Так мастер вплотную подошёл к открытию конструктивизма. Он считал, что необходим особый вид художественной деятельности для конструирования целесообразных и эстетически совершенных вещей. Татлин попытался дать ей название — «культура материалов», «конструирование материалов» и т. п. Термин «конструктивизм» появился позднее. Самое известное произведение мастера, созданное им уже в советские годы, — проект памятника III Интернационалу (1919—1920 гг.) в виде винтовой башни. В реальном масштабе он должен был представлять собой огромное здание, в котором разместились бы руководство III Интернационала и телеграфное агентство. Внутри наклонного спиралевидного каркаса заключались «первичные формы» — куб, конус и цилиндр (три основных зала), вращающиеся с разной скоростью. Татлин выполнил деревянную модель этой башни высотой около шести метров (она не сохранилась).
Владимир Татлин.
Контррельеф. 1914—1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
619
Владимир Татлин.
Проект памятника III Интернационалу. 1919—1920 гг. Обложка книги искусствоведа Н. Н. Пунина.
Владимир Татлин.