Чтение стихотворения «Часть речи»

…при слове «грядущее» из русского языка

выбегают мыши и всей оравой

отгрызают от лакомого куска

памяти, что твой сыр дырявой.

После стольких зим уже безразлично, что

или кто стоит в углу у окна за шторой,

и в мозгу раздаётся не неземное «до»,

но её шуршание. Жизнь, которой,

как дарёной вещи, не смотрят пасть,

обнажает зубы при каждой встрече.

От всего человека вам осталась часть

речи. Часть речи вообще. Часть речи.

    Несмотря на кажущуюся удовлетворённость жизнью, Бродский во многих поэтических откровениях говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о его горькой обиде, о тоске по Одине, которая гложет его сердце:

Читаем  стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку».

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

выжигал свой срок и кликуху

гвоздём в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал чёрт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, которая меня вскормила,

Из забывших меня можно составить

                                                   город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя, что сызнова входит

                                                   в моду,

сеял рожь, покрывал чёрной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны воронёный

                                          зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

позволял своим связкам все звуки,

                                          помимо воя;

перешёл на шёпот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась

                                                   длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь

                                          благодарность.

    Его стихи – рассказ, повествование. Он – говорит. Говорит в стихах о том. что ни экономика, ни политика, ни религия этот мир не спасут. Красота же, в которой всегда найдутся неожиданные возможности, может быть страшной, жестокой, но в ней есть свет, избыточность, щедрость, праздничность – все качества его стихов. Отчуждение – единственный вариант свободы для Иосифа Бродского. Поэтому разлука – с жизнью, с городом или страной – так часто присутствует в его стихах. Он равнодушен к портрету и почти не трогает автобиографических обстоятельств. Его не интересуют частные случаи, он равнодушен к вещам, с земными ценностями у него дело обстоит неважно. Отсюда вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и чёрного. Судите сами.

Звучит песня «Письмо римскому другу»

https://yandex.ua/video/search?text=Песня%20Письмо%20римскому%20другу%20исполняет%20Клячин

В стихах Бродского сложнейшие речевые конструкции, разветвлённый синтаксис, причудливые фразовые периоды, опирающиеся на стиховую музыку. В отличие от предшествующих традиций главным элементом становится не слово, не строчка, а строфа или даже несколько строф. Именно Бродский перевёл и перенос фразы с одной строчки на другую из вольности в «законный» ряд, сделав его своей манерой; оборванная и продолженная вновь на следующей строке фраза становится подобной непрекращающемуся потоку мыслей. Поэтому многие его стихотворения так длинны – это поток даже не мыслей, а сознания.

В поэзии Иосифа Бродского сочетаются традиции с новаторством, изощрённое с замечательной виртуозностью. Основной метод его поэзии – метод протеста. Он не соглашается: до размышления – ни с чем, после размышления – почти ни с чем. Он видит себя разными глазами: собственными, обнимаемой им возлюбленной, сидящей на ветке птицы, червя, извивающегося в её клюве, поглатываемого чая, пустоты в пространстве, которое только что занимало его тело. И эти все взгляды равноценны. На себя он смотрит без всякого сочувствия. О нём можно сказать то, что он сказал о М.Цветаевой: «Это поэт, у которого нет Рая». Конечность, тупиковость претит Бродскому. Ему необходима возможность выйти за пределы, т.е. – свобода. А Рай и свобода несовместимы. Он добился почти всего, чего можно добиться, и потерял почти всё, что можно потерять.

 

Всё, что я мог потерять, утрачено

начисто. Но достиг я начерно

всё, что было достичь назначено.

Иосиф Бродский завершает историю русской поэзии в том виде, в котором ложилась к сегодняшнему дню. Он делает это так, как если бы по его стихам потомку предстояло судить о русской поэзии в целом. При этом поэзия и судьба его вобрала в себя судьбы других поэтов: ссылку Мандельштама, славу Пастернака, эмиграцию Цветаевой.

Звучит песня Иосифа Бродского «Балаганчик»

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=6683853191132401253&reqid=1588050570778293-743243161492363539200113-vla1-1426&text=песня+И.+Бродский++песня+балаганчик

Как видим, прав был В.Кюхельбекер, утверждая: «Горька судьба поэтов всех времён», как прав и современный нам поэт булат Окуджава, говоря о ХХ веке:

Поэтов травили, ловили

На слове, им сети плели;

куражась, корнали им крылья,

бывало, и к стенке вели…

 

Я вовсе их не прославляю.

Я радуюсь, что они есть.

О, как им смешны, представляю,

посмертные тосты в их честь!

Бродскому, казалось бы, повезло больше других русских поэтов. В 1987 году он стал пятым русским литератором, удостоенным присуждения Нобелевской премии Шведской королевской академией. Он приобрёл мировую славу. Справедливость восторжествовала и в другом: богиня Фемида вновь уравновесила свои весы добра и зла: в июне 1989 года Верховный суд РСФСР объявил, что дело Бродского, то, давнее, ленинградское – «прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения». Удача Бродского сказочна. Он остался жив, на его Родине начали ещё при его жизни печатать его стихи и статьи о нём. Он к тому не бросил сочинять стихи и рассуждать о русской поэзии. Вот видеофрагмент из передачи того времени: «Иосиф Бродский: поэт о поэтах».

Посмотрите, пожалуйста, передачу  «Иосиф Бродский: поэт о поэтах».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: