Описание бизнес-идеи проекта

 

Для начинающих предпринимателей выбор в качестве предмета деятельности одного из вида бытовых услуг давно уже стало весьма распространенным решением. Наличие собственных профессиональных навыков, ясность с поиском заказов, небольшие еди­новременные вложения при открытии предприятия, часто неудовлетворенный спрос на рынке это и многое другое говорит в пользу бытовых услуг как приоритетного на­правления развития малого бизнеса не только в нашем городе, но и во всем мире.

 

Прежде всего, уточним, что бытовыми услугами в нашей стране, согласно дейст­вующим нормативным документам, принято называть платные услуги населению, то есть не предприятиям (юридическим лицам), а отдельным гражданам (физическим ли­цам). Какие именно это услуги, важно знать для целей налогообложения. Ведь, соглас­но статье 346.27 Налогового кодекса, именно бытовые услуги (хотя и не все, что уточ­няется уже нормативными актами местной власти) попадают под действие Единого налога на вмененный доход.

 

Заглянув в Общероссийский классификатор услуг населению, можно установить, что к категории бытовых услуг относят:

• ремонт, окраску и пошив обуви

• ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий

• ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

• ремонт и техническое обслуживание бытовой техники

• ремонт и изготовление металлоизделий

• изготовление и ремонт мебели

• химическую чистку и крашение, услуги прачечной

• ремонт и строительство жилья и других построек

• техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования

• фото- и кино-услуги

• транспортно-экспедиторские услуги

• услуги бань и душевых

• услуги парикмахерских

• услуги по прокату

• ритуальные и обрядовые услуги

• чистку и уборку помещений, оборудования и транспортных средств

•        дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы и т.д.

 

В любом случае на этапе государственной регистрации и постановки на налоговый учет вопрос отнесения Вашей деятельности к категории бытовых услуг и, соответст­венно, применяемую систему налогообложения, Вам придется выяснить обязательно.

- Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Еди­ной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) и введен в действие с 1 января 1994 года.

Бизнес-план нужен для самостоятельного осмысления бизнес-идеи, уточнения объема финансирования и расчета итоговых показателей. Ответив на пере­численные вопросы, Вы сможете привлечь партнеров и инвесторов, которым весьма важно удостовериться в том, что план создания нового бизнеса располагается не только в Вашей голове, но также детально проработан и изложен на бумаге.

 

Вступительные разделы бизнес-плана «Резюме» и «Основная идея проекта». Резю­ме, как обычно, пишут в последнюю очередь, когда становятся ясны все цифры. Что же касается описания бизнес-идеи, то это можно сделать с самого начала.

 

Здесь можно посоветовать придерживаться следующей схемы изложения:

 

•    Определите место на карте, где будет реализовываться Ваш проект. Обязательно учтите те возможные ограничения, которые могут быть установлены применитель­но к Вашему виду деятельности.

Пример. Цель проекта - создание предприятия химической чистки среднего ценового уровня для оказания бытовых услуг населению ..., по адресу … Ме­сто расположения выбрано исходя из того, что, согласно требованиям СЭС, запрещено открывать химчистку на первых этажах жилых домов, в продо­вольственных магазинах и вблизи с заведениями общепита. Учтено также, что сейчас спрос на услуги химчистки переместился в сектор массовых по­купок (торгово-развлекательные комплексы, сети интерьерных супермарке­тов, торговые центры), что позволяет получить максимальное число по­тенциальных клиентов.

 

Уточните разновидность бытовых услуг (ремонт обуви, пошив одежды, обслужи­вание бытовой техники, химчистка, прачечная, ремонт квартир, фото-услуги или что-то иное из видов бытовых услуг) и лаконично охарактеризуйте тех, для кого Вы будете их предлагать (уровень доходов целевых клиентов, место жительства, где они бывают, стиль жизни, род занятий, предпочтения и другие отличия).

Пример. Создаваемое ателье по ремонту и пошиву одежды будет работать в формате выездных пунктов приема заказов. Её целевыми клиентами будут жители … микрорайона и покупатели торговых центров …, которым требу­ется подгонка только что купленной одежды. Место для размещения пункта приема заказов предполагается арендовать на первом этаже торгового центра. Заказчиками услуг будут, преимущественно, люди с уровнем дохода в размере от __________ до _________ _________ рублей в месяц.

 

Сосредоточьте внимание на отличительных признаках создаваемого предпри­ятия, которые в перспективе позволят получить ему необходимые конкурентные преимущества.

Пример. Отличительной чертой предприятия по оказанию комплекса услуг по ремонту бытовой техники будет технология, ориентированная на макси­мальное удобство клиентов, а именно:

после приема заказа клиенту перезванивает мастер и обсуждает все обстоятельства предстоящего ремонта.

в разговоре с мастером уточняется удобное для клиента время визита мастера и ориентировочная цена за услугу.

за счет рациональной организации бизнеса цена услуг будет ниже, чем у конкурентов, в среднем на 10-15%.

 

Приведите перечень Ваших стратегических целей, которые желательно пре­дельно конкретизировать и «оцифровать», измерив в числовых показателях.

Пример. Стратегическими целями проекта будут достижение к концу пер­вого года работы предприятия ... среднемесячной выручки в объеме … руб­лей, ... заказов в месяц, периода окупаемости инвестиций в... мес. и рента­бельности услуг не менее ... %.

 

Применяя для описания сильных и слабых сторон проекта SWOT- анализ для пред­приятия бытовых услуг чаще всего выделяют следующие факторы:

 

Преимущества Недостатки
•   Новизна идеи проекта, её нерас­пространенность на традиционном рынке бытовых услуг •   Глубокая проработка формата бу­дущих услуг с учетом изучения по­требностей целевых клиентов •   Профессиональный опыт работы, знание потребностей клиентов •   Наличие деловых связей со смеж­никами и партнерами •   Продуманность всех деталей про­екта, их изложение в бизнес-плане •   Есть квалифицированные кандида­ты в сотрудники •   Продуманность ассортимента ус­луг, высокий уровень сервиса •   Наличие и достаточность финанси­рования •   Иные положительные факторы, от­личающие от конкурентов •     Нет доступа к передовым техноло­гиям, недостаточные профессио­нальные навыки •     Неполная информация о рынке данного вида бытовых услуг, ори­ентация только на представления самих инициаторов проекта •     Повышенная зависимость от коо­перации с другими фирмами •     Дефицит квалифицированных мас­теров в данной сфере услуг •     Сомнения в удачном выборе ме­стоположения •     Высокие стартовые финансовые вложения •     Нет ясности об источниках финан­сирования •     Иные отрицательные факторы, по­нижающие Вашу конкурентоспо­собность, но зависящие от Вас
Возможности Угрозы
•   Перспективы развития рынка быто­вых услуг в избранном месте реа­лизации проекта •   Рост доходов целевых клиентов •   Возрастание потребности жителей города в данных услугах •   Рост потока клиентов благодаря популяризации туризма •   Востребованы дополнительные ус­луги, которые планируется разви­вать параллельно •   Поддержка бизнеса в сфере быто­вых услуг со стороны местных вла­стей, смягчение налогового окру­жения, упрощение порядка лицен­зирования •   Возможность организации анало­гичных фирм в других районах го­рода и области, в том числе на ус­ловиях франчайзинга •   Иные внешние факторы, откры­вающие дополнительные возмож­ности для Вашего бизнеса •     Изменение предпочтений населе­ния в сторону услуг крупных компа­ний, имеющих мощную рекламную поддержку и известность на рынке •     Инфляция и снижение доходов це­левых клиентов •     Ужесточение конкуренции со сто­роны других предприятий малого бизнеса •     Негативные изменения в законода­тельстве, ужесточение порядка ли­цензирования и иных администра­тивных барьеров •     Форс-мажорные факторы (пожар, аварии, политические риски) •     Возможность срыва обязательств со стороны смежников •     Дефицит квалифицированных кадров в избранной отрасли быто­вых услуг •     Удорожание содержания бизнеса •     Иные внешние угрозы для Вашего бизнеса

План маркетинга

Описание услуг

 

Эту часть бизнес-плана полезно сделать особенно обстоятельной. По большому счету, принимая во внимания специфику бытовых услуг, успех Вашего бизнеса будет во мно­гом определяться тем, насколько интересны и ценны они будут для Ваших клиентов. Это создаст условия для стабильного спроса и непрерывного роста заказов.

В качестве возможного формата представления информа­ции можем предложить такую табличку:

Показатель Пояснения по заполнению
Форма и разновидность предприятия Ателье по ремонту, бюро ремонта, химчистка, прачеч­ная, ателье мод, фирма по ремонту помещений, фото­-студия, баня, пункт проката или какие-то другие разно­видности с пояснениями об их особенностях примени­тельно к Вашему проекту
Ассортимент услуг Расшифровка ассортимента услуг с акцентом на пред­почтения и запросы целевых клиентов, иные сущест­венные параметры предлагаемого пакета услуг
Местоположение Акцент на близость к потенциальным клиентам – с точки зрения транспорта, мест работы, учебы, отдыха и мест массовой торговли, пассажиропотоков и т.д.
Система обслуживания Описание технологического процесса оказания услуг (лучше с принципиальной схемой расположения мебе­ли, оборудования и иных существенных деталей)
Оценка потенциального потока клиентов Количество клиентов в единицу времени (день, ме­сяц), в том числе с учетом коэффициента сезонности и неравномерности загрузки по различным отрезкам времени (дням недели, времени суток и т.п.)
Особенности установления цен на услуги Прейскурант с фиксированными ценами, составление предварительного технического задания, подготовка проекта сметы с вариантами исполнения услуги, поря­док согласования цены с клиентом, учет факторов се­зонности, уровня сложности работы, срочности и т.д.
Элементы оформления места встречи с клиентом Стиль и дизайн места встречи с клиентом, особенно­сти, создающие комфортные условия для принятия решения о заказе услуг, иные элементы оформления
Дополнительный сервис Какие сопутствующие услуги могут быть предложены клиенту, на каких условиях

Комментарий к таблице: Предложенный формат не претендует на универсальность. Бытовые услуги настолько отличаются друг от друга, что с Вашей стороны будет пра­вильным предложить собственный формат, отличающийся от предложенного выше.

Анализ спроса

 

В этом разделе бизнес-плана Вам предстоит кратко, но убедительно доказать себе и своим партнерам, что на Ваши бытовые услуги есть платежеспособный спрос и этот спрос со временем не сократится, а вырастет.

 

Другими словами, Вам необходимо прямо или косвенно оценить возможную ёмкость рынка. Обычно это делается на основе данных о количестве потенциальных потреби­телей услуг в предполагаемом месте действия будущего предприятия. При этом для определения объема спроса на услугу Вы должны напомнить, какие именно её свойст­ва, прежде всего, влияют на то, что её закажут именно у вас, а не у кого-то другого. Ре­зультаты анализа спроса будут убедительными, если анализ основан на опросах спе­циалистов и потенциальных клиентов и оперирует ссылками на те источники, которые общепризнанны как авторитетные и достоверные.

 

Такого рода информация публикуется в городской бизнес-прессе. Приведем пример такой информации, на которую Вы вполне можете сослать­ся в своем бизнес-плане (в данном примере применительно к услугам химчистки):

Пример (все цифры - условные). По данным газеты « _______ » (ссылка на № и страницу) развитие сферы услуг и рост благосостояния населения привели к тому, что химчистка стала перспективным бизнесом, способным приносить до 100% годовых. В городе насчитывается примерно 200 прием­ных пунктов и 70 цехов, из которых на полную мощность работают только 15. По мнению участников рынка, город способен принять еще 250 химчи­сток. На рынок услуг по химической чистке значительное влияние оказывает структура населения региона. Основную часть потребителей услуг химчи­сток составляют, как правило, женщины среднего возраста с доходами не ниже _____________ руб. на члена семьи в месяц. Чем больше их доля в населении регио­на, тем более перспективно открытие химчистки.

При всем разнообразии групп потенциальных потребителей только _____% на­селения пользуются услугами химчисток. Большинство потенциальных по­требителей в химчистки не обращаются. При этом максимальное количест­во посетителей в химчистках наблюдается осенью, когда люди готовят зимние вещи. Соответственно, спад активности приходится на лето. В городе развитию сравнительно незанятого рынка (работает всего 8-10 значимых сетей) мешает недоверие к услуге. Изменить отноше­ние потребителя можно, инвестировав средства в оборудование, позволяю­щее снизить себестоимость услуги. Это увеличит срок окупаемости химчи­стки до 4-5 лет при доходе в 30-40% годовых, но позволит сэкономить на зарплате (автоматическая сортировка вещей заменяет до 40% персонала).

Перспективными, по мнению специалистов, в ближайшие годы станет появ­ление новых интересных сегментов рынка - создание мобильных цехов, заказ услуги по Интернету, выезд приемного пункта на дом и в офис. По мнению участников рынка, в ближайшие 2 года на рынке произойдет технологический прорыв, который приведет к улучшению качества услуги и доступности. Вслед за этим произойдет окончательное формирование рынка.

 

Разумеется, при использовании вторичных источников информации (газеты, Интернет-ресурсы, справочники, специализированные журналы) нужно аккуратно делать ссылки на сами источники. Сильным аргументом в Вашу пользу будут и хотя бы ограниченные маркетинговые опросы потенциальных клиентов. Однако, с учетом того, что времени и средств на проведение такого рода специальных и зачастую дорогих исследований не хватает, для первого варианта бизнес-плана подойдёт использование и вторичной ин­формации. Тем более, что для бытовых услуг чаще всего речь идет о таких вопросах и проблемах, с которыми ежедневно сталкивается любой обыватель.

 

Тем не менее, важно более обстоятельно проанализировать тот сегмент рынка, на ко­тором со своими бытовыми услугами намерены работать Вы. В этом смысле избран­ные (целевые) сегменты полезно классифицировать по различным критериям. Своего рода «портрет» итогового целевого клиента можно свести в таблицу примерно такого вида (приведем эту форму опять же без претензий на её универсальность):

Показатель Возможные сегменты
Доходы клиентов •    В месяц на одного члена семьи – с проверкой соответ­ствия средней цене Ваших услуг
Место проживания (времяпрепровожде­ния) клиентов •    В … минутах ходьбы (езды) от проектируемого пред­приятия, близость к предприятиям торговли, транспорт­ным узлам, местам отдыха и т.д.
Род занятий клиентов •     Домохозяйка •     Рабочий, служащий, менеджер •     Студент, учащийся •     Пенсионер и т.д.
Причина возникнове­ния потребности в бы­товых услугах •     Поломка •     Профилактика •     Забота о гигиене и др. в зависимости от вида услуги
Факторы, характери­зующие вкусовые предпочтения клиентов •     Привычки •     Стремление к максимальной экономии времени •     Приоритет качества и культура обслуживания •     Поиск оптимального соотношения между ценой и каче­ством услуги •     Недоверие традиционной рекламе •     Приоритет мнения друзей и знакомых и т.д.
Факторы, влияющие на принятие решения о заказе услуг, в порядке убывания значимости принятия решения о покупке •     Цены •     Сроки исполнения •     Гарантии •     Ассортимент дополнительных услуг •     Близость к месту проживания •     Атмосфера общения с исполнителем и т.д.
Прочие факторы •     Иные критерии, важные для формирования программы маркетинга

Конкуренция

 

Анализ Ваших конкурентов, который еще принято называть анализом предложения (а до этого Вы анализировали спрос) достаточно выполнить только по целевым рыноч­ным сегментам. Нередко конкурентный анализ представляет для Вас даже больший интерес, чем все предыдущие данные вместе взятые. Почему? Потому что, изучив плюсы и минусы конкурентов, Вы получаете уникальную возможность спроектировать свое собственное предприятие так, чтобы использовать их достижения и постараться не повторить их ошибок.

 

В этом смысле лучше всего заполнить отдельную таблицу, объединив в ней (по образу и подобию приведенной ранее таблицы по SWOT–анализу) полученную информацию о сильных и слабых сторонах Ваших коллег. В особой графе сформулируйте краткие, но важные выводы для себя самих: что Вы берете на вооружение, а от чего решитель­но избавляетесь еще на этапе проектирования своего бизнеса.

Пример. В качестве сильных или слабых сторон конкурента названы:

Высокое (низкое) качество оказываемых услуг

Приемлемые (неприемлемые) с точки зрения массового клиента цены

Продуманная (непродуманная) организация технологического процесса

Оснащенность (неоснащенность) производительным оборудованием

Удачное (неудачное) территориальное расположение

Хорошая (недостаточная) известность

Стабильно высокий (неустойчивый) поток клиентов

Широта (узость) ассортимента основных и дополнительных услуг

Удобный (неудобный) для клиентов график работы и т.д.

 

Повторим, что всего важнее сделать выводы из проведенного анализа. Эти выводы в конечном итоге способны превратиться в готовый план маркетинга, конкретно отве­чающего на вопросы относительно ценовой и ассортиментной политики, форм про­движения и каналов, по которым к Вам и должны приходить новые заказчики.

Прогноз продаж

 

Для составления первого варианта плана продаж в сфере бытовых услуг для начи­нающего предпринимателя вполне может подойти один из простейших приемов со­ставления прогноза:

Прием 1. За начало отсчета взять минимальную оценку объема выручки от реализа­ции услуг на первый месяц работы. Затем, исходя из известной статистики выхода на запланированную проектную мощность (это Вы можете позаимствовать из опыта тех же конкурентов), спрогнозировать выручку на конец первого года работы.

Пример. Если в первый месяц проектируемое предприятие способно полу­чить выручку около 50 000 руб., а на конец года Вы прогнозируете, что она станет в 2 раза больше, то прогноз продаж будет выглядеть так (с округ­лением до тыс.руб.):

 

1 месяц: 50 000 руб.

2 месяц: 50 000 руб. + (100 000 – 50 000): 11 = 54 000 руб.

3 месяц: 54 000 руб. + (100 000 – 50 000): 11 = 58 000 руб.

 

12 месяц: 100 000 руб.

Прием 2. За исходные данные берутся средняя стоимость одного заказа, среднеме­сячное число клиентов и график постепенного выхода на проектную мощность, учиты­вающий «немгновенный» характер узнавания Вас на рынке аналогичных услуг.

Пример. Если средняя стоимость заказа = 500 руб., среднее число клиентов = 100 человек в месяц, а график выхода на проектную мощность - от 25% в первый месяц до 50% в 12-й месяц первого года работы, то прогноз выручки по данной услуге будет выглядеть таким:

 

1 месяц: 500 руб. х 100 чел х 25,0% = 12 500 руб.

2 месяц: 500 руб. х 100 чел х 27,3% = 13 700 руб.

3 месяц: 500 руб. х 100 чел х 29,6% = 14 800 руб.

 

12 месяц: 500 руб. х 100 чел х 50,0% = 25 000 руб.

 

Разумеется, в коэффициенты, если в этом есть необходимость (а по бытовым услугам такая необходимость возникает довольно часто), Вы можете включить и поправки на фактор сезонности. Это внесет в только что сделанные расчеты некоторое увеличе­ние (в периоды пикового спроса на Ваши услуги) или уменьшение (в периоды, когда клиенты к данным услугам обращаются реже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: