Интервал. Виды интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы

Интервалом называется расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - вершиной. Звуки интервала, взятые одновременно образуют гармонический интервал. Звуки интервала, взятые последовательно образуют мелодический интервал.

 

Каждый интервал определяется двумя величинами: качественной и количественной.

Количественная величина показывает, сколько ступеней охватывает интервал и обозначается цифрой. Качественная величина показывает, сколько тонов и полутонов имеет интервал и обозначается буквой. 

Простые интервалы - это интервалы, которые образуются в пределах октавы. 

 

Названия интервалов: 1. Прима (ч1)                            6. Квинта (ч5)

                                    2. Секунда (м2, б2)                  7. Секста (м6, б6)

                                    3. Терция (м3, б3)                    8. Септима (м7, б7)

                                    4. Кварта (ч4)                          9. Октава (ч8)

                                    5. Два тритона (Ув4 и Ум5)

Составные интервалы - это интервалы, которые шире октавы. Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам. Названия составных интервалов: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.

 

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.

 

Интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонансы - звучат мягко, благозвучно. К ним относятся: ч1, м3, б3, ч4, ч5, м6, б6, ч8.

Диссонансы - резко звучащие интервалы. К ним относятся: м2, б2, м7, б7, тритоны.        

Интервалы в ладу бывают устойчивыми и неустойчивыми. Устойчивым считается только тот интервал, оба звука которого устойчивы.

Это интервалы

1. на I ступени мажора: ч1, б3, ч5, ч8;

      на III ступени мажора: ч1, м3, м6, ч8;

      на V ступени мажора: ч1, ч4, б6, ч8;

2. на I ступени минора: ч1, м3, ч5, ч8,

       на III ступени минора: ч1, б3, б6, ч8,

       на V ступени минора: ч1, ч4, м6, ч8.

Разрешение интервалов происходит по принципу перехода неустойчивых ступеней в устойчивые.

Выразительная роль интервалов: интервал является основным "строительным" элементом мелодии и в совокупности с метроритмом образует интонацию. Интонация передает общее состояние: например, тоски или радости... За некоторыми интонациями исторически закрепился выразительный смысл. Например, малая секунда с акцентом на первом звуке - интонация вздоха, жалобы. Ход на кварту с акцентом на втором звуке - призыв, сигнал. Ход на сексту, большую или малую - это элегическая интонация, она стала принадлежностью русского романса. 

Кроме того, еще до Баха в музыке сложились так называемые риторические обороты: так, окончание фразы восходящей секундой связывалось с интонацией вопроса, а ход на восходящую сексту - с восклицательной интонацией.

БИЛЕТ № 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: