин Сергеев и другие: В исполнении Г. Улановой партии Марии в балете "Бахчисарайский фонтан" зрителя потрясала раскрытая артисткой тема высокой любви, верности героини.

Постановка "Бахчисарайского фонтана" важна для нас не только своей художественной значимостью, но и тем, что балетмейстер положил в основу работы над спектаклем научное изучение материала, стремясь к воспроизведению на сцене атмосферы той эпохи, поэзии А. Пушкина, образов, рожденных фантазией великого поэта. И хотя Мария и Гирей говорили со зрителем языком хореографии - это были пушкинские Мария и Гирей. Идея "Бахчисарайского фонтана", сформулированная В. Белинским как "перерождение дикой души через чувства любви" (любовь к Марии способствовала перерождению Гирея), в балетном спектакле была раскрыта чрезвычайно ярко и полно.

Прошедшие годы подтвердили правильность направления, взятого балетмейстером Р. Захаровым: спектакль до сих пор не сходит со сцен оперно-балетных театров нашей страны и за рубежом именно в его редакции.

В постановке этого спектакля ярко проявились основные черты метода социалистического реализма: правдивость действия в конкретных исторических обстоятельствах, индивидуализация образов, отвечающих замыслу автора литературного произведения, четкое раскрытие идеи, ярко очерченные национальные образные характеристики, использование национального фольклора.

С постановкой балета "Бахчисарайский фонтан" расширились рамки хореографического жанра, балет завоевал право на более широкий круг тем и идей, на решение их в хореографическом искусстве.

Освоение тем и сюжетов большой литературы в балетных спектаклях 30-х годов, начатое спектаклем "Бахчисарайский фонтан", помогло советским балетмейстерам в решении ряда задач, необходимых для постановки балетов на современные темы.

В 30 - 50-е годы расширился репертуар национальных балетных театров. Были поставлены такие национальные спектакли, как "Соловей" М. Крошнера (Белоруссия), "Сердце гор" А. Баланчивадзе (Грузия), "Балерина" Г. Мушеля (Узбекистан), "Сакта свободы" А. Скултэ (Латвия), "Эгле - королева ужей" Э. Бальсиса (Литва), "Сломанный меч" Э. Лазарева (Молдавия), "Девичья башня" А. Бадайбейли (Азербайджан), "Журавлиная песня" Л. Степанова и З. Исматилова (Башкирия), "Сампо" Г. Синисало (Карелия), "Шурале" Ф. Яруллина и "Водяная" Э. Бакирова (Татария), внесшие свой существенный вклад в становление в советской хореографии метода социалистического реализма, который предполагает обращение художников (либреттистов и балетмейстеров) к народным характерам, к сюжетам из жизни народной, использование для постановочной работы музыки национальных композиторов. На национальном материале были поставлены также спектакли в театрах Москвы и Ленинграда: "Тарас Бульба" В. Соловьева-Седова, "Кавказский пленник" Б. Асафьева, "Лауренсия" А. Крейна, "Гаянэ" А. Хачатуряна.

Взаимообогащение культур народов нашей страны находит свое отражение и в хореографическом искусстве.

Появление таких спектаклей, как "Юность" (композитор М. Чулаки, балетмейстер М. Фенстер), "Тарас Бульба" (композитор В. Соловьев-Седой, балетмейстер Р. Захаров), "Золушка" (композитор С. Прокофьев, балетмейстер Р. Захаров), "Отелло" (композитор А. Мачавариани, балетмейстер В. Чабукиани), "Тропою грома" (композитор Кара Караев, балетмейстер К. Сергеев) и многие, многие другие, свидетельствует о том, что главным для советских деятелей балета является все же воссоздание на балетной сцене жизненной правды, верность традициям реализма.

В конце 50-х - начале 60-х годов о себе ярко заявило новое поколение хореографов. Их творческие искания способствовали дальнейшему развитию и углублению принципов социалистического реализма в балетном театре. Прежде всего следует сказать о творчестве Ю. Григоровича, который в сюжетах, взятых из сказаний и легенд ("Каменный цветок", "Легенда о любви"), из истории ("Спартак", "Иван Грозный"), из современной действительности ("Ангара", "Золотой век"), стремится поднимать значительные нравственно-этические проблемы, ищет пути к выявлению сложных духовных процессов во внутренней жизни человека. Аналогичные тенденции можно обнаружить в спектаклях балетмейстеров И. Вельского ("Ленинградская симфония", "Берег надежды"), О. Виноградова ("Асель", "Горянка") и др.

Метод социалистического реализма позволяет художнику "говорить" с народом, со зрителем языком, понятным ему, поднимает темы, которые волнуют всех. Поэтому лучшие произведения советского хореографического искусства вызывают большой зрительский интерес.

Ансамбли выступали перед колхозниками на полевых станах, перед солдатами и моряками на кораблях, в воинских частях, перед рабочими в цехах во время обеденного перерыва.

Первым был создан в 1928 году Ансамбль красноармейской песни и пляски. Организаторами этого коллектива были Александр Васильевич Александров и Арсений Александрович Ильин. Ныне известный всему миру дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии носит имя А. В. Александрова. Вначале этот коллектив был немногочисленным - всего 12 человек: певцы, музыканты, чтецы. Репертуар коллектива составляли музыкально-литературные монтажи: "22-я Краснодарская дивизия в песнях", "Первая Конная в песнях", "Особая дальневосточная", "Песнь о Магнитострое". Сами названия программ говорят о том, что репертуар коллектива был тесно связан с жизнью Советской Армии, советского народа.

В 1933 году, т. е. через пять лет после своего возникновения, Ансамбль песни и пляски Красной Армии в своем составе имел 300 человек, мужской четырехголосный хор, оркестр, хореографический коллектив.

В жизни танцевальной группы ансамбля огромную роль сыграл замечательный советский балетмейстер Павел Павлович Вирский. Он долгие годы стоял во главе этого коллектива, с его деятельностью связано формирование стиля, исполнительской манеры коллектива, создание сценического образа советского воина в хореографическом прочтении. Интересная танцевальная лексика, техничность, виртуозность, умелый подбор исполнительских кадров - все это появилось благодаря усилиям П. Вирского. Хореографическая группа Ансамбля песни и пляски Советской Армии имела в своем репертуаре такие пляски, как "Солдатский перепляс", "Казачья кавалерийская", "Русская пляска", которые обрели поистине мировую популярность.

Создание Ансамбля песни и пляски Советской Армии положило начало развитию многочисленных армейских профессиональных и самодеятельных коллективов. Каждый из них имел свою задачу, свой творческий профиль, свое лицо.

Сейчас, по прошествии более полувека, сложилась определенная структура таких коллективов, их художественная направленность.

Слово "ансамбль" французского происхождения, оно в переводе на русский язык означает "единство", "созвучие", "согласованность". Это слово пришло в хореографию из музыкального искусства, где ансамблем называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но наши танцевальные коллективы ставят своей задачей не только совместное исполнение произведений несколькими участниками. Ансамбли, о которых мы говорили, и хореографические коллективы, о которых речь пойдет дальше, кроме этих задач, решают вопросы, связанные и с идейной направленностью программы, с единством стиля, тематики и т. д.

В настоящее время ансамбли песни и пляски или ансамбли песни и танца обычно состоят из хора, группы солистов, танцевального коллектива, мужского и женского, либо только мужского, либо только женского, оркестра, либо небольшого оркестрового ансамбля, либо группы баянистов. Оркестр может быть смешанным, как в Ансамбле народного танца СССР, где малый симфонический состав оркестра дополняется отдельными народными инструментами, или состоять из народных инструментов, или быть симфоническим.

При организации в 1937 году Ансамбля народного танца СССР он также в своем подавляющем большинстве состоял из участников художественной самодеятельности. Бессменный руководитель этого коллектива, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Игорь Александрович Моисеев умело подобрал талантливых исполнителей. Мы уже говорили, что коллектив был создан после Всесоюзного фестиваля народного танца, прошедшего в Москве в 1936 году, где и профессионалы-хореографы и зрители еще раз убедились в богатстве и многообразии танцевального фольклора народов нашей страны.

Сначала в Ансамбле народного танца СССР было 30 человек. Они в своей первой программе смогли ярко раскрыть содержание различных национальных танцев, передать их национальный колорит. Однако они не повторяли буквально фольклорных форм: И. Моисеев стремился к собственному прочтению, к творческому переосмыслению фольклора, к усовершенствованию и развитию его содержания и структуры. Такой подход к народному танцевальному искусству оказался весьма плодотворным. И руководитель коллектива, постоянно изучая танцевальный фольклор, знакомясь с бытом и нравами людей, стремится к созданию новых народных танцев на основе национальных обычаев и обрядов. Возьмем, к примеру, танец "Бульба", известный сейчас всей стране. Белорусы считают его своим национальным танцем, а между тем этот танцевальный номер был сочинен И. Моисеевым на основе народной песни, изучения характера и образа жизни народа, его трудовой деятельности.

Ныне прославленный коллектив имеет в своем составе свыше ста танцовщиков. В его репертуаре - танцы народов СССР и зарубежных стран, хореографические композиции на современные темы, хореографические композиции с использованием классической музыки ("Половецкие пляски" из оперы А. Бородина "Князь Игорь"). Можно перечислить много интересных номеров, раскрывающих образ народа, его характер, его исполнительскую манеру: гуцульский танец "Аркан", дагестанский "Лезгинка", "Русский перепляс", эскимосская хореографическая миниатюра "Борьба двух малышей", Украинская и Русская сюиты, молдавская сюита "Жок", хореографические картинки "Подмосковная лирика", "Старинная городская кадриль", "Два Первомая", "Футбол", "Партизаны", "День на корабле". В 1945 году коллектив подготовил программу "Танцы славянских народов", в 1953 году - программу "Дружба и мир".

В 1977 - 1978 годах состоялся первый смотр профессиональных ансамблей народного танца и ансамблей песни и танца РСФСР. Он продемонстрировал возросшее мастерство, многообразие творческих почерков балетмейстеров, показал, что большинство коллективов, строя свою работу на национальном фольклорном материале, сумели найти для его воплощения интересные и своеобразные приемы, обрели неповторимую, ярко индивидуальную творческую манеру.

Активно работают танцевальные коллективы и в народных хорах. Формы их участия в пропаганде народных песен и танцев сложились прежде всего благодаря творческим исканиям Т. А. Устиновой, которая с 1938 года работает в качестве главного балетмейстера в Русском народном хоре им. М. Е. Пятницкого. Автор всех хореографических композиций в его концертных программах, она создала методологические принципы сценической аранжировки русского народного танца, которые затем стали применять в своем творчестве и другие балетмейстеры. Бережная театрализация применительно к условиям концертной площадки подлинных фольклорных образцов ("Курский танец с колокольчиками", хоровод "Рязанская змейка"), сочинение на народной основе собственных оригинальных произведений ("Русская гармонь"), постановка масштабных вокально-хореографических картин из сегодняшней жизни народа ("Здравствуй, Волга", "К звездам", "Расцветай, земля весенняя") - и всюду весьма многообразно Т. А. Устинова преломляет национальный пластический материал, во всех этих ее столь несхожих постановках чувствуется стремление раскрыть характер русского человека, используя богатые выразительные возможности русской пляски.

Чрезвычайно интересной, хотя в последнее время несколько забытой формой работы ансамбля является создание театрализованных программ. Как положительный пример можно привести представления, подготовленные ансамблем песни и танца НКВД во время Великой Отечественной войны. Готовить их помогали такие замечательные мастера, как режиссер С. Юткевич, балетмейстеры К. Голейзовский, А. Мессерер и др.

Наше искусство, наша культура должны быть достойны великого времени, в которое мы живем. Идейность, партийность, народность советского искусства, метод социалистического реализма в творчестве художников являются краеугольным камнем творчества советских хореографов, всех деятелей советского искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: