Константин Егорович Маковский

Тема: Традиционная русская одежда детей конца XIX – начала XX века

Автор: Брегида Мария Алексеевна, 7 класс

Учащаяся МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества

 имени А. Алексеевой»,

Фольклорно – этнографическая студия «Матица»

 

Руководитель: Крупышева Татьяна Сергеевна,

Педагог дополнительного образования

МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества

 имени А.А. Алексеевой»

Череповец, 2020

Содержание

1. Введение……………………………………………………. 2

2. Основная часть……………………………………………. 3

· Одежда девочки

· Одежда мальчика

· Прическа детей

· Вышивка на детской одежде

· Где можно в современном обществе увидеть традиционную детскую одежду?

3. Заключительная часть…………………………………… 13

4. Источники информации …………………………………..13

5. Приложение………………………………………………… 14

 

Введение

Я занимаюсь в фольклорно-этнографической студии «Матица». Здесь занимаются дети от 4 до 18 лет. На занятиях мы играем в народные игры, отмечаем праздники народного календаря, разучиваем старинные песни, сказки, прибаутки и потешки, учимся плясать под балалайку и гармонь. Участвуя в различных фестивалях, праздниках, мы надеваем  народные костюмы, которые сшиты по образцам традиционных костюмов Вологодской области конца XIX - начала XX века.

В своей работе я хочу выяснить, похожи ли народные костюмы детей студии «Матица» на традиционную одежду детей конца XIX - начала XX века.

Цель работы: узнать, во что одевались дети в конце  XIX - начала XX века.

Задачи:

1. Познакомиться с литературными источниками

2. Рассмотреть традиционную детскую одежду (иллюстрации книг, фотографии, на картинах русских художников и т.д.)

3. Сделать выводы

Гипотеза: я предполагаю, что народные костюмы, которые носят дети студии «Матица», похожи на традиционную одежду детей конца XIX - начала XX века.

Методы исследования:

Наблюдение, сравнение, обобщение полученных данных, работа с литературными источниками, Интернет-источниками.

Основная часть.

Из литературных источников я узнала, что детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей. Это делали не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу. Считалось, что родительская защита убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из вещей матери, мальчику - из одежды отца. Таким образом,  девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Одежда малышей не имела полового различия и состояла из одной белой рубахи, которая ничем не украшалась, а только подпоясывалась. Шили такие рубахи из старой одежды родителей или старших детей.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины.

· Одежда девочки

Одежда маленьких девочек состояла из одной длинной рубахи без каких-либо украшений.

К костюму девочки достигнувшей 6-7 лет прибавлялась юбка или сарафанчик в зависимости от местной традиции. На «выход» по праздникам наряд девочки дополнялся сарафаном, а позднее -юбкой.

Переход от детства к отрочеству знаменовался изменениями в одежде. Если до 6-7 лет девочка, как и мальчик, одевалась в рубашку с поясом, то по достижению подросткового возраста к костюму могли прибавляться элементы одежды, отражающие принадлежность к женскому полу.

Одежда девочек подросткового возраста по крою была такой же, как и взрослых девушек, отличаясь лишь качеством материала: ее либо шили из самой дешевой ткани, либо перешивали из поношенных вещей старших сестер или взрослых. В некоторых местах девочки-подростки нередко носили рубаху без поясной одежды вплоть до совершеннолетия и даже свадьбы.

Во многих местах в 6-7 лет девочки начинали носить сережки. Нередко девочки дополняли свой наряд самодельными бусами. О внешности девочки заботилась мать.

Девочка начинала участвовать в создании костюма с младшего возраста. В  5 – 7 лет она могла помогать матери наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки, выполняющие роль катушек) для челнока. В южно-русских губерниях дети не только пряли, но и чесали шерсть. Во многих местах с 10 лет девочки начинали ткать пояса. В орловской губернии в 12 лет маленькая мастерица могла изготовить себе наряд. Повсеместно у русских к 14-15 годам – завершению подросткового периода - девочка была уже способна ткать, что требовалось для заготовки приданного на следующем возрастном этапе. (книга русские дети)

Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь - восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа. Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы.

· Одежда мальчиков

Повседневная одежда мальчиков и девочек до 5-6 лет была примерно одинаковой. Мальчики в будние дни дома и улице носили обычно одну рубаху, длинной почти до колен, и только когда «выходили в люди»- по праздникам, в гости, в церковь -им надевали порты. Мальчикам и девочкам рубаху обязательно подпоясывали.

· Прическа детей

В традиционной народной культуре волосы девочкам не подстригали. «Девочкам волосы не стригут с самого рождения» - указывают новгородские источники еще в конце 19 века. Иногда их просто укорачивали, как и мальчикам. С 6-7 лет для девочек становилось обязательным заплетание косы. Мальчиков с этого возраста, как и взрослых мужчин, подстригали «под горшок». 

· Вышивка на детской одежде

Вышивка на одежде ребенка  отличалась от вышивки на одежде взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным.

Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью.

Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.
До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребенку вырабатывать свой ”иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

 Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

· Где можно в современном обществе увидеть традиционную детскую одежду?

Прежде всего, я обратилась к картинам русских художников.

Среди множества русских художников конца 19 – начала 20 века хотелось бы остановиться на нескольких, выделившихся особым многообразием рисунков крестьянских детей разного возраста.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии. Он рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его словам, "лишним ртом". Он не понаслышке знал, что такое обделенность, недолюбие. Переживания одинокой души ребенка наложились и воплотились во множестве картин, в которых живут дети.

Главная тема в творчестве Николая Петровича - дети. Несмотря на разнообразие и характер картин, которые он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. «Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

На картине «Новая сказка» мы видим четырех детей. Они читают книгу. Мальчики одеты в рубашки белого и красного цвета. У рубашек белого цвета есть вышивка красным цветом по шейке, по рукавам и подолу. Красная рубашка видно, что с косым воротом. У мальчиков штаны серые, полосатые, скорее всего из домотканины.  Девочка одета в сарафан темно-синего цвета, в рубашку с вышивкой или бранным ткачеством на плечах. На голове у нее одет платок. На ногах у детей ничего не одето.

На картине «Виртуоз» мы видим детей, которые слушают игру на балалайке на лесной полянке. У всех мальчиков одеты рубашки-косоворотки разного цвета: клетчатая, пестрая и красная. Мальчики в полосатых штанах, с босыми ногами. У девочки хорошо виден красный платочек. У всех есть пояса. У одного из мальчиков одет головной убор – картуз.

Картина «Крестьянские мальчики» была написана в Вологде. На мальчиках одеты рубашки, на голове у каждого картуз (или кепка), штаны закатаны до колен. Ноги босые, грязные.

На картине «Школьницы» девочки более старшего возраста – 13-14 лет. На них одеты сарафаны в крупную клетку, рубашка белого цвета с пышным рукавом, платки завязаны вперед. На одной девочке одет «казачок» - это говорит о том, что девочки уже взрослые.

На картине «Праздник на крылечке» видно, что на улице ранняя весна. Дети одеты в зимних полушубках. На голове у девочек завязаны теплые платки-шали. На ногах одеты кожаные сапожки. У всех есть пояса, они повязаны поверх полушубков. Сарафаны торчат из-под полушубков, цветные – в мелкий цветочек и горошек, не длинные.

Пелевин Иван Андреевич (1840 - 1917)

В своих работах, в основном в вещах небольшого формата, посвященных эпизодам из жизни крестьянских детей, художник умело передавал характерные типажи и детали обстановки. Произведениям присущи повествовательность, простота и ясность композиционного построения (часто это однофигурная или двухфигурная композиция), декоративность колорита.

На картинах «Крестьянские дети, переходящие ручей» и «Крестьянские дети, уходящие с поля» изображены босоногие деревенские ребята разного возраста, идущие через поля с корзинками за грибами или ягодами. Одеты с простые холщовые одежды, девочки – в платочках, мальчики – в картузах. На девочках одеты фартуки – красного и розового цвета. На картине «Крестьянские дети, уходящие с поля» на переднем плане картины изображен ребенок – нам не понятно – мальчик или девочка. Это еще раз подтверждает то, что одежда мальчиков и девочек до 5 -6 лет была очень похожа.


Константин Егорович Маковский

Константин Маковский также в своих работах часто обращался к сюжетам сельской жизни, изображая в персонажах картины собирательный образ русского крестьянства. Художник много путешествовал по российской глубинке, делая зарисовки, эскизы. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Долгое время Маковский подготавливал материал для написания картин, посвященных крестьянским детям.

На картине «Брат и сестра» тоже ясно можно увидеть одежду простых крестьянских детей: у девочки розовая рубашка, круглый сарафан серого цвета на лямках, фартук бордового цвета в мелкий цветочек по низу с отделкой из треугольников. На голове простой ситцевый платочек, повязан впереди. На ногах надеты черные сапожки. У мальчика мы видим верхнюю одежду  серо-грязного цвета, на голове картуз, вида длинная серая рубашка, на ногах портянки и калоши.

На картине «Хоровод» изображены деревенские дети, который играют. Среди них мальчики и девочки, примерный возраст 8-12 лет. На девочках пестрые сарафаны, сверху на некоторых одеты кофты с рукавами. У всех девочек – платочки на голове. Мальчик постарше надет в рубашку из красной пестряди, а сверху жилетка темного цвета. Можно предположить, что дети играют летним вечером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: