Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств.
II.психологический аспект – сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем (в процентах к опрошенным)
Сфера жизни | Возраст | ||||
12—14 | 15—17 | 18—21 | 22—25 | 26—29 | |
Жизнь в целом | 6,0 | 9,3 | 8,6 | 10,3 | 7,3 |
Учёба | 8,8 | 12,1 | 6,7 | 1Д | 4,9 |
Работа | 15,7 | 20,3 | 21,7 | 19,5 | 7,3 |
Сфера жизни | Возраст | ||||
12—14 | 15—17 | 18—21 | 22—25 | 26—29 | |
Досуг | 2,8 | 2,4 | 2,5 | 3,5 | 2,5 |
Общение со сверстниками | 5,1 | 3,5 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Отношения с родителями | 7,9 | 5,7 | 4,6 | 4,6 | 0 |
Здоровье | 9,7 | 9,3 | 9,8 | 10,3 | 19,5 |
Семья, брак | 12,9 | 12,3 | 14,2 | 14,9 | 12,2 |
Любовь, секс | 7,3 | 5,9 | 6,3 | 8,1 | 9,8 |
Религия | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 3,5 | 0 |
Город, среда обитания | 19,1 | 5,1 | 6,5 | 8,1 | 9,7 |
Общество, страна | 11,4 | 11,4 | 14,0 | 11,5 | 19,5 |
III.технологический аспект- развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
1)Связь ролей ребёнка и подростка:
А) связь в основном с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам);
|
|
Б) появление новых ролей в дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и др.): работник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.
2) Изменение основных ролей:
А)Работник.
Противоречивость современной социально-экономической ситуации с точки зрения профессионального самоопределения молодёжи:
с одной стороны, возможность реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе;
с другой стороны, изменение приоритетов государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности формирование новых принципов трудовых отношений — рынок труда: новые критерии спроса на рабочую силу, конкурсные и контрактные условия найма работников, возникновение и законодательное закрепление безработицы.
Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет — это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда: возможность устройства на работу с 16-летнего возраста.; для работников, не достигших 18 лет, -различные льготы на производстве: запрет использовать их труд на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков); запрет привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время; норма, обязывающая работодателя принимать на работу выпускников школ и профессиональных училищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счёт квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.
|
|
Б)Студент:
Значительная часть молодёжи — это учащиеся и студенты: выбор среднего специального или высшего учебного заведения - престиж данного учебного заведения и будущей профессии, множество факторов социально-экономического характера; ориентация на привлекательные особенности студенческой жизни: отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определённая степень свободы посещения занятий, большая, чем от школьника, ответственность, самостоятельность и самоконтроль.
Требования к некоторым качествам:
во-первых, более высокий уровень образования;
во-вторых, готовность к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка;
в-третьих, овладение знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль).
В-четвертых, овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься самообразованием, посещать различные курсы и т. п.).
В) Семьянин:
жизнь в родительской семье или самостоятельная жизнь, меньшая зависимость от родителей в финансовом отношении, новые социальные отношения, большая самостоятельность и ответственность; забота о пожилых родственниках, финансовая поддержка своим родителям, создание семьи.
тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста: отрицательная оценка этой ситуации, раннее вступление в брак и рождение ребёнка- тормоз образовательного и профессионального роста молодёжи, увеличение доли тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций; отношение к ребёнку - любовь, забота, внимание; вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых условий; забота о семье и детях -ответственность, чувство долга.
Г) Гражданин:
формирование первоначальных политических взглядов и образцов политического поведения: политические нормы и ценности, политический опыт, умение вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям.
приобретение всей полноты гражданских прав: возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций; становление человека как гражданина, полноценного субъекта политики.
молодёжь: обладание здравым смыслом, намерение получить качественное образование, желание трудиться за хорошее вознаграждение, отсутствие страха перед рыночными преобразованиями в экономике, приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.
IV.информационный аспект- возрастные границы понятия «молодёжь»:
1) Молодёжь как социальная группа:
А)возраст от 16 до 25 лет (до 30 лет):
Б)период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
2) Молодость — это определённый этап биологической жизни человека:
А)конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности -зависимость от социальных условий;
|
|
Б) первобытные общества: сравнительно простая и стабильная социальная структура, легкое усвоение социальных ролей и трудовых навыков, необходимых во взрослой жизни; низкая продолжительность жизни -короткий «подготовительный период».
В) Постепенное усложнение трудовой деятельности: удлинение необходимых сроков обучения; позднее начало самостоятельной взрослой жизни.
3) Период ранней юности — 16—18 лет:
А)неопределенность социального статуса юноши - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый, не может принимать ответственные решения, хотя психологически уже готов к этому;
Б)достижение 18-летнего возраста- полная дееспособность.
Обретение всей полноты прав и обязанностей: статус молодого человека, диапазон его социальных ролей; выбор- или учёба в среднем специальном или высшем учебном заведении как начало самостоятельной жизни, или полноценная трудовая деятельность.
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт: роль взрослого человека; т умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
«Взросление» молоди: изменение представления молодых людей о критериях «взрослости»; прежние оценки её формальных признаков в самосознании молодёжи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения); новые критерии социальной: первая заработная плата, постоянна работа, создание собственной семьи; представление о «взрослости»-с изменениям своих социальных ролей, начало трудовой деятельности и обретение самостоятельности.
V.организационный аспект- молодёжная субкультура:
1) Социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы: молодёжная субкультура (лат. sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
2) Молодёжная субкультура - культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов;
А)молодёжное сознание -основа, носитель особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения;
|
|
Б)особая субкультура: свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии; собственный язык;
В)более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рокеры, эмо, готы, футбольные и музыкальные фаны и др.).
3) Общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура:
А)поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками;
Б)стремление обособиться от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников;
4) Неформальные молодёжные группы:
А)слово «неформальные» - отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодёжных организаций): определённая степень безопасности, общегрупповые признаки.
Б)мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению: желание обрести взаимопонимание и взаимоподдержку; способ почувствовать себя более сильными и защищёнными, почувствовать власть над другими.
В)противоречивые черты единообразия и непохожести: единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) внутри группы; внешнее выделение в общей массе молодёжных движений.
5)Особенность отечественных молодёжных субкультур:
А)ориентация либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации; реализация экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей.
Б)на Западе альтернативное движение, выросшее из молодёжных субкультур I960—1970-х гг., -активное участие в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и др.
6)Некоторые группы- активное противопоставление себя миру взрослых:
А)вызов общественному мнению - особенности одежды и модных дополнениях к ней;
Б)прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами футбольных фанатов.; отклоняющимся поведение.
В)субкультура рейва (от англ, rave— бессвязная речь): возникновение в 1980-х гг. в США и Великобритании; в России - распространение в начале 1990-х гг.; ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик) в одежде -элементы рейверского образа жизни; негативная сторона этого направления -распространение наркотиков с целью «расширения сознания»; диджеи — ключевые фигуры рейв-субкультуры: негативное отношение к приёму наркотиков.
7) Молодёжная субкультура в России:
А)наличие существенных региональных и национальных различий; Б)общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке, культура досуга, чем работы.
VI.методологический аспект- понятие молодежь:
1) Молодёжь -наиболее перспективная возрастная группа населения в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры:
А)возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы: личные усилия каждого; положение семьи молодого человека;
Б)неверие в свои силы и разочарование в обществе или оптимизм, вера в возможности реализации своих способностей.
2) Противоречивые процессы в самой молодёжной среде:
А)Значительная часть молодых: стремление получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста;
Б) Криминализация части российской молодёжи: размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение сложившегося положения, с одной стороны, и «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, — с другой; путь к социальному успеху в криминальных структурах;
В)Некоторые молодые люди: поиск смысла жизни или чувство социального протеста, тоталитарные секты, экстремистские политические организации.
3) Современное российское общество:
А)ценностные расхождения,
Б)имущественное расслоение среди молодёжи.
Тема 19. Мой конспект: Демографическая ситуация в современной России
I.социологический аспект- изменение численности населения России:
1)Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г.:
А)численность постоянного населения Российской Федерации -142,9 млн человек;
Б)9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.