А) основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром

Б)   ключевые мировоззрен­ческие понятия: жизньисмерть ( война и мир, Ад и Рай),

В) соотнесение человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память,

Г)  измерения бытия: космосиприрода в целом, пространствоивре­мя,представление о целостной картине мира,

Д) отношение к че­ловеку, представление о его месте в мире: гуманизм, индивидуальность, творчество, сво­бода.

3)Нравственные ценности:

А) регулирование отношений между людьми с позиции противостояния должного и предписан­ного,

Б) утверждение достаточно жёстких не­писаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм (предмет изучения этики),

В) основные категории моралидоброизло, нравственные ценности- человечность, милосер­дие, справедливость, достоинство,

Г)   отношения между группами, сообществами людей: нравственные ценности -верность, честь, ответ­ственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудо­любие, добросовестность; уме­ние соотнести общие интересы и свои личные потребности,

Д) сфера частной жизни: нравственные ценности -дружба, любовь, такт, вежливость.

4)Эстетические ценности: выявление, пережи­вание, создание гармонии.

А) гармония как основное качество космоса, как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность,

Б)   гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе - ощущение психо­логического комфорта, наслаждения, удовольствия,

В) эстетические ценности - идеальные пред­ставления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности,

Г)   основные эстетические ценности -прекрасное, возвышенное, трагическое икомическое.

5)религиозные ценности:

А) понятия «культура» и «культ»,

Б)   религиозные учения и нравственные ценности и требования,

В) нарушение этих за­поведей и отклонение от религиозных ценностей — грех, за который следует воздаяние,

Г)   религиозные ценно­сти: любовь (к Богу, к ближнему), вера, мило­сердие, терпение, смирение.

V.язык-институты культуры:

1) удовлетворение потребностей общества через социальные институты.

2) удовлетворения духовных потребностей через подгруппу культурных институтов.

3) Коммуникационные институты - органы, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах.

4) Подвид коммуникационных институтов - биб­лиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газе­ты, книгопечатание, радио, кино; инфраструктураинституцио­нальной системы культуры -с овокупность всех тех­нических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ-

5) Институты как инструменты социального контроля- совокупность норм и образцов поведения.

6) Институты как агент социализации людей: усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

VI.метод- многообразие культур:

1) Многообразие и разнообразие культур.

2) Различные типы культуры: на­родная, массовая, элитарная.

А) Народная культура:

· анонимность,

· состав народной культуры: мифы, легенды, ска­зания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство,

· по характеру исполнения элементы народной культуры: индивидуальные (изложение легенды), груп­повые (исполнение танца или песни), массовые (карна­вальные шествия ),

· фольклор —название народ­ного творчества: создание различными слоями на­селения; связь с традициями данной местности и демократичность, отражение наиболее важных сторон жизни общества в тот или иной период его развития, фиксация значимых для социума (или его части) ценностей и норм;  форма выражения произведений народной культуры - традиционная, каноническая; внешняя простота формы, сложная система символов; современные проявления народной культуры - анекдоты, городские легенды.

Б)   Элитарная,или высокая, культура:

· создатель- приви­легированная часть общества либо по её заказу профес­сиональные творцы;

· состав -изящное искусство, классическая музыку и литература;

· трудность для понимания неподготовленным человеком;  

· круг её потребите­лей — высокообразованная часть общества,

· формула элитарной культуры — «искусство для искусства»;

· элитарная культура - некоммерческая, хотя иногда фи­нансово успешная и переходящая в разряд массовой культуры.

В) Массовая, или общедоступная, культура:.

· время её появления — середина XX в., новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео);

· доступность пред­ставителям всех социальных слоёв;

· массовая культура - интернациональная и национальная; популярная музыка —пример массовой культуры: понятность и доступность всем возрастам, всем слоям населения незави­симо от уровня образования.

3) Культуры социальных групп:

А) Субкультура   — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, прису­щих определённой социальной группе:

молодёж­ная субкультура, субкультура пожилых людей, субкульту­ра национальных меньшинств, профессиональная субкуль­тура, криминальная субкультура;

отличие субкультуры от доминирующей культуры- язы­к, взгляды на жизнь, поведение, обычаи её пред­ставителей, манера причёсываться, одеваться.

Б)   Контркультура - субкультура, кото­рая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними;

субкультура террористов -противосто­яние человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. -отрицание господствующих американских цен­ностей: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальнуая сдержанность, политическая лояльность.

4) Противоречивые тенденции в духовной жизни большинства стран мира:

А) С од­ной стороны, взаимное проникновение различных культур, межнациональное понимание и сотрудниче­ство,

Б)  с другой — развитие национальных культур, межэтнические конфликты; требование взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Тема 11. Духовный мир личности

I.реальность -духовный мир человека:

1) Размышления человека о   жизненном пути:

А) осознание своего место в обществен­ных отношениях,

Б)  определение направления саморазвития, самовоспитания,

В) «человеческое самостроительство».

2) Объект такого строи­тельствадуховный мир человека.

II.сознание -человек как духовное существо:

1) Человек: духовный мир и духовная жизнь:

А) Духовный мир человека - внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает его знания, веру, чувства, стремления.

Б)   Духовная  жизнь людей - всё богатство чувств и достижений разума, усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

· Духов­ный человек – это человек, который стремится к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, нравственно сориентированные воля и разум человека.

· Бездуховный   человек -это человек, у которого духовная жизнь не развита, неспособеный увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2) Духовность — это высший уровень развития и саморегуляции зре­лой личности:

А) мотив и смысл жизне­деятельности человека - не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности;

Б)  усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красо­та, создаёт ценностные ориентации, т.е. осознанное стрем­ление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

3) Духовный мир людей:

А) Разнообразие человеческого мира:

· Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст.

· То, что объединяет, одно­временно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социально­му положению.

Б)   Разнообразие духовного мира:

· у разных людей разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний;

· важнейшие элементы человеческой ду­ховности -ценности, мораль, мировоззрение.

III.деятельность-формирование нравственных начал в человеке:

1) Врожденные моральные качества:

А) французские просветители - человек по своей природе добр; Б)представители восточной философии – человек  по своей природе зол.

2) Формирование моральных качеств человека

А)в семье на том примере, который находится у него перед глазами;

Б)в процессе общения с другими людьми;

В)в период обучения и воспитания в школе;

Г)при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности.

3) Самовоспитание  личности: способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

4) Самовоспитаниев сфере нравственности:

А) самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности;

Б)   опыт добрых дел, многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью;

В) механизм морального развития: способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность пола­гаться на себя и отвечать за себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: