Сходство гендерных стереотипов у разных народов и устойчивость во времени

3)Изменения в гендерных представлениях:

А)процесс эмансипации женщин и демократизации в отношении полов.

Б) советское время: представление о женщине как матери и ра­ботнице, активной участнице строительства новой жизни.

В) годы перестройки: призывы к женщинам вернуться к их традиционной роли.

Г)Современное демократическое общество: преодоление мно­гие гендерных стереотипов прошлого. Женщина в бизнесе, политике уже не диковина, а весьма распространённое яв­ление.

4)Устойчивость гендерных стереотипов:

А)такие установ­ки, как «принятие решений — мужское дело», «удел жен­щины — дом и семья». П

Б)представления о женственности и мужественности:

женственность: ассоциации с до­бротой, заботой, мягкостью, нежностью, отзывчивостью к чужим переживаниям, стремлением к общению, повышенным вниманием к внешности.

выражения мужественно­сти: стремление доминировать, предприимчивость, рациональность, скупость в проявлении эмоций, соревно­вательность, стремление к успеху в своём деле.

II.Психологический аспект- «Гендерная психология».

1) Изучение психологии мужчины и женщины, их отли­чий друг от друга:

А)непосредственное отношение к человеку, к обществу в целом;

Б)вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями,

В)изменение роли мужчины и женщины в обществен­ной среде.

2) Ограничения, налагаемые традиционной женской ролью:

А) работа и бремя домашних забот и ответственности за детей.

Б) работа  и статус: профессии, должности, руководящие роли.

3) Карьера и «стеклянный потолок»: мужчины луч­шие лидеры, чем женщины.

4) Домохозяйство  и работа: социальные потребности; зара­боток- деньги и власть.

III.Технологический аспект- гендерная роль .

1) Роль - реализация определённого поведения в различных ситуациях:

А)определённая одежда,

Б)функ­ции в семье,

В) соответствующий полу тип до­суга.

Г)выход за пределы гендерной роли,

2)Гендерный конфликт:

А)столкновение целей и интере­сов людей из-за разного понимания гендерных ценностей.

Б)конфликты в семье, на работе, в общественных местах: стремление лидерству, несправедливое распределение обя­занностей; конкурен­ция между мужчинами и женщинами из-за престижных рабочих мест.

3) Расширение социальных ролей женщин:

А)пост главы государства или руководителя крупной финансовой струк­туры,

Б) служба в ар­мии,

В)виды спорта: например, тяжёлая атлетика.

4)Полноценное  выполнение ролей ма­тери и жены.

IV.Информационный аспект- гендер и социализация.

Факторы освоения гендерных ролей.

Воспитание в раннем детстве.

А) Разное обращение с детьми разного пола: игрушки, наказания, внешность, одежда.

Б) Книжки, герои -поведение в зави­симости от пола.

В) Наблюдение за поведением взрослых, за тем, как распределяются обязанности между отцом и матерью, старшими братьями и сёстрами.

2)Влияние школы:

А) закрепление гендерных представлений:  раздельное обучение мальчиков и девочек, различия в программах для учеников разного пола на уроках труда и физкультуры.

Б) разное от­ношение учителей к поведению и учебным достижениям мальчиков и девочек: девочки - прилежание, аккуратность, успехи в гуманитарных предметах; маль­чик- изобретатель­ность, способность решать сложные задачи, потенциальные нарушители дисциплины.

3)Воздействие массовой культуры.

А) влия­ние рекламы как компонента массовой культуры на форми­рование гендерных стереотипов: образ мужчины - активный, предприимчивый; компьютер, автомобиль; образы женщин - два ви­да: молодые красивые девушки, добропорядочные матери, хозяйки.

Б) инфор­мация о рекламируемом товаре, за­крепление представления о современных мужчинах и женщинах.

4) Влияние  различных факторов: осознание принадлежности к муж­скому или женскому полу; формирование гендер­ной идентичности.

V.Организационный аспект - гендерные отношения в современном обще­стве:

1)Публичная сфера:

А) количество мужчин и женщин: мужчин немного больше, чем женщин; почти в половине стран (в том числе в европейских государствах) больше  женщи­н;  женщин в России боль­ше, чем мужчин.

Б) образование: во многих регионах мира женщины более образованны, чем мужчины.

В) равноправие мужчин и женщин.

Г) международная защита женщин:  Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; включение принципа равноправия в конституции и другие законодательные акты; обеспечение равных для мужчин и женщин возможностей пользования экономическими, социальными, культурными, граждански­ми, политическими правами.

Д) ратификация Конвенции почти всеми государствами мира.

Е) 2010 г. - доклад ООН «Женщина в мире»: главы крупнейших компаний, главы государств, зарплата.

Ж) активное участие женщин в публичной жизнью (по­литика, общественные организации, бизнес, наука),.

2)Частная сфера:

А) семейная жизнь, ценностные ориентации людей: ген­дерное распределение ролей.

Б) Вклад мужчин в семейные дела, воспитание детей: термин «ответственное отцовство».

В) социологический: качества, которые более всего ценят сегодня женщины в мужчинах:

Качества Г) Замуж­ние жен­щины, % Д) Незамуж­ние жен­щины, % Е) Разведён­ные жен­щины, %
Внимательность и чуткость Ж) 47,6 З) 43,9 И) 46,8
Хозяйственность и мастеровитость К) 46,1 Л) 24,3 М) 36,2
Высокий матери­альный достаток Н) 41,4 О) 41,2 П) 55,3
Чувство юмора Р) 36,6 С) 51,4 Т) 36,2
Высокий уро­вень интеллекта У) 35,5 Ф) 30 Х) 34
Решительность и твёрдый характер Ц) 32,5 Ч) 47,7 Ш) 38,3
Культура и духовное богатство Щ) 27,7 Ы) 16,8 Э) 25,5
Сексуальное удовлетворение женщины Ю) 14 Я) 23,4 АА) 12,8
Внешняя при­влекательность ББ) 9,9 ВВ) 15 ГГ) 10,6

Г) предпочтения женщин – зависимость  от их семейного статуса, общее в ценностных приоритетах:

изменения в гендерных стереотипах,

определение места человека в обществе, его соци­альных ролей не полом человека, а личными качествами.

VI.Методологический аспект- социальные роли:

1) различия между полами - биологический характер.

2) различия в моделях поведения, основных заня­тиях, наборах социальных ролей между мужчиной и жен­щиной - общественный характер: влияние культуры, воспитания, социальных норм.

3) различия между полами -понятие «гендер».

Тема 18.  Мой конспект: Молодёжь в современном обществе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: