3) Социальные нормы - один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем.
4) Социальный контроль:
А)общество -сложная система, включающая в себя множество различных элементов;
Б)социальный контроль- целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности.
3)механизм социального контроля:
А) любая деятельность:
разнообразные действия,
активное взаимодействие человека с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами),
контроль окружающих людей, групп, общества: действия, отдельные поступки, поведение человека.
Б)социальный контроль:
действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм- контроль незаметен,
действия нарушают правила, отступают от образцов поведения, принятых в обществе, -социальный контроль проявляет себя;
реакция: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, полиции, суда.
В) санкции:
выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,
важнейший элемент механизма социального контроля.
либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм;
санкции: позитивные, которые направлены на поощрение, негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения; формальные санкции, если они применяются в соответствии с определёнными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).
Г)Оценка обществом (большие и малые группы, государство) индивида, оценка индивид общества индивидом, оценка государства, оценка самого себя:
восприятие оценок, адресованных человеку со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек - не механическое, а избирательное, переосмысленное через собственный опыт, привычки, усвоенные ранее социальные нормы;
отношение к оценкам -индивидуальное: положительное и отрицательное. изменение самооценки в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует; соотнесение своих действия с одобряемыми социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми человек себя отождествляет.
Д) внутренний контроль, или самоконтроль :
совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам; чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину;
способность осуществлять самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль — одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.
3) важнейшие элементы механизма социального контроля:
А) социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.
Б) обеспечение поддержания социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом.
VI.методологический аспект- причины отклоняющегося поведения, различные точки зрения по этому вопросу:
1) конец XIX в. - биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.
2) психологическое объяснение отклонений:
А)ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, общая направленность интересов личности;
Б)основа поведения, нарушающего установленные нормы, - иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве; деформации личности - следствие её неправильного развития; низкое самоуважение в подростковом возрасте - компенсация в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.
3) социологическое объяснение отклоняющегося поведения:
А)причины (Э.Дюркгейм)- зависимость от кризисных явлений, происходящих в обществе: кризисы, радикальные социальные перемены, условия дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция),
Б)несоответствие жизненного опыта человека идеалам, воплощённым в социальных нормах;
В)разрушение социальных норм разрушаются, потеря ориентации, возникновение отклоняющегося поведения.
4) культурологическое объяснение: конфликтмежду господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы.
А)преступное поведение- результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм;
Б)преступная среда: субкультура, нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе;
В)частота контактов с представителями преступного сообщества - усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.
5) иные объяснения отклоняющегося поведения.
6) Социальные санкции по отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм:
А)наказания за неодобряемые, нежелательные действия;
коррекция слабых форм отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) другими людьми -участниками взаимодействия (замечание, внушение, юмор, порицание и т. п.);
осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов за более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий.
Тема 16. Мой конспект: Семья и быт
I.социологический аспект- семья:
1) Семья как социальный институт: функция самосохранения общества.
2) Семья -предмет изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии; обобщающее представление о семье - социологическая наука, рассматривающая её одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
II.психологический аспект- семья как социальный институт:
1) Семья — один из наиболее древних социальных институтов:
А) различные формы на разных ступенях общественного развития;
Б) социальные нормы: правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи.
В)характеристики семьи.
Г)социальная необходимость семьи: потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве.
2) Брак — признанная обществом форма отношений между мужчиной и
женщиной с целью создания семьи:
А) отношения между супругами; их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.
Б)преемственность, традиции, эмоции, чувства, определённые ценности.
В)роль в общественном прогрессе: преемственность поколений.
III.технологический аспект- функции семьи: