Компетентностный подход в обучении иностранному языку

Компетенции при обучении иностранному языку на материале сказки

 



Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку……………………………………………………6

1.1 Компетентностный подход в обучении иностранному языку…………6

1.2 Принципы формирования учебно-познавательной компетенции при обучении иностранному языку…………………………………………..11

1.3 Этапы формирования лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку…………………………………………..16

1.4 Процесс формирования коммуникативной компетенции в преподавании иностранных языков……………………………………..20

Глава 2 Лингвометодический потенциал СКАЗОЧНОГО ЖАНРА …………………………………………………………………………..29

2.1 Сказочный жанр и его специфические черты…………………………..29

2.2 Национальные особенности английской и русской сказок…………….32

2.3 Проблема использования сказки и ее место в учебном процессе обучения иностранным языкам…………………………………………………39

ГЛАВА 3 ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК………………………………………………………………………….44

3.1 Формирование языковой и социокультурной компетенции на материале сказки………………………………………………………………...44

3.2 Применение сказки на занятиях английского языка…………………..49

3.3 Сказка при обучение русскому языку как иностранному……………..69

Заключение………………………………………………………………….75

Список использованной литературы……………………………..78

приложение………………………………………………………………….86



Введение

 

Сказки являются благодатным источником иноязычного образования. Драматизация сказок помогает разгрузить сознание учащихся, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся.

Использование сказок на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Сказки также являются одним из важных средств нравственного воспитания личности. Кроме этого, они способствуют приобщению учащихся к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена в первую очередь изменениями в содержании современного образования и необходимостью в применении новых методов и способов обучения, а также возрастающими требования к уровню владения иностранным языком. Использование английских и русских народных сказок в учебном процессе много и долго изучалось и апробировалось в системе начального и среднего образования, однако их использование в высших учебных заведениях исследовалось крайне мало.

Объект исследования - процесс развития иноязычной коммуникативной компетенции на материале сказки.

Предмет исследования - методика формирования лингвистического и социокультурного компонента иноязычной коммуникативной компетенции с использованием сказок.

Цель исследования - разработка и апробация системы упражнений, основанных на английских народных сказках, с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Анализ научной и научно-методической литературы, а также данные о состоянии речевой подготовки учащихся, способствовали формулировке гипотезы исследования, которая состоит в предположении, что развитие лингвистической и социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции учащихся может быть более успешным при использовании английских народных сказок.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

- сравнить различные подходы к определению понятия и содержания иноязычной коммуникативной компетенции, а также предпосылки возникновения и историческое развитие данного термина;

- выявить основные подходы к типологии английских и русских народных сказок;

- определить роль художественного текста, а именно английских народных сказок, как одного из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

- проанализировать основные научные подходы к формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся при помощи английских и русских народных сказок;

- разработать и апробировать систему упражнений на основе английских народных сказок с целью развития лингвистического и социокультурного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

При написании данной работы, были использованы следующие методы: теоретические (анализ существующей по данной теме литературы, изучение и обобщение сведений, метод сравнения).

Теоретическую основу исследования составили:

1) разработчики теоретических и практических вопросов методики преподавания иностранных языков: Бим И.Л., Великанова А. В., Каменецкая Н.П., Кашина, Е. Г., Миролюбов А.А., Соловова Е.Н.

2) исследователи исторического развития методов преподавания иностранных языков: Выготский, Л. С., Гальперин, П.Я., Гусевская, Н. Ю., Корякин М.И., Ковтун Т.Ю., Миролюбов А.А., Рахманова И.В.

3) разработчики теоретических и практических вопросов, касающихся иноязычной коммуникативной компетенции являются такие исследователи, как Брусиловская Э.В., Вторушина Ю.Л., Падей, Е. В., Светкина Т.Ф., Утеубаева Э. А.

4) разработчики теоретических и практических вопросов использования сказок на уроках иностранного языка: Ермаков В.Л., Ковтун Т.Ю., Коратаева О.Е., Любченко А.С., Слепцова О.В., Широкова М.А.

5) Зарубежные исследователи, чьи теории нашли отражение в данной работе: Bachman, L., Canale M., Пиаже, Ж., Spitzberg B.

Теоретическая значимость работы заключается в определении и конкретизации роли сказки в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, а именно ее лингвистической и социокультурной составляющей.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут составить основу для решения актуальных задач обучения иностранным языкам. Материалы и результаты могут способствовать модернизации учебно-педагогического процесса, а именно, введению народных сказок в рабочие программы по дисциплине "Иностранный язык".



Глава 1

Теоретические основы формирования компетенции при обучении иностранному языку

 

Компетентностный подход в обучении иностранному языку

 

В модернизации образования получил широкое признание новый подход к процессу обучения в современной школе, так известный «компетентностный подход», как одно из главнейших концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов отбора содержания образования, определения целей обучения, организации образовательного процесса, а также оценки образовательных результатов.

В процессе обучения компетентностным подходом можно назвать подход, который соответствует следующим особенностям:

· смыслом процесса обучения является развитие у учащихся способностей решать проблемы самостоятельно в различных видах и сферах деятельности, основываясь на использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· смыслом организации процесса обучения является создание условий для формирования опыта самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования, у учащихся;

· оценка образовательных результатов базируется на анализе уровней образованности и обученности, которые учащимися достигнуты на определённом этапе обучения.

В компетентностном подходе выделяются два базовых понятия "компетенция" и "компетентность". Данные термины довольно часто рассматриваются в психолого- педагогической теории и практике обучения иностранным языкам как синонимы.

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова «compete», которое переводится на русский язык, как «соответствую», «добиваюсь, «подхожу». Этот термин широко используется в педагогической и психологической литературе. Однако в последнее время к данному термину появился ещё более повышенный интерес.

В современном мире компетентность понимается, как способность, развитую в результате образовательной практики и познавательной деятельности, которая основана на приобретённых знаниях учащегося, а также его жизненном и интеллектуальном опыте, наклонностях и ценностях.

Компетентностью является категория, принадлежащая сфере отношений между практической деятельностью и знанием человека. Б.Ю. Эльконин полагает, что «компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность [1]».

Компетентность включает в себя мотивационную, когнитивную, этическую, операционно - технологическую, поведенческую и социальную составляющие. Она всегда личностно окрашена качествами определённого человека.

Термин «компетенция» произошёл от латинского слова «competentis», что значит «способный». Данный термин широко используется в различных сферах практической и научной деятельности.

Проанализировав методическую литературу, можно проследить, что компетенция понимается комплексно. Однако в обучении иностранным языках под термином «компетенция» может пониматься узко - как совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения иностранному языку, и широко - как практико-ориентированное владение речевыми умениями, языковыми знаниями и навыками. В целом компетенция трактуется как компонент иноязычных навыков и знаний, которые обеспечивают комплексное развитие определённых умений.

Новая компетентностная модель процесса образования предполагает создание определённых условий для формирования лингвистических компетенций, «отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат формированию профессиональной языковой личности».

Компетенции реализовывает определенные функции, выделенные на базе анализа их места и роли в обучении:

· быть условием воплощения в обучении личностных смыслов ученика и средством преодоления отчуждения ученика от образования;

· отражать социальную востребованность на молодых граждан, которые подготовлены к участию в повседневной жизни;

· задавать опыт предметной деятельности ученика, который необходим для формирования у него практической подготовленности и способности в отношении к реальным объектам действительности;

· задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения умений, знаний и способов деятельности;

· быть частью содержания разных учебных предметов и образовательных областей как метапредметных элементов содержания образования;

· соотносить теоретические знания с их практическим использованием при решении конкретных задач;

· представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Вероятно, что одни компетенции являются более значимыми и общими, чем другие. Появляется проблема типологии компетенций, а также их иерархии. С разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, выстраиваются три уровня:

· ключевые компетенции относятся к метапредметному содержанию образования;

· общепредметные компетенции относятся к определенному кругу образовательных областей и учебных предметов;

· предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, которые имеют определённое описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Акцентируем внимание на понятии "ключевые компетенции" [20]. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек в обществе и которые могли бы применяться в различных ситуациях. Таким образом, ключевые компетенции характеризуются, как универсальные и применимые в разных ситуациях компетенции. Перечень ключевых компетенций, прежде всего, основывается на структурном представлении опыта личности и социального опыта, главных целях общего образования, а также основных видах деятельности ученика, которые позволяют ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе. Учитывая данных позиции, определены следующие группы ключевых компетенций:

· Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, которое связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностями видеть и понимать окружающий его мир, ориентироваться в этом мире, осознавать своё предназначение и роль, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих поступков и действий, принимать решения. Такие компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом и его индивидуальная образовательная траектория.

· Общекультурные компетенции. Опыт и познание деятельности в области общечеловеческой и национальной культуры; духовно-нравственные основы человечества, жизни человека и отдельных народов; культурологические основы социальных, семейных, общественных традиций и явлений; роль религии и науки в жизни человека; компетенции в культурно - досуговой и бытовой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

· Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает элементы общеучебной, логической, методологической, деятельности. В них входят способы организации планирования, целеполагания, анализа, рефлексии и самооценки. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: владение измерительными навыками, умение отличать домыслы от фактов, использование статистических, вероятностных и других методов познания.

· Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в образовательных областях и учебных предметах, а также в окружающем мире. Владение современными информационными технологиями (Интернет, СМИ, аудио - видеозапись, электронная почта); средствами информации (компьютер, телефон, факс, телевизор, магнитофон, принтер, модем и т.п.); поиск, анализ и отбор необходимой информации, а также её сохранение, преобразование и передача.

· Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли клиента, гражданина, наблюдателя, члена семьи, избирателя, представителя, покупателя, потребителя, производителя. Права и обязанности в вопросах права и экономики, в области профессионального самоопределения.

· Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного, физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной самоподдержки и саморегуляции. Ученик овладевает способами деятельности в своих собственных возмоностях и интересах. Это выражаются в развитии личностных качеств, непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры поведения и мышления. К данным компетенциям относятся забота о собственном здоровье, правила личной гигиены, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, способы безопасной жизнедеятельности.

· Коммуникативные компетенции. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется достаточное и необходимое количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в каждом изучаемом предмета или образовательной области.

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: