Основной комплекс артикуляторной гимнастики

Иванов Александр

1. Делаем основной комплекс артикуляционной гимнастики.

2.Упражнение «Пароход» и «Поймаем мышку за хвостик» из специального комплекса гимнастики для звука [Л].

3. Проговаривание слоговых цепочек. ВАЖНО: при произнесениизвука [Л] широкий кончик языка закусан между зубами, звук произносим более длительно Л_____А. Слоговые цепочки см. в карточке №1.

4. Проговаривание речевого материала из карточки №1 с утрированным произношением звука [Л]. Т.е. с выделением, более длительным произнесением звука в речевом материале.! Широкий кончик языка закусан между зубами!

5. Занятие №12. Если есть возможность распечатать. Памятка будет ниже задания.

ВСЕ материалы прилагаю! См. ниже!



Основной комплекс артикуляторной гимнастики.

1. «Бегемотик» или «Окошко» - на счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до пяти.

4. «Лягушка-хоботок» - на счёт «раз-два» чередовать упражнения 2 и 3.

5. «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении на счёт до 5.

6. «Лопаточка» - улыбнуться, отрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

7. «Иголочка» - улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

8. «Лопаточка-иголочка» - на счёт «раз-два» чередовать упражнения 5 и

9. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

10. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. (! Язык должен быть за зубами!). Нижняя челюсть при этом неподвижна.

11. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

12. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

13. «Трубочка» - открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

14. «Чашечка-трубочка» - на счёт «раз-два» чередовать упражнения 12 и

15. «Чистим зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние зубы с внешней и внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо, затем также верхние.

16. «Языксилач» - улыбнуться, приоткрыть рот. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы и сильно в них упереться. Удерживать язык в таком положении на счёт до 5, расслабить язык. Повторить упражнение 5-7 раз.

17. “Орешки» - поочередно с силой упираться языком то в левую, то в правую щеку, преодолевать сопротивление пальцев, нажимающих на «орех».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляторный уклад звуков [л], [л’].

1. Чередование упражнений «лягушка – хоботок». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, удерживать несколько секунд, затем с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. (Повторять данное чередование до10 раз).

2. «Лопаточка» - улыбнуться, отрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя».

4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (! Нижняя губа не должна обтягивать зубы! Можно оттянуть её вниз рукой).

5. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт 1-2 поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы (! Язык должен быть за зубами!). Нижняя челюсть при этом неподвижна.

6. «Пароход» - приоткрыть рот, закусить широкий кончик языка зубами и длительно, на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы», с силой упирать спинку языка в верхние зубы.

7. «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл».!Следите за тем, чтобы язык не сужался, он должен быть широким!

8. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. «Чистим зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. «Посчитай верхние зубки». Считаем верхние зубы.

11. «Поймаем мышку за хвостик» - улыбнуться. Во время произнесения звука             [а] широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук [л].


 

[Л] КАРТОЧКА №1

1. Повтори слоги:                                                     

Ла, ло, лу, лы.

Ла-ла            ла-ла-ла

Ло-ло            ло-ло-ло

Лу-лу            Лу-лу-лу

Лы-лы           лы-лы-лы

 

2. Повтори слова:

Лак, лавка, ласка, лампа, лапа, ландыш, ласточка, лоб, лодка, ложка, локоть, лось, лошадь, лом, лук, лужа, луч, лупа, Луша, луковица, лужица, лысый, лыжи, лыжник, лыко, лыжный, лыжница, лысина.

 

3. Посчитай слова до 5: лодка, лампа, лужа, лось.

 

4. Изменяй предложения:

Я еду на лыжах. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я мою ложки.

Я топаю по лужам.

Я иду на лыжах.

Я вижу лося.

Я ловко кидаю мяч.


 


ПАМЯТКА




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: