Не секрет, что для предприятия общественного питания в списке конкурентных преимуществ кадровый вопрос является едва ли не решающим, поскольку такие аргументы Ваших клиентов как «здесь вкусно готовят» и «здесь приятно бывать», во многом, определяются не чем иным как культурой обслуживания, то есть человеческим фактором.
Поэтому традиционные для любого бизнес-плана вопросы (обоснование потребности в персонале, требования к его квалификации, способ набора и обучения, режим работы, система мотивации) применительно к Вашему проекту будут иметь повышенное значение.
Что касается самой системы заработной платы, то рекомендуется, как минимум, разбить фонд оплаты труда на две части – постоянную и переменную. Постоянная часть – это оклады согласно штатному расписанию, которое можно привести в форме таблицы (штатные единицы – на условном примере):
Штатная единица | Численность | Месячный оклад | В каком месяце вводится в штат |
Директор | |||
Повар | |||
Официант | |||
Продавец-кассир | |||
Мойщик посуды | |||
Уборщик помещений | |||
Водитель-экспедитор | |||
… |
|
|
Разумеется, названия должностей и численность персонала должны состыковываться с организационной структурой предприятия, которую в этом же разделе Вы можете привести в виде схемы. Для совсем небольшого предприятия такое штатное расписание включает несколько человек, а то и одного единственного в лице самого предпринимателя.
Что касается переменной части оплаты труда, то в бизнес-плане бывает достаточно, не вдаваясь в детали системы премирования, определить в процентах от общего фонда оплаты общий размер фонда премирования (например, 10%) и перечислить те показатели, по которым будет стимулироваться персонал предприятия. В сфере общепита такими показателями могут быть общий рост выручки, отсутствие жалоб и претензий со стороны клиентов, соответствие нормам обслуживания и другие параметры.
Одним из устойчивых заблуждений начинающих предпринимателей является убеждение в том, что ситуация на рынке рабочей силы такова, что специалисты необходимой квалификации найдутся в любой момент и в нужном количестве. При этом им не потребуется платить высокую заработную плату. Это вполне очевидное заблуждение очень часто приводит к тому, что наспех набранный, необученный и низко мотивированный персонал приведет к краху проект с самой безупречной и беспроигрышной «инженерной частью». Следовательно, чрезмерная экономия по данным группам затрат чревата потерями важнейших конкурентных преимуществ.
|
|
Накладные расходы
Все текущие затраты, связанные с оказанием Ваших услуг, пока еще не отраженные в предыдущих разделах, полезно собрать в сводной таблице, которую лучше всего сразу составить с помесячной разбивкой. Для предприятия общепита перечень статей накладных расходов может быть примерно таким:
Период | 0 | 1 | … | 12 |
Арендная плата | ||||
Коммунальные услуги и услуги связи | ||||
Хозяйственные расходы, текущий ремонт и уборка помещений | ||||
Расходы на маркетинг и рекламу | ||||
… | ||||
Прочие затраты | ||||
Общая величина накладных расходов |
Иные советы по составлению операционной части бизнес-плана, а также разработке юридического и финансового плана носят типовой характер и для предприятий общественного питания принципиальных отличий не имеют. Вы их найдете в соответствующих разделах данного пособия.
Розничная торговля