Проблема определения науки

 

Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Оно вырабатывалось и вырабатывается долго и трудно, в борьбе подходов, идей, в ходе преодоления трудностей, противоречий, сомнений и возникновения новых и новых вопросов. Только в 20-е годы прошлого столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение» и призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

Первое, на что обратили внимание основоположники науковедения, - это этимология самого латинского слова «scientia», что в переводе означает «знание». С определенного времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Но проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой. Знания приобретаются человеком в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве, в инженерном деле, но в них получение знаний не является главной целью.

Так, искусство посредством художественных образов отражает реальность, создает эстетические ценности, выражает отношение художника к реальному миру. Экономика, чтобы обеспечивать деятельность общества, должна опираться на истинные знания о действительности, но оцениваться она должна по критериям эффективности и практических результатов. Религия же создает мир трансцендентного знания, в котором человек общается с Богом. Философия формирует знания человека о бытии, о месте человека в мире и о его собственном внутреннем мире.

Наряду с этими формами общественного сознания наука является частью единой культуры. Но именно в сравнении и взаимодействии с ними проявляется специфика науки. И религия, и философия, и искусство, и наука - все они по-своему отражают реальность и при этом создают свой собственный мир, свою искусственную реальность. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. В этом мире самому человеку, субъективному элементу этого мира, его ценностным ориентациям отводится весьма незначительная роль (для этого есть искусство, мораль, религия). Поэтому, только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного назначения.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, мы можем дать ее более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения на практике.

Изучая историю развитию науки, неизменно прослеживается тенденция стремления науки занять господствующее положение в жизни человека. Наука служит для осознания, понимания и преобразования существующей действительности. Но вместе с тем, по мнению православного богослова, профессора Санкт-Петергбургской духовной академии Н.А.Заболотского, «величайшие открытия науки до сего времени часто использовались во зло человеческому роду и во вред природе».

Вместе с тем, оценивая гуманистический статус науки, христианские богословы отмечают, что научные исследования сегодня нередко утрачивают «этический горизонт». К таким исследованиям относится прежде всего развитие науки в военных целях. Кроме того, как замечают теологи, человек сейчас слишком уж много возомнил о себе и противопоставил себя всей остальной природе.

Вообразив себя властелином природы, он преобразует ее, ставит над ней эксперименты, нередко не задумываясь или не представляя себе ясно разрушительных последствий такой деятельности.

На сегодняшний день, определенная часть человечества начала задумываться о последствиях подобной разрушительной деятельности. Например, принят Киотский протокол о снижении вредных выбросов в атмосферу, наша страна идет по пути ограничения стратегических наступательных вооружений (договор об СНВ), и т.д.

Следует беречь окружающую среду и объективно оценивать последствия своих действий.

 

Список использованных источников

1. Ильин В.В. Наука. Философия и методология науки.: Учебное пособие. СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2001 - 132 с.

2. Демидов А. Б. Философия и методология науки: Курс лекций / А. Б. Демидов. -- Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. -94с.

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/grushev/01.php

4. Философия и методология науки/ под.ред. В.И. Купцова, - М., 1996.

5. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки, - М.,2008

6. Никитич Л.А. История и философия науки. - М.,2008

7. Гришунин С.И. Философия науки: основные концепции и проблемы. - М., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: