Музыка.
Урок № 30 (6 класс)
Дата 24.04.2020 г.
Тема «Непрограммная музыка и её жанры». Концерт.
Что такое концерт?
Концерт в переводе с итальянского означает соревнование, состязание.
Может ли концерт быть вне музыки? В жизни, например, или в литературе. Концерт не в смысле – выступление, а именно соревнование?
Оказывается, очень даже может. На уроке, например, учитель и класс. Один или двое очень активно работают, а класс – оркестр то пассивно слушает, то соглашается с ними или поёт, т.е. все вместе.
Ну а если говорить о жанре концерта в литературе, то достаточно обратиться к произведению великого Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин приведёт нас к одному очень интересному музыкальному впечатлению. У меня к вам такой вопрос: «Знаете ли вы сказку Пушкина, которая называется «Сказка о попе и работнике его Балде»?» Содержание этой сказки знает даже тот, кто её не читал.
Сказка о том, как поп нанял Балду в работники с очень необычным условием оплаты за труд - три щелбана, которые Балда отвесит попу по окончании срока работы. А для того, чтобы не рассчитываться, когда срок расплаты стал приближаться, попытался расправиться с Балдой при помощи чертей. Но Балда перехитрил даже чертей. И пришлось попу подставлять лоб.
Но у меня есть второй вопрос – а причём сказка Пушкина и музыка? Дело в том, что одно из высочайших качеств его поэзии - невиданная музыкальность. В этом мы сейчас убедимся. Обратимся к главным героям сказки.
Как звучит ПОП?
- Го-о-о-спо-о ду Бо-о-гу по-мо-о-о-о-лимся, - говорит поп.
Звучит кругло, Как буква О. И единственная гласная в слове пОп - О!И слово это читается слева направо и справа налево одинаково.Как в зеркале: ПОП - ПОП. И говорит поп, окая.
А Балда?
Да, конечно же - А! Ива-а-н, дура-а-ак, ба-а-алда-а-а.
И если мы сейчас, учитывая это, начнём читать «Сказку», то вы просто будете потрясены этой
уникальной пушкинской звуковой шуткой.
Итак:
Первый герой нашего повествования - пОп. Он - О.
Жил был пОп,
ТолОкОнный лОб.
ПошЁл пОп пО базару
ПосмОтреть кОй какОгО тОвару.
Второй герой нашего сражения - Балда - А
Навстречу ему - БАлдА
Идёт, сАм не знАя кудА.
БАлдА нАчинАет:
«Что, бАтькА, тАк рАно поднЯлся?
Чего ты взыскАлсЯ?»
Как называет Балда попа и почему?
БалдА нАзывАет пОпа не пОп, а БАтькА, чтобы АкАть.
Поп отвечает:
Нужен мне работник:
Повар, кОнюх и плОтник.
А где найти мне такОгО
Служителя не слишком дОрОгОгО!
Почему Пушкин выбрал именно эти профессии в перечислении?
Чтобы даже перечисляя, какой работник ему нужен, пОп всё время Окал.
Тоже ведь не случайно! Всё это - музыка!!! И я неслучайно говорю о Сказке, как о музыке. Какие отношения между попом и Балдой? Какой вывод можно сделать?
Вывод следующий: вся пушкинская сказка - звуковое соревнование между двумя героями или КОНЦЕРТ.Один из них утверждает, что всё на свете О. Другой же настаивает на А.
Гениальный Пушкин открывает жанр музыкального КОНЦЕРТА в литературе!!! И, как подлинный гений, делает это, даже не моргнув глазом. Полагаете, он думал об этом?
Конечно же, нет.
Но ведь для гения в подобном думании нет необходимости! Ибо сама эта форма, найденная и освоенная в музыке – очень интересна и увлекательна. Кто же встречается в этой сказке друг с другом?
Поп и Балда.
А в зрительном и звуковом мире?
Э то музыкальная встреча и борьба между собой двух звуков. Звук О и звук А.
Ещё несколько важных и очень интересных вещей мне хотелось бы отметить. Знаете ли вы о том, что и пОпадья и пОпОва дОчка полюбили Балду?
Об этом нигде не написано?! А как раз написано! Только не текстом, а музыкой! Точнее, звуком:
Попадья Балдой не нА-А- хвА-АлитсЯ,
Поповна о Балде лишь и печ-А-А-литсЯ...
Что мы можем понять, исходя из музыки стиха?
И та, и другая перешли на сторону Балды. То есть зААкАли:
Не нАхвАлитсЯ, печАлитсЯ.
А что происходит в конце сказки?
Балда даёт - таки попу три щелбана.
А вот как звучат в звукописи Сказки щелбаны. Читаем. Обратите внимание на музыку стиха.
С первОгО щелкА
Прыгнул пОп дО пОтОлкА;
СО втОрОгО щелкА
Лишился пОп ЯзыкА;
От третьего щелкА
ВышиблО ум у стАрикА.
Слышите музыку?
О-О-А!
0-0-0-О-А!
0-0-0-0-А!
0-А!
О-А-А!
Звук А выщёлкивает звук О. Ипоскольку поп теперь - без ума и языка, то кто же теперь будет Окать?!
Да, конечно же, Балда!!!
А БалдА приговАривАл с укОризнОй:
«Не гОнЯлсЯ бы ты, пОп,
зА дешевизнОй».
Он и за себя А и за пОпа О. Да к тому же ещё и передразнивает пОпА.
Дело в том, что Пушкин обладает одной особенностью. Когда Александр Сергеевич Пушкин писал свою «Сказку о попе и его работнике Балде» с таким феноменальным звуковым противостоянием, то он хотел всего лишь пошутить. Но поскольку эта шутка гения, то она получилась построенной по всем правилам музыкального жанра, который в музыке называется концерт. Пушкин пишет соревнование между попом и Балдой. Теперь переведите это слово – соревнование – опять на итальянский язык.
Пушкин пишет концерт между попом и Балдой.
А теперь - на полновесный язык музыки.
Концерт для попа и Балды с оркестром.
Но поскольку в музыке мы отвлекаемся от конкретных имён, то вы, конечно же, теперь можете дать ещё один вариант полного музыкального названия Сказки Пушкина.
Концерт для двух голосов с оркестром (голос О и голос А).
Но где же оркестр?
Оркестр — все остальные действующие лица (попадья, попова дочка, Чёрт, Бесёнок).
Они ведут себя по-разному: то поддерживают Балду, (как попадья вначале: «не нАхвАлитсЯ»), то выступают против него (та же попадья начинает давать советы попу, как избавиться от Балды).
Кстати, такая странность в поведении попадьи (то - за, то - против) лежит больше в сфере законов музыкального концерта, чем литературной логики. Ведь с точки зрения музыки в слове пОпАдья изначально есть и О и А, следовательно, она — и нашим и вашим.
И всё это относится к форме концерта. И вот, что интересно: слово концерт имеет два смысла и два перевода. В переводе с итальянского (как мы и говорили) - соревнование.
А вот в переводе с латинского это слово звучало несколько по-другому: консенсус, консорт, т.е. согласие. Об этой хитрости знали все композиторы. Что же получается?
Получается, что концерт - музыка одновременного соревнования и согласия.
Все против всех и все со всеми за - зa и против. Или как это звучит по латыни: а pro et contra. А солисты по законам концерта тоже должны противостоять оркестру и одновременно соглашаться с оркестром. Знал ли обо всём этом Пушкин? На подобный вопрос нам сегодня никто не ответит.
И вот теперь, зная тайну двойного значения слова “концерт”, вернёмся к музыке. Слушаем И.С. Баха