V.организационный аспект- социальный контроль

3) Социальные нормы - один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем.

4) Социальный контроль:

А)общество -сложная система, включающая в себя множество раз­личных элементов;

Б)социальный контроль- целенаправленное воздействие этой си­стемы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности.

3)механизм социального контроля:

А) любая деятельность:  

разнообразные дей­ствия,

активное взаимодействие человека с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами),

контроль окружающих людей, групп, общества: действия, отдельные поступки, поведение человека.

Б)социальный контроль:

действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм- контроль незаметен,

действия нарушают правила, отсту­пают от образцов поведения, принятых в обществе, -соци­альный контроль проявляет себя;

реакция: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, полиции, суда.

В) санкции:

выражение недо­вольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,

важнейший элемент механизма социального контроля.

либо одобрение и поощрение, либо нео­добрение и наказание, нацеленные на поддержание социаль­ных норм;

санкции: позитив­ные, которые направлены на поощрение, негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения; формальные санкции, если они применяются в соответствии с определёнными правила­ми (например, награждение орденом или наказание по при­говору суда), или неформальным, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окру­жения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Г)Оценка обществом (большие и малые группы, государство) индивида, оценка индивид общества индивидом, оценка госу­дарства, оценка самого себя:

восприятие оценок, адресованных человеку со стороны окружающих людей, групп, государствен­ных институтов, человек - не механическое, а избирательное, переосмысленное через собственный опыт, привычки, усвоенные ранее социальные нормы;

отношение к оценкам -индивидуальное: положительное и отрицательное. изменение самооцен­ки в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует; соотнесение своих действия с одобряемыми социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ро­лей, с которыми человек себя отождествляет.

Д) внутренний контроль, или самоконтроль :

совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание со­ответствия или несоответствия собственного поведения нрав­ственным нормам; чувство вины, моральные пере­живания, желание исправить ошибку или искупить вину;

способность осуществлять самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Само­контроль — одно из важнейших условий самореализа­ции личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

3) важнейшие элементы механизма социально­го контроля:

 А) социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.

Б) обеспечение поддержания социально приемлемых образцов поведения и функционирование соци­альной системы в целом.

VI.методологический аспект- причины отклоняющегося поведения, различные точки зрения по этому вопросу:

1) конец XIX в. - биологическое объясне­ние отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, ко­торая связана с физическими особенностями индивида, пре­ступным темпераментом и т. п.

2) психологическое объяснение от­клонений:

А)ценностно-нормативные представления личности: понима­ние окружающего мира, отношение к социальным нормам, общая направленность интересов личности;

Б)основа поведения, нарушающего установленные нормы, - иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в пра­ве; деформации личности - следствие её неправильного развития; низкое самоуважение в подростковом возрасте - компенс­ация в дальнейшем отклоняющимся поведением, с по­мощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добить­ся одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

3) социологическое объясне­ние отклоняющегося поведения:

А)причины (Э.Дюркгейм)- зависимость от кризис­ных явлений, происходящих в обществе: кризисы, радикальные социальные перемены, условия дезорганиза­ции социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция),

Б)несоответствие жизненного опыта человека идеалам, воплощённым в социальных нормах;

В)разрушение социальных норм разрушаются, потеря ориентации, возникновение отклоняющегося поведения.

4) культурологическое объяснение: конфликтмежду господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы.

А)преступное поведе­ние- результат  преимущественного общения индивида с носителями преступных норм;

Б)преступная среда: субкультура, нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе;

В)частота контактов с представителями преступного сообщества - усвоение человеком (особенно молодым) норм анти­общественного поведения.

5) иные объяснения отклоняющегося поведе­ния.

6) Социальные санкции по отношению к лицам, допускающим негативное откло­нение от норм:

А)наказания за неодобряемые, нежелательные действия;

коррекция слабых форм отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) дру­гими людьми -участниками взаимодействия (замечание, внушение, юмор, порицание и т. п.);

осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов за более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий.

Тема 16. Мой конспект: Семья и быт

I.социологический аспект- семья:

1) Семья как социальный институт: функция самосохранения общества.

2) Семья -предмет изучения многих обществен­ных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, пе­дагогики, социологии; обобщающее представление о семье - социологическая наука, рассматривающая её одновре­менно как социальный институт и как малую социаль­ную группу.

II.психологический аспект- семья как социальный институт:

1) Семья — один из наиболее древних социальных институтов:

А) различные формы на разных ступе­нях общественного развития;

Б) социальные нормы: правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обя­занности родственников, место жительства молодой семьи.

В)характеристики семьи.

Г)социальная необходимость семьи: по­требность общества в физическом и духовном воспроиз­водстве.

2) Брак — признанная обществом форма отношений между мужчиной и

женщиной с целью создания семьи:

А) отношения между супругами; их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Б)преемственность, традиции, эмоции, чувства, опреде­лённые ценности.

В)роль в общественном прогрессе: преемствен­ность поколений.

III.технологический аспект- функции семьи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: