3)Изменения в гендерных представлениях:
А)процесс эмансипации женщин и демократизации в отношении полов.
Б) советское время: представление о женщине как матери и работнице, активной участнице строительства новой жизни.
В) годы перестройки: призывы к женщинам вернуться к их традиционной роли.
Г)Современное демократическое общество: преодоление многие гендерных стереотипов прошлого. Женщина в бизнесе, политике уже не диковина, а весьма распространённое явление.
4)Устойчивость гендерных стереотипов:
А)такие установки, как «принятие решений — мужское дело», «удел женщины — дом и семья». П
Б)представления о женственности и мужественности:
женственность: ассоциации с добротой, заботой, мягкостью, нежностью, отзывчивостью к чужим переживаниям, стремлением к общению, повышенным вниманием к внешности.
выражения мужественности: стремление доминировать, предприимчивость, рациональность, скупость в проявлении эмоций, соревновательность, стремление к успеху в своём деле.
|
|
II.Психологический аспект- «Гендерная психология».
1) Изучение психологии мужчины и женщины, их отличий друг от друга:
А)непосредственное отношение к человеку, к обществу в целом;
Б)вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями,
В)изменение роли мужчины и женщины в общественной среде.
2) Ограничения, налагаемые традиционной женской ролью:
А) работа и бремя домашних забот и ответственности за детей.
Б) работа и статус: профессии, должности, руководящие роли.
3) Карьера и «стеклянный потолок»: мужчины лучшие лидеры, чем женщины.
4) Домохозяйство и работа: социальные потребности; заработок- деньги и власть.
III.Технологический аспект- гендерная роль .
1) Роль - реализация определённого поведения в различных ситуациях:
А)определённая одежда,
Б)функции в семье,
В) соответствующий полу тип досуга.
Г)выход за пределы гендерной роли,
2)Гендерный конфликт:
А)столкновение целей и интересов людей из-за разного понимания гендерных ценностей.
Б)конфликты в семье, на работе, в общественных местах: стремление лидерству, несправедливое распределение обязанностей; конкуренция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.
3) Расширение социальных ролей женщин:
А)пост главы государства или руководителя крупной финансовой структуры,
Б) служба в армии,
В)виды спорта: например, тяжёлая атлетика.
4)Полноценное выполнение ролей матери и жены.
IV.Информационный аспект- гендер и социализация.
Факторы освоения гендерных ролей.
Воспитание в раннем детстве.
А) Разное обращение с детьми разного пола: игрушки, наказания, внешность, одежда.
|
|
Б) Книжки, герои -поведение в зависимости от пола.
В) Наблюдение за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.
2)Влияние школы:
А) закрепление гендерных представлений: раздельное обучение мальчиков и девочек, различия в программах для учеников разного пола на уроках труда и физкультуры.
Б) разное отношение учителей к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек: девочки - прилежание, аккуратность, успехи в гуманитарных предметах; мальчик- изобретательность, способность решать сложные задачи, потенциальные нарушители дисциплины.
3)Воздействие массовой культуры.
А) влияние рекламы как компонента массовой культуры на формирование гендерных стереотипов: образ мужчины - активный, предприимчивый; компьютер, автомобиль; образы женщин - два вида: молодые красивые девушки, добропорядочные матери, хозяйки.
Б) информация о рекламируемом товаре, закрепление представления о современных мужчинах и женщинах.
4) Влияние различных факторов: осознание принадлежности к мужскому или женскому полу; формирование гендерной идентичности.
V.Организационный аспект - гендерные отношения в современном обществе:
1)Публичная сфера:
А) количество мужчин и женщин: мужчин немного больше, чем женщин; почти в половине стран (в том числе в европейских государствах) больше женщин; женщин в России больше, чем мужчин.
Б) образование: во многих регионах мира женщины более образованны, чем мужчины.
В) равноправие мужчин и женщин.
Г) международная защита женщин: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; включение принципа равноправия в конституции и другие законодательные акты; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими, политическими правами.
Д) ратификация Конвенции почти всеми государствами мира.
Е) 2010 г. - доклад ООН «Женщина в мире»: главы крупнейших компаний, главы государств, зарплата.
Ж) активное участие женщин в публичной жизнью (политика, общественные организации, бизнес, наука),.
2)Частная сфера:
А) семейная жизнь, ценностные ориентации людей: гендерное распределение ролей.
Б) Вклад мужчин в семейные дела, воспитание детей: термин «ответственное отцовство».
В) социологический: качества, которые более всего ценят сегодня женщины в мужчинах:
Качества | Г) Замужние женщины, % | Д) Незамужние женщины, % | Е) Разведённые женщины, % |
Внимательность и чуткость | Ж) 47,6 | З) 43,9 | И) 46,8 |
Хозяйственность и мастеровитость | К) 46,1 | Л) 24,3 | М) 36,2 |
Высокий материальный достаток | Н) 41,4 | О) 41,2 | П) 55,3 |
Чувство юмора | Р) 36,6 | С) 51,4 | Т) 36,2 |
Высокий уровень интеллекта | У) 35,5 | Ф) 30 | Х) 34 |
Решительность и твёрдый характер | Ц) 32,5 | Ч) 47,7 | Ш) 38,3 |
Культура и духовное богатство | Щ) 27,7 | Ы) 16,8 | Э) 25,5 |
Сексуальное удовлетворение женщины | Ю) 14 | Я) 23,4 | АА) 12,8 |
Внешняя привлекательность | ББ) 9,9 | ВВ) 15 | ГГ) 10,6 |
Г) предпочтения женщин – зависимость от их семейного статуса, общее в ценностных приоритетах:
изменения в гендерных стереотипах,
определение места человека в обществе, его социальных ролей не полом человека, а личными качествами.
VI.Методологический аспект- социальные роли:
1) различия между полами - биологический характер.
2) различия в моделях поведения, основных занятиях, наборах социальных ролей между мужчиной и женщиной - общественный характер: влияние культуры, воспитания, социальных норм.
3) различия между полами -понятие «гендер».
Тема 18. Мой конспект: Молодёжь в современном обществе