Для начинающих предпринимателей выбор в качестве предмета деятельности одного из вида бытовых услуг давно уже стало весьма распространенным решением. Наличие собственных профессиональных навыков, ясность с поиском заказов, небольшие единовременные вложения при открытии предприятия, часто неудовлетворенный спрос на рынке — это и многое другое говорит в пользу бытовых услуг как приоритетного направления развития малого бизнеса не только в нашем городе, но и во всем мире.
Прежде всего, уточним, что бытовыми услугами в нашей стране, согласно действующим нормативным документам, принято называть платные услуги населению, то есть не предприятиям (юридическим лицам), а отдельным гражданам (физическим лицам). Какие именно это услуги, важно знать для целей налогообложения. Ведь, согласно статье 346.27 Налогового кодекса, именно бытовые услуги (хотя и не все, что уточняется уже нормативными актами местной власти) попадают под действие Единого налога на вмененный доход.
|
|
Заглянув в Общероссийский классификатор услуг населению, можно установить, что к категории бытовых услуг относят:
• ремонт, окраску и пошив обуви
• ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий
• ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий
• ремонт и техническое обслуживание бытовой техники
• ремонт и изготовление металлоизделий
• изготовление и ремонт мебели
• химическую чистку и крашение, услуги прачечной
• ремонт и строительство жилья и других построек
• техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования
• фото- и кино-услуги
• транспортно-экспедиторские услуги
• услуги бань и душевых
• услуги парикмахерских
• услуги по прокату
• ритуальные и обрядовые услуги
• чистку и уборку помещений, оборудования и транспортных средств
• дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы и т.д.
В любом случае на этапе государственной регистрации и постановки на налоговый учет вопрос отнесения Вашей деятельности к категории бытовых услуг и, соответственно, применяемую систему налогообложения, Вам придется выяснить обязательно.
- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) и введен в действие с 1 января 1994 года.
Бизнес-план нужен для самостоятельного осмысления бизнес-идеи, уточнения объема финансирования и расчета итоговых показателей. Ответив на перечисленные вопросы, Вы сможете привлечь партнеров и инвесторов, которым весьма важно удостовериться в том, что план создания нового бизнеса располагается не только в Вашей голове, но также детально проработан и изложен на бумаге.
|
|
Вступительные разделы бизнес-плана — «Резюме» и «Основная идея проекта». Резюме, как обычно, пишут в последнюю очередь, когда становятся ясны все цифры. Что же касается описания бизнес-идеи, то это можно сделать с самого начала.
Здесь можно посоветовать придерживаться следующей схемы изложения:
• Определите место на карте, где будет реализовываться Ваш проект. Обязательно учтите те возможные ограничения, которые могут быть установлены применительно к Вашему виду деятельности.
Пример. Цель проекта - создание предприятия химической чистки среднего ценового уровня для оказания бытовых услуг населению ..., по адресу … Место расположения выбрано исходя из того, что, согласно требованиям СЭС, запрещено открывать химчистку на первых этажах жилых домов, в продовольственных магазинах и вблизи с заведениями общепита. Учтено также, что сейчас спрос на услуги химчистки переместился в сектор массовых покупок (торгово-развлекательные комплексы, сети интерьерных супермаркетов, торговые центры), что позволяет получить максимальное число потенциальных клиентов.
Уточните разновидность бытовых услуг (ремонт обуви, пошив одежды, обслуживание бытовой техники, химчистка, прачечная, ремонт квартир, фото-услуги или что-то иное из видов бытовых услуг) и лаконично охарактеризуйте тех, для кого Вы будете их предлагать (уровень доходов целевых клиентов, место жительства, где они бывают, стиль жизни, род занятий, предпочтения и другие отличия).
Пример. Создаваемое ателье по ремонту и пошиву одежды будет работать в формате выездных пунктов приема заказов. Её целевыми клиентами будут жители … микрорайона и покупатели торговых центров …, которым требуется подгонка только что купленной одежды. Место для размещения пункта приема заказов предполагается арендовать на первом этаже торгового центра. Заказчиками услуг будут, преимущественно, люди с уровнем дохода в размере от __________ до _________ _________ рублей в месяц.
Сосредоточьте внимание на отличительных признаках создаваемого предприятия, которые в перспективе позволят получить ему необходимые конкурентные преимущества.
Пример. Отличительной чертой предприятия по оказанию комплекса услуг по ремонту бытовой техники будет технология, ориентированная на максимальное удобство клиентов, а именно:
• после приема заказа клиенту перезванивает мастер и обсуждает все обстоятельства предстоящего ремонта.
• в разговоре с мастером уточняется удобное для клиента время визита мастера и ориентировочная цена за услугу.
• за счет рациональной организации бизнеса цена услуг будет ниже, чем у конкурентов, в среднем на 10-15%.
Приведите перечень Ваших стратегических целей, которые желательно предельно конкретизировать и «оцифровать», измерив в числовых показателях.
Пример. Стратегическими целями проекта будут достижение к концу первого года работы предприятия ... среднемесячной выручки в объеме … рублей, ... заказов в месяц, периода окупаемости инвестиций в... мес. и рентабельности услуг не менее ... %.
Применяя для описания сильных и слабых сторон проекта SWOT- анализ для предприятия бытовых услуг чаще всего выделяют следующие факторы:
Преимущества | Недостатки |
• Новизна идеи проекта, её нераспространенность на традиционном рынке бытовых услуг • Глубокая проработка формата будущих услуг с учетом изучения потребностей целевых клиентов • Профессиональный опыт работы, знание потребностей клиентов • Наличие деловых связей со смежниками и партнерами • Продуманность всех деталей проекта, их изложение в бизнес-плане • Есть квалифицированные кандидаты в сотрудники • Продуманность ассортимента услуг, высокий уровень сервиса • Наличие и достаточность финансирования • Иные положительные факторы, отличающие от конкурентов | • Нет доступа к передовым технологиям, недостаточные профессиональные навыки • Неполная информация о рынке данного вида бытовых услуг, ориентация только на представления самих инициаторов проекта • Повышенная зависимость от кооперации с другими фирмами • Дефицит квалифицированных мастеров в данной сфере услуг • Сомнения в удачном выборе местоположения • Высокие стартовые финансовые вложения • Нет ясности об источниках финансирования • Иные отрицательные факторы, понижающие Вашу конкурентоспособность, но зависящие от Вас |
Возможности | Угрозы |
• Перспективы развития рынка бытовых услуг в избранном месте реализации проекта • Рост доходов целевых клиентов • Возрастание потребности жителей города в данных услугах • Рост потока клиентов благодаря популяризации туризма • Востребованы дополнительные услуги, которые планируется развивать параллельно • Поддержка бизнеса в сфере бытовых услуг со стороны местных властей, смягчение налогового окружения, упрощение порядка лицензирования • Возможность организации аналогичных фирм в других районах города и области, в том числе на условиях франчайзинга • Иные внешние факторы, открывающие дополнительные возможности для Вашего бизнеса | • Изменение предпочтений населения в сторону услуг крупных компаний, имеющих мощную рекламную поддержку и известность на рынке • Инфляция и снижение доходов целевых клиентов • Ужесточение конкуренции со стороны других предприятий малого бизнеса • Негативные изменения в законодательстве, ужесточение порядка лицензирования и иных административных барьеров • Форс-мажорные факторы (пожар, аварии, политические риски) • Возможность срыва обязательств со стороны смежников • Дефицит квалифицированных кадров в избранной отрасли бытовых услуг • Удорожание содержания бизнеса • Иные внешние угрозы для Вашего бизнеса |
План маркетинга
|
|
|
|
Описание услуг
Эту часть бизнес-плана полезно сделать особенно обстоятельной. По большому счету, принимая во внимания специфику бытовых услуг, успех Вашего бизнеса будет во многом определяться тем, насколько интересны и ценны они будут для Ваших клиентов. Это создаст условия для стабильного спроса и непрерывного роста заказов.
В качестве возможного формата представления информации можем предложить такую табличку:
Показатель | Пояснения по заполнению |
Форма и разновидность предприятия | Ателье по ремонту, бюро ремонта, химчистка, прачечная, ателье мод, фирма по ремонту помещений, фото-студия, баня, пункт проката или какие-то другие разновидности с пояснениями об их особенностях применительно к Вашему проекту |
Ассортимент услуг | Расшифровка ассортимента услуг с акцентом на предпочтения и запросы целевых клиентов, иные существенные параметры предлагаемого пакета услуг |
Местоположение | Акцент на близость к потенциальным клиентам – с точки зрения транспорта, мест работы, учебы, отдыха и мест массовой торговли, пассажиропотоков и т.д. |
Система обслуживания | Описание технологического процесса оказания услуг (лучше с принципиальной схемой расположения мебели, оборудования и иных существенных деталей) |
Оценка потенциального потока клиентов | Количество клиентов в единицу времени (день, месяц), в том числе с учетом коэффициента сезонности и неравномерности загрузки по различным отрезкам времени (дням недели, времени суток и т.п.) |
Особенности установления цен на услуги | Прейскурант с фиксированными ценами, составление предварительного технического задания, подготовка проекта сметы с вариантами исполнения услуги, порядок согласования цены с клиентом, учет факторов сезонности, уровня сложности работы, срочности и т.д. |
Элементы оформления места встречи с клиентом | Стиль и дизайн места встречи с клиентом, особенности, создающие комфортные условия для принятия решения о заказе услуг, иные элементы оформления |
Дополнительный сервис | Какие сопутствующие услуги могут быть предложены клиенту, на каких условиях |
Комментарий к таблице: Предложенный формат не претендует на универсальность. Бытовые услуги настолько отличаются друг от друга, что с Вашей стороны будет правильным предложить собственный формат, отличающийся от предложенного выше.
Анализ спроса
В этом разделе бизнес-плана Вам предстоит кратко, но убедительно доказать себе и своим партнерам, что на Ваши бытовые услуги есть платежеспособный спрос и этот спрос со временем не сократится, а вырастет.
Другими словами, Вам необходимо прямо или косвенно оценить возможную ёмкость рынка. Обычно это делается на основе данных о количестве потенциальных потребителей услуг в предполагаемом месте действия будущего предприятия. При этом для определения объема спроса на услугу Вы должны напомнить, какие именно её свойства, прежде всего, влияют на то, что её закажут именно у вас, а не у кого-то другого. Результаты анализа спроса будут убедительными, если анализ основан на опросах специалистов и потенциальных клиентов и оперирует ссылками на те источники, которые общепризнанны как авторитетные и достоверные.
Такого рода информация публикуется в городской бизнес-прессе. Приведем пример такой информации, на которую Вы вполне можете сослаться в своем бизнес-плане (в данном примере применительно к услугам химчистки):
Пример (все цифры - условные). По данным газеты « _______ » (ссылка на № и страницу) развитие сферы услуг и рост благосостояния населения привели к тому, что химчистка стала перспективным бизнесом, способным приносить до 100% годовых. В городе насчитывается примерно 200 приемных пунктов и 70 цехов, из которых на полную мощность работают только 15. По мнению участников рынка, город способен принять еще 250 химчисток. На рынок услуг по химической чистке значительное влияние оказывает структура населения региона. Основную часть потребителей услуг химчисток составляют, как правило, женщины среднего возраста с доходами не ниже _____________ руб. на члена семьи в месяц. Чем больше их доля в населении региона, тем более перспективно открытие химчистки.
При всем разнообразии групп потенциальных потребителей только _____% населения пользуются услугами химчисток. Большинство потенциальных потребителей в химчистки не обращаются. При этом максимальное количество посетителей в химчистках наблюдается осенью, когда люди готовят зимние вещи. Соответственно, спад активности приходится на лето. В городе развитию сравнительно незанятого рынка (работает всего 8-10 значимых сетей) мешает недоверие к услуге. Изменить отношение потребителя можно, инвестировав средства в оборудование, позволяющее снизить себестоимость услуги. Это увеличит срок окупаемости химчистки до 4-5 лет при доходе в 30-40% годовых, но позволит сэкономить на зарплате (автоматическая сортировка вещей заменяет до 40% персонала).
Перспективными, по мнению специалистов, в ближайшие годы станет появление новых интересных сегментов рынка - создание мобильных цехов, заказ услуги по Интернету, выезд приемного пункта на дом и в офис. По мнению участников рынка, в ближайшие 2 года на рынке произойдет технологический прорыв, который приведет к улучшению качества услуги и доступности. Вслед за этим произойдет окончательное формирование рынка.
Разумеется, при использовании вторичных источников информации (газеты, Интернет-ресурсы, справочники, специализированные журналы) нужно аккуратно делать ссылки на сами источники. Сильным аргументом в Вашу пользу будут и хотя бы ограниченные маркетинговые опросы потенциальных клиентов. Однако, с учетом того, что времени и средств на проведение такого рода специальных и зачастую дорогих исследований не хватает, для первого варианта бизнес-плана подойдёт использование и вторичной информации. Тем более, что для бытовых услуг чаще всего речь идет о таких вопросах и проблемах, с которыми ежедневно сталкивается любой обыватель.
Тем не менее, важно более обстоятельно проанализировать тот сегмент рынка, на котором со своими бытовыми услугами намерены работать Вы. В этом смысле избранные (целевые) сегменты полезно классифицировать по различным критериям. Своего рода «портрет» итогового целевого клиента можно свести в таблицу примерно такого вида (приведем эту форму опять же без претензий на её универсальность):
Показатель | Возможные сегменты |
Доходы клиентов | • В месяц на одного члена семьи – с проверкой соответствия средней цене Ваших услуг |
Место проживания (времяпрепровождения) клиентов | • В … минутах ходьбы (езды) от проектируемого предприятия, близость к предприятиям торговли, транспортным узлам, местам отдыха и т.д. |
Род занятий клиентов | • Домохозяйка • Рабочий, служащий, менеджер • Студент, учащийся • Пенсионер и т.д. |
Причина возникновения потребности в бытовых услугах | • Поломка • Профилактика • Забота о гигиене и др. в зависимости от вида услуги |
Факторы, характеризующие вкусовые предпочтения клиентов | • Привычки • Стремление к максимальной экономии времени • Приоритет качества и культура обслуживания • Поиск оптимального соотношения между ценой и качеством услуги • Недоверие традиционной рекламе • Приоритет мнения друзей и знакомых и т.д. |
Факторы, влияющие на принятие решения о заказе услуг, в порядке убывания значимости принятия решения о покупке | • Цены • Сроки исполнения • Гарантии • Ассортимент дополнительных услуг • Близость к месту проживания • Атмосфера общения с исполнителем и т.д. |
Прочие факторы | • Иные критерии, важные для формирования программы маркетинга |
Конкуренция
Анализ Ваших конкурентов, который еще принято называть анализом предложения (а до этого Вы анализировали спрос) достаточно выполнить только по целевым рыночным сегментам. Нередко конкурентный анализ представляет для Вас даже больший интерес, чем все предыдущие данные вместе взятые. Почему? Потому что, изучив плюсы и минусы конкурентов, Вы получаете уникальную возможность спроектировать свое собственное предприятие так, чтобы использовать их достижения и постараться не повторить их ошибок.
В этом смысле лучше всего заполнить отдельную таблицу, объединив в ней (по образу и подобию приведенной ранее таблицы по SWOT–анализу) полученную информацию о сильных и слабых сторонах Ваших коллег. В особой графе сформулируйте краткие, но важные выводы для себя самих: что Вы берете на вооружение, а от чего решительно избавляетесь еще на этапе проектирования своего бизнеса.
Пример. В качестве сильных или слабых сторон конкурента названы:
• Высокое (низкое) качество оказываемых услуг
• Приемлемые (неприемлемые) с точки зрения массового клиента цены
• Продуманная (непродуманная) организация технологического процесса
• Оснащенность (неоснащенность) производительным оборудованием
• Удачное (неудачное) территориальное расположение
• Хорошая (недостаточная) известность
• Стабильно высокий (неустойчивый) поток клиентов
• Широта (узость) ассортимента основных и дополнительных услуг
• Удобный (неудобный) для клиентов график работы и т.д.
Повторим, что всего важнее сделать выводы из проведенного анализа. Эти выводы в конечном итоге способны превратиться в готовый план маркетинга, конкретно отвечающего на вопросы относительно ценовой и ассортиментной политики, форм продвижения и каналов, по которым к Вам и должны приходить новые заказчики.
Прогноз продаж
Для составления первого варианта плана продаж в сфере бытовых услуг для начинающего предпринимателя вполне может подойти один из простейших приемов составления прогноза:
Прием 1. За начало отсчета взять минимальную оценку объема выручки от реализации услуг на первый месяц работы. Затем, исходя из известной статистики выхода на запланированную проектную мощность (это Вы можете позаимствовать из опыта тех же конкурентов), спрогнозировать выручку на конец первого года работы.
Пример. Если в первый месяц проектируемое предприятие способно получить выручку около 50 000 руб., а на конец года Вы прогнозируете, что она станет в 2 раза больше, то прогноз продаж будет выглядеть так (с округлением до тыс.руб.):
1 месяц: 50 000 руб.
2 месяц: 50 000 руб. + (100 000 – 50 000): 11 = 54 000 руб.
3 месяц: 54 000 руб. + (100 000 – 50 000): 11 = 58 000 руб.
12 месяц: 100 000 руб.
Прием 2. За исходные данные берутся средняя стоимость одного заказа, среднемесячное число клиентов и график постепенного выхода на проектную мощность, учитывающий «немгновенный» характер узнавания Вас на рынке аналогичных услуг.
Пример. Если средняя стоимость заказа = 500 руб., среднее число клиентов = 100 человек в месяц, а график выхода на проектную мощность - от 25% в первый месяц до 50% в 12-й месяц первого года работы, то прогноз выручки по данной услуге будет выглядеть таким:
1 месяц: 500 руб. х 100 чел х 25,0% = 12 500 руб.
2 месяц: 500 руб. х 100 чел х 27,3% = 13 700 руб.
3 месяц: 500 руб. х 100 чел х 29,6% = 14 800 руб.
12 месяц: 500 руб. х 100 чел х 50,0% = 25 000 руб.
Разумеется, в коэффициенты, если в этом есть необходимость (а по бытовым услугам такая необходимость возникает довольно часто), Вы можете включить и поправки на фактор сезонности. Это внесет в только что сделанные расчеты некоторое увеличение (в периоды пикового спроса на Ваши услуги) или уменьшение (в периоды, когда клиенты к данным услугам обращаются реже).