Материалы Хрестоматии по истории России под редакцией академика М. Н. Тихомирова

Пояснительная записка

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по истории России в 6 классе создан на основании УМК по истории России, представленном учебниками издательства «Русское слово»: «История России, 6 класс», Е. В. Пчелов, П. В. Лукин, «Русское слово», 2016.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки выпускников 6 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

Билеты разработаны по следующей системе:

Часть 1 содержит задания по билетам. По первому вопросу билета необходимо детализированный пересказ учебного материала по определенной теме ответа, с помощью чего проверяется знание дат, фактов, умение показать свою точку зрения по отношению к тому или иному историческому событию, личности. По второму вопросу билета определяется уровень знаний понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Часть 2 состоит из исторических документов, выдержек из исторических источников. Эти задания, в дополнение к вышеуказанным элементам, позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать факты, извлекать информацию, давать открытого ответа с анализом исторического документа и систематизацией материала. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Критерии оценивания ответов соответствуют требованиям образовательного стандарта.

Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы
Отметка «4» выставляется при условии, если названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности
Отметка «3» выставляется, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета
Отметка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не смог выполнить задания. На заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Критерии оценивания ответа на вторую часть экзаменационной работы.
Отметка «5» по третьему вопросу ставится, если названы имя (дата, событие и т.д.) и 2 или более элемента текста, позволившие его определить.
Отметка «4» ставится, если названы имя (дата, событие и т.д.) и 1 элемент текста, позволивший его определить.
Отметка «3» ставится, если названо только имя (дата, событие и т.д.), элементы текста, позволяющие его определить, не названы.
Отметка «2» ставится, если экзаменуемый не может выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.













Часть 1.

Билет

1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государства.

2. Дать определение: язычество, вотчина, приказы.

Билет

1.Образование Древнерусского государства. Внутренняя организация.

2. Дать определение: вервь, улус, поместье, уроки, кормление, местничество.

 

Билет

1. Деятельность князя Олега.

2. Дать определение: вече, местничество, бояре, дань, централизация.

 

Билет

1. Правления князя Игоря и княгини Ольги. Походы князя Святослава.

2. Дать определение: старейшина, боярская дума, Золотая Орда.

 

Билет

1. Причины принятия христианства на Руси. Крещения Руси и его значение.

2. Дать определение: погосты, наместник, удел, уроки, кормление, местничество.

 

Билет

1. Русь при Ярославе Мудром.

2. Дать определение: полюдье, вира, политическая раздробленность, вотчина, Ордынское иго, наместник.

 

Билет

1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд.

2. Дать определение: старейшина, летопись, баскаки, кормление, поместье, дань.

 

Билет

1. Правление Владимира Мономаха.

2. Дать определение: раннефеодальная монархия, вотчина, летопись, уделы, Золотая орда, полюдье.

 

Билет

1. Причины раздробленности Древнерусского государства.

2. Дать определение: уроки, поместье, улус, дань, язычество, Боярская дума

 

Билет

1. Русь между Востоком и Западом.

2. Дать определение: вервь, централизация, бояре, Невская битва, Ледовое побоище.

Билет

1. Госсударственное управления в период раздробленности.

2. Дать определение: язычество, ярлык, местничество, посадник, уроки, дань.

 

Билет

1. Ордынское владычество на Руси. Повинности на Руси

2. Дать определение: посадник, уроки, дань, бояре, вотчина, летопись.

 

Билет

1. Предпосылки и причины объединения русских земель.

2. Дать определение: бояре, уроки, вотчина, Ордынское иго, наместник, летопись.

 

Билет

1. Политическая система Руси в период объединения.

2. Дать определение: раннефеодальная монархия, старейшина, летопись.

 

Билет

1. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

2. Дать определение: Золотая Орда, вервь, старейшина, летопись, баскаки, наместник.

 

Билет

1.Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

2.  Дать определение: язычество, политическая раздробленность, наместник, посадник, уроки.

 

Билет

1. Битва на поле Куликовом. Значение Куликовской битвы.

2. Дать определение: вотчина, вира, местничество, кормление, поместье, дань.

 

Билет

1. Правление Василия I –го. Московская усобица.

2. Дать определение: вече, поместье, улус, старейшина, летопись, баскаки.

 

Билет

1. Правление Ивана III.Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве.

2. Дать определение: посадник, ярлык, вира.

 

Билет

1. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель.

2. Дать определение: дань, язычество, кормление, поместье, дань, Боярская дума.

Часть 2.

1. Изучите текст и ответьте на вопросы:

Материалы Хрестоматии по истории России под редакцией академика М. Н. Тихомирова.

«В 988 году. Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна велел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами…

Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его…

После этого Владимир послал по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры…, а людей заставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у знатных людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым…»

1. Какое событие описано в летописи? Почему вы так думаете? Приведите не менее 3-х доводов, используя текст летописи.

2. Как восприняли идею князя Владимира наши предки? Аргументируйте ответ.

 

2.  Прочтите отрывок из документа и напишите имя автора и название произведения:

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает… Куда не пойдете и где не остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым…»

 

3. О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?

Заложил... город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и... монастыри появляться. Любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви.

 

4. Об устройстве какой земли говорится в отрывке из сочинения русского историка?

Вопросы, подлежащие обсуждению веча, предлагались ему князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его... решало вопрос о войне и мире.

 

5. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идет речь.

«Киевляне говорили: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми»...[князь] же говорил: «Хочу жити в Переяславце на Дунае... яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь»

 

 

6. Прочтите отрывок из Симеоновской летописи и кратко ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«... Сел князь великий [...] на великом княжений всея Руси, и была с того времени тишина великая в течение 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули и успокоились христиане от великой истомы и от многой тягости, от насилья татарского, и была с того времени тишина великая во всей земле... В лето 1339 князь великий [...] пошел в Орду, а с ним сыновья его, Семен и Иван, а князя Андрея, сына своего послал в Новгород Великий. В том же году и в Русь пришел князь великий [...] а в свою отчину пожалован богом и царем. В ту же зиму, месяца ноября в 25 замыслили строить город Москву, а окончили его той же зимой к весне в великий пост. В лето 1340 умер князь великий московский... внук великого Александра, правнук великого Ярослава, в чернецах и в схиме... и оплакивали его князья и бояре, вельможи, и все люди москвичи...»

1) Укажите имя великого князя и хронологические рамки его правления в Московском княжестве.

2) Используя текст и знания из курса истории, укажите основные итоги его княжения (не менее трёх).

 

7. Прочтите отрывок из документа и напишите, о ком идет речь

"В лето 946.          же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее... И стояла Ольга все лето, и не могла взять города... Древляне же спросили: "Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало..." Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге... Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут. И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда... И так загорелась где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала             воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань".


Содержание ответов:


Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: