Такая разновидность бытовых услуг населению как услуги парикмахерских и салонов красоты давно уже стала одной из областей деятельности, часто избираемых начинающими предпринимателями.
Особой популярностью населения нашего города сегодня пользуются те салоны, которые применяют современные технологии парикмахерского искусства, позволяющие подчеркнуть индивидуальность клиента. Общеизвестно, что каждая женщина хочет выглядеть привлекательной и неповторимой и ради этого готова идти на немалые затраты времени и денег. Стремление к внешней элегантности всё чаще посещает и представителей мужского пола. В результате подобных предприятий организуется всё больше и больше. Но даже без особого рыночного бума потребность в этих услугах, особенно качественных и доступных по своей цене для массового клиента, всегда будет стабильной. Тем более при дальнейшем росте уровня жизни горожан.
Бизнес-план создания парикмахерской может составляться для решения нескольких задач - для подтверждения профессиональной компетенции инициаторов проекта, для предоставления партнерам и инвесторам, для оценки суммы необходимого финансирования и коммерческой привлекательности бизнес-идеи и, наконец, для её предварительного осмысления самим предпринимателем.
Последняя из перечисленных задач первична. Поэтому с описания идеи проекта изложение бизнес-плана обычно и начинают. Продемонстрируем, как при этом может быть преподнесен материал:
• Назовите стратегическую цель проекта, попутно пояснив, каким образом эта цель будет достигнута. Здесь же можно очень коротко указать специализацию создаваемого предприятия. Важно сразу же выделить его отличительные черты.
Пример. Целью данного проекта является создание салона красоты, расположенной по адресу …. включающего парикмахерские, косметические услуги, маникюр, солярий, кабинет аппаратной косметологии. Инициатор данного проекта — человек, обладающий богатым опытом работы и знаниями в области косметологии, владелец и организатор кабинета вакуумного массажа. Проектируемый салон красоты задумывается не просто как предприятие по оказанию услуг в этой области. Успеху проекта будет способствовать высокопрофессиональная работа мастеров, использование только высококачественных материалов. Кроме того, это будет своего рода салон-клуб, где будут проводиться бесплатные презентации новых видов косметики, парикмахерских и косметических услуг.
• Перечислите частные стратегические задачи, решение которых позволит добиться не только выживания, но и процветания Вашего предприятия.
Пример. Предлагаемый проект имеет такие стратегические задачи:
• Обеспечить рентабельность инвестиций - не менее … %
• Добиться … % загрузки при двухсменном режиме работы к … периоду
• Обеспечить высокую профессиональную репутацию нового предприятия у клиентов и деловых партнеров
• Создать эффективную систему работы с клиентами, обеспечивающую конкурентные преимущества за счет ….
• Охарактеризуйте местоположение создаваемого предприятия, что, безусловно, является одним из важнейших факторов его конкурентоспособности.
Пример. Создаваемое предприятие будет располагаться по адресу: …. Данное местоположение выбрано не случайно, так как в этом большом жилом микрорайоне в настоящее время находятся только 2 парикмахерские, по своим потребительским характеристикам значительно уступающие параметрам будущего салона. Такое местоположение имеет свои плюсы и минусы. Минус — в том, что это близко к окраине города. Плюс — в том, что, тем не менее, в этом месте живут многие потенциальные клиенты.
При изложении особенностей проекта используйте SWOT- анализ, изложение результатов которого в бизнес-плане применительно к парикмахерской может исходить примерно из такого ориентировочного перечня внешних и внутренних факторов:
Преимущества | Недостатки |
• Имеющийся опыт в данной сфере • Высокое качество услуг • Наработанные деловые связи и контакты • Квалифицированные сотрудники • Наличие детального бизнес-плана • Многофункциональность, ассортимент услуг, их уникальность • Наличие готовых помещений и оборудования парикмахерской • Выгодное территориальное расположение • Есть источники финансирования • Иные положительные факторы, отличающие Вас от конкурентов | • Недостаточный практический опыт, сомнения относительно учета всех деталей реализации проекта • Относительно высокий объем требуемых инвестиций и нерешенность вопроса об источнике инвестиций • Дополнительные затраты на продвижение на рынке • Неукомлектованность штата парикмахерской • Требуется поиск помещений • Неудачное местоположение • Узость ассортимента услуг • Иные внутренние факторы, снижающие конкурентоспособность |
Возможности | Угрозы |
• Отставание конкурентов • Увеличение доходов клиентов • Рост клиентов за счет прироста населения микрорайона • Завоеванный в прежние годы положительный имидж мастеров • Перспективы развития технологии оказания услуг • Бóльшая забота жителей города о своей внешности • Снижение налогов • Упрощение административных барьеров • Иные внешние факторы, открывающие дополнительные возможности для развития предприятия | • Усиление прямой и косвенной конкуренции • Снижение платежеспособности клиентов • Увеличение налогов • Ужесточение административных барьеров • Инфляционные риски • Форс-мажорные факторы • Политические риски • Психологическая неготовность населения к высокой плате за эксклюзивные виды услуг • Дефицит квалифицированных мастеров • Иные внешние угрозы |
План маркетинга
Описание услуг
Старайтесь избегать переизбытка профессиональной терминологии. Тем не менее, при описании услуг рекомендуем ограничиться изложением некоторых общих моментов и ссылок на более подробные информационные материалы, которые можно поместить в приложение к бизнес-плану. Для Вашего бизнес-плана особенно удачным будет изложение основополагающих принципов функционирования Вашей парикмахерской — то есть того, что отличает её от конкурентов. Покажем это на примере:
Пример. Создаваемый салон-парикмахерская при работе с клиентами будет придерживаться следующих принципов:
• Высокий уровень обслуживания. Окружение клиента вниманием, предоставление ему максимальных удобств.
• Каждый клиент имеет своего мастера, обслуживающего его и хорошо знающего его вкусы и пристрастия.
• Гибкий график работы персонала, смещение графика навстречу пожеланиям клиентов.
• Доступные цены благодаря использованию косметических средств отечественных производителей.
• Предоставление скидок и предоставление льгот некоторым категориям населения (пенсионеры, дети, подростки и т.д.).
• В технологическом процессе будет задействовано только высококачественное современное оборудование.
• Повышенное внимание к обучению и подбору персонала.
• Уровень услуг будет соответствовать лучшим в городе салонам красоты, благодаря постоянному изучению достижений конкурентов и зарубежных аналогов.
Изложив принципы обслуживания клиентов, можно перейти к перечислению видов предлагаемых услуг. Лучше всего это делать, не вдаваясь в мелкие детали. Покажем пример такого изложения:
Пример. В результате открытия салона красоты появляются следующие услуги:
• Парикмахерские: стрижка волос, укладка, завивка, окрашивание волос с учётом самых модных направлений.
• Косметические: всевозможные процедуры по уходу за кожей с использованием новейших методик и препаратов, различные виды массажей, перманентный макияж.
• Солярий — получение красивого загара круглый год, без ущерба для здоровья.
• Маникюр — профессиональный уход за ногтями, их красивый и ухоженный вид с использованием новых разработок в этой области.
• Аппаратная косметология — вакуумный массаж, способствующий уменьшению жировых отложений и целлюлита, нормализующий обмен веществ и улучшающий эластичность кожного покрова.
• Специальные услуги по подбору причесок, цвета волос, укладке свадебных и вечерних причесок, стрижке и химической завивке.
• Услуги всех видов с выездом мастера на дом к клиенту.
Анализ спроса
В настоящее время рынок парикмахерских и косметических услуг достаточно насыщен и весьма разнообразен: сохранив и усовершенствовав всё самое лучшее из опыта прошлых лет, всевозможные салоны-парикмахерские предоставляет совершенно новые, уникальные технологии, услуги и материалы. Но устойчивый спрос есть как на самые модные тенденции, так и на уже проверенные годами технологии и услуги. Что же касается новых направлений, то они, прежде всего, делают акцент на здоровье, бережное отношение ко всему, что дала человеку природа.
Анализируя состояние рыночного спроса, Вам ни в коем случае не следует увлекаться деталями того, что, вне всякого сомнения, Вы хорошо знаете. Напротив, в данном случае важны не такие детали, как разновидности услуг, применяемое оборудование, тонкости применяемых технологий, модные стрижки и косметические услуги. Вам необходимо постоянно держать в уме конечную цель бизнес-плана — обоснование объема возможного рыночного спроса. Как это сделать? Позволим себе процитировать один пример.
Определение объема рынка может выглядеть следующим образом:
При оценке объема рынка мы исходим из следующих постулатов:
• Каждый проживающий в микрорайоне, где расположена парикмахерская,
является ее потенциальным клиентом.
• Каждый взрослый человек стрижется в среднем 1 раз в 2 месяца.
Примем во внимание следующие факторы:
• Количество лысых (в среднем 5% населения),
• Количество детей, не пользующихся услугами парикмахерских (в среднем 5 % населения),
• Количество граждан, не пользующихся услугами парикмахерских (в среднем 15 % населения).
Итак, нашими клиентами в целом не является около 25% (5% + 5% + 15%) населения микрорайона.
Вывод: учитывая, что в районе действия нашей фирмы проживает, как минимум, 20 тысяч человек, 25% (5 тысяч) из которых вряд ли могут стать нашими клиентами, вычисляем объем рынка:
Раз в 2 месяца будут стричься 20 тысяч — 5 тысяч = 15 тыс. человек, а в расчете на 1 месяц — в два раза меньше, то есть 15 тысяч: 2 = 7,5 тысяч человек/месяц.
Конкуренция
Анализируя конкурентную среду в вашей сфере деятельности, Вы можете воспользоваться различными параметрами сравнения себя с конкурентами:
• Ассортимент услуг
• Квалификация мастеров
• Цены, их соответствие качеству оказываемых услуг
• Уровень применяемого оборудования
• Иные моменты, касающиеся особенностей обслуживания клиентов
Прежде всего, поименно перечислите те салоны-парикмахерские, которые могут считаться Вашими прямыми конкурентами. Затем по каждому из конкурентов (если их не очень много — например, не более 10), дайте краткую, но информационно насыщенную справку о его отличительных чертах.
Приведем пример подобного описания конкурентов:
Основные конкуренты создаваемого салона-парикмахерской – это три салона красоты: «X», «Y» и «Z».
«X» - центр красоты и здоровья, работает на рынке около 5 лет, имеет удачное расположение, на пересечении двух оживлённых улиц. В центре предлагается самый разнообразный комплекс услуг: парикмахерские, услуги косметолога, визажиста, маникюр. Есть аппаратная косметология на итальянском оборудовании, солярий, стоматология, фитнесс-центр, сауна, бассейн. Имеется парковка для автомобилей. Основной недостаток – несоответствие очень высокого уровня цен и среднего профессионального уровня работающих мастеров. Цена за пакет услуг в среднем ___ руб.
«Y» - салон красоты, появился на рынке около трёх месяцев назад, ещё не имеет своей постоянной клиентуры. Расположен неудачно – в глубине жилого квартала, поэтому вынужден тратить деньги на рекламу в многолюдных местах. Рекламные щиты стоят у метро и на двух оживлённых улицах. Салон красоты имеет следующий набор услуг: парикмахерские, услуги косметолога и маникюр, есть тренажёрный зал. Парковки для автомашин нет. Уровень мастеров – средний. Цена за пакет услуг в среднем ___ руб.
«Z» - салон красоты, расположен в гостинице …. Три года на рынке, стандартный набор услуг и технологий, ничего принципиально нового и уникального, только проверенное временем. Есть парикмахерские услуги, маникюр, услуги косметолога. Оборудование устаревшее, материалы и технология тоже. Уровень работающих мастеров – средний и ниже среднего. Есть парковка для автомобилей. Основные клиенты - постояльцы гостиницы. Цена за пакет услуг в среднем ___ руб.
Если конкурентов оказывается слишком много (что для этого вида бизнеса явление характерное), то можно ограничиться составлением таблицы, в которой с помощью балльных оценок сравнить себя с группами конкурентов.
Покажем это на примере: