Б) ключевые мировоззренческие понятия: жизньисмерть ( война и мир, Ад и Рай),
В) соотнесение человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память,
Г) измерения бытия: космосиприрода в целом, пространствоивремя,представление о целостной картине мира,
Д) отношение к человеку, представление о его месте в мире: гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода.
3)Нравственные ценности:
А) регулирование отношений между людьми с позиции противостояния должного и предписанного,
Б) утверждение достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм (предмет изучения этики),
В) основные категории морали — доброизло, нравственные ценности- человечность, милосердие, справедливость, достоинство,
Г) отношения между группами, сообществами людей: нравственные ценности -верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность; умение соотнести общие интересы и свои личные потребности,
|
|
Д) сфера частной жизни: нравственные ценности -дружба, любовь, такт, вежливость.
4)Эстетические ценности: выявление, переживание, создание гармонии.
А) гармония как основное качество космоса, как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность,
Б) гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе - ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия,
В) эстетические ценности - идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности,
Г) основные эстетические ценности -прекрасное, возвышенное, трагическое икомическое.
5)религиозные ценности:
А) понятия «культура» и «культ»,
Б) религиозные учения и нравственные ценности и требования,
В) нарушение этих заповедей и отклонение от религиозных ценностей — грех, за который следует воздаяние,
Г) религиозные ценности: любовь (к Богу, к ближнему), вера, милосердие, терпение, смирение.
V.язык-институты культуры:
1) удовлетворение потребностей общества через социальные институты.
2) удовлетворения духовных потребностей через подгруппу культурных институтов.
3) Коммуникационные институты - органы, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах.
4) Подвид коммуникационных институтов - библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино; инфраструктураинституциональной системы культуры -с овокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ-
5) Институты как инструменты социального контроля- совокупность норм и образцов поведения.
|
|
6) Институты как агент социализации людей: усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
VI.метод- многообразие культур:
1) Многообразие и разнообразие культур.
2) Различные типы культуры: народная, массовая, элитарная.
А) Народная культура:
· анонимность,
· состав народной культуры: мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство,
· по характеру исполнения элементы народной культуры: индивидуальные (изложение легенды), групповые (исполнение танца или песни), массовые (карнавальные шествия ),
· фольклор —название народного творчества: создание различными слоями населения; связь с традициями данной местности и демократичность, отражение наиболее важных сторон жизни общества в тот или иной период его развития, фиксация значимых для социума (или его части) ценностей и норм; форма выражения произведений народной культуры - традиционная, каноническая; внешняя простота формы, сложная система символов; современные проявления народной культуры - анекдоты, городские легенды.
Б) Элитарная,или высокая, культура:
· создатель- привилегированная часть общества либо по её заказу профессиональные творцы;
· состав -изящное искусство, классическая музыку и литература;
· трудность для понимания неподготовленным человеком;
· круг её потребителей — высокообразованная часть общества,
· формула элитарной культуры — «искусство для искусства»;
· элитарная культура - некоммерческая, хотя иногда финансово успешная и переходящая в разряд массовой культуры.
В) Массовая, или общедоступная, культура:.
· время её появления — середина XX в., новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео);
· доступность представителям всех социальных слоёв;
· массовая культура - интернациональная и национальная; популярная музыка —пример массовой культуры: понятность и доступность всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
3) Культуры социальных групп:
А) Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе:
молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура;
отличие субкультуры от доминирующей культуры- язык, взгляды на жизнь, поведение, обычаи её представителей, манера причёсываться, одеваться.
Б) Контркультура - субкультура, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними;
субкультура террористов -противостояние человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. -отрицание господствующих американских ценностей: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальнуая сдержанность, политическая лояльность.
4) Противоречивые тенденции в духовной жизни большинства стран мира:
А) С одной стороны, взаимное проникновение различных культур, межнациональное понимание и сотрудничество,
Б) с другой — развитие национальных культур, межэтнические конфликты; требование взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.
Тема 11. Духовный мир личности
I.реальность -духовный мир человека:
1) Размышления человека о жизненном пути:
А) осознание своего место в общественных отношениях,
Б) определение направления саморазвития, самовоспитания,
В) «человеческое самостроительство».
2) Объект такого строительства — духовный мир человека.
II.сознание -человек как духовное существо:
1) Человек: духовный мир и духовная жизнь:
|
|
А) Духовный мир человека - внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает его знания, веру, чувства, стремления.
Б) Духовная жизнь людей - всё богатство чувств и достижений разума, усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
· Духовный человек – это человек, который стремится к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, нравственно сориентированные воля и разум человека.
· Бездуховный человек -это человек, у которого духовная жизнь не развита, неспособеный увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2) Духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности:
А) мотив и смысл жизнедеятельности человека - не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности;
Б) усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
3) Духовный мир людей:
А) Разнообразие человеческого мира:
· Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст.
· То, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению.
Б) Разнообразие духовного мира:
· у разных людей разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний;
· важнейшие элементы человеческой духовности -ценности, мораль, мировоззрение.
III.деятельность-формирование нравственных начал в человеке:
1) Врожденные моральные качества:
А) французские просветители - человек по своей природе добр; Б)представители восточной философии – человек по своей природе зол.
2) Формирование моральных качеств человека
А)в семье на том примере, который находится у него перед глазами;
Б)в процессе общения с другими людьми;
В)в период обучения и воспитания в школе;
Г)при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности.
|
|
3) Самовоспитание личности: способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.
4) Самовоспитаниев сфере нравственности:
А) самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности;
Б) опыт добрых дел, многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью;
В) механизм морального развития: способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность полагаться на себя и отвечать за себя.