Первичный научный коллектив

В действительности научное творчество и коллективно и индивидуально. Оно индивидуально так как новая идея зарождается в голове индивида и лишь затем достоянием других. Оно коллективно, так как в своем творчестве ученый использует знания предшественников и современников, в том числе и идеи своих коллег по коллективу. При работе в одиночку возникшие идеи очень часто не получают дальнейшего развития. Коллектив обладает способностью увеличивать возможности индивида. "Мысль одного, умноженная на оригинальность подхода другого, на дерзкое предположение по эксперименту третьего ведет к более быстрому решению проблемы. Коллектив усиливает идеи, высказанные отдельными учеными".

В своей работе научный коллектив выполняет ряд функций главная из которых — познавательная, так как основным продуктом научной деятельности является достоверное научное знание.

А поскольку институциональная цель науки состоит в распространении научного знания, то на нее направлена деятельность всех без исключения научных коллективов. Эта определяющая функция в свою очередь подразделяется на ряд подфункций, среди которых наиболее существенными являются:

· генерирование новых знаний ( реализуется в научном творчестве), преемственность (новое научное знание является продуктом синтеза результатов предыдущих исследований),

·  оценка (реакция научного сообщества на вклад в исследование),

·  восприятие новых идей (анализ новых идей и гипотез с точки зрения их перспективности).

Второй важной функцией деятельности научного коллектива является функция коммуникации. Согласно теории Мертона, значительные открытия в науке являются продуктом социального взаимодействия, а значит, принадлежат всему научному сообществу

и обществу в целом. Именно поэтому высокая степень коммуникации между научными коллективами, особенно на мировом уровне, является основополагающим условием нормального функционирования социального института науки.

Концентрация усилий отдельных исследователей в рамках научного коллектива существенно ускоряет путь от идеи до теории и от теории до ее практического применения, поскольку может создавать наиболее благоприятные условия для восприятия результатов научной деятельности ученого членами научного сообщества. Нельзя не учитывать, что объективной основой создания научных коллективов в естественных и технических науках является использование материальных средств познания, носящих непосредственно коллективный характер.

Коллективность научного труда рассматривается в науковедении с двух точек зрения:

1. Осознание потребности в коллективном труде вылилось в конце XIX - начале ХХ века в организацию первых научно-исследовательских учреждений, т.к. появилась необходимость участия в исследованиях многих ученых различных специальностей, а также объединения материально-технической базы научных исследований.

2. Имманентная коллективность любого научного труда. Это та коллективность, которая существовала во все времена и, следовательно, может быть предметом историко-научных исследований.

В литературе существует несколько определений понятия "научный коллектив" или "социально-профессиональная группа", однако наиболее распространенным можно назвать следующее: "Научный коллектив – это вид социально-профессиональных групп, который формируется на основе общественного разделения труда в целях развития и дальнейшего использования научной мнемы (Мнема группы — особый элемент, отличающий группу от случайного скопления людей, взаимодействия членов группы и вместе с тем средство, которое обуславливает специфическое для каждой группы общение членов группы.) и который может функционировать как при компактном, так и при дисперсном состоянии корпуса за счет специфических особенностей научной мнемы". Отсюда следует и возможность классификации научных коллективов по типу корпуса.

Компактное состояние корпуса, когда в течение длительного времени члены коллектива имеют возможность непосредственного длительного общения.

Дисперсное состояние корпуса, когда члены коллектива разделены во времени или в пространстве.

1. Служебные (официальные) научные коллективы, в виде звеньев науки и связанные между собой иерархической зависимостью.

 2. Внеслужебные организации: научные общества, союзы, ассоциации. Вступление и участие в них добровольное, но их нельзя отнести к неформальным, т.к. большинство из них имеют свои уставы, правления и т.д.

 3. Неформальные научные коллективы: конференции и симпозиумы, где обсуждается состояние проблемы, пути ее решения; группы, возникающие на основе личной переписки, обмена оттисками, программами работ (информационные группы).

 Однако в данной классификации не учтены научные школы, представляющие собой важнейший для отечественной науки особый тип научного коллектива. Научные школы не могут быть отнесены ни к одному из указанных выше классов, т.к. сочетают в себе признаки как служебных, так и неформальных научных коллективов. Именно они в настоящее время все чаще привлекают внимание науковедов, как одна из самых интересных и исторически важных форм объединения ученых.

Научная школа — это "специфическая форма организации исследований, предусматривающая объединение группы ученых вокруг признанного лидера с целью освоения и дальнейшей разработки его идей. От других форм совместного исследовательского труда научная школа отличается совмещением процессов получения и накопления знаний с подготовкой специалистов, т.е. передачей профессиональной компетенции от одного поколения к другому." (86а, с.175). Научную школу характеризуют единство теоретических взглядов, методологического подхода и других когнитивных аспектов творчества: относительно высокий уровень социальной интеграции, поддерживаемый личным авторитетом лидера, а также дружескими связями между членами; устойчивый доступ к внешним научным коммуникациям, обеспечиваемый благодаря контролю над достаточно престижным специализированным изданием или форумом.

«Классическая» научная школа возникла при переходе от индивидуальных форм научной деятельности к коллективным. Первые научные школы создавались на базе высших учебных заведений, т.к. никакой другой базы для возникновения научных школ тогда не было. "Классическая " научная школа представляет собой научный коллектив, формирующийся вокруг крупного ученого, с целью обучения экспериментальному мастерству и решения актуальных научных проблем. Этот коллектив связан общностью принципов и методических основ решения научных задач, обеспечивает для своих членов постоянное развитие и совершенствование их знаний, создает условия, необходимые для свободного и творческого проявления индивидуальных способностей каждого члена коллектива.

Развитие науки на рубеже XIX-XX веков привело к быстрому образованию широкой сети научно-исследовательских учреждений, не связанных с учебным процессом. Их статус был закреплен формально, официальными документами. В то же время сохранялись и продолжали развиваться научные коллективы, не организованные официально, не обладающие юридическими правами. "Современная" научная школа представляет собой научный коллектив, формирующийся вокруг крупного ученого, обладающего выдающимися способностями экспериментатора и педагога, с целью обучения экспериментаторскому мастерству и разработки определенных научных проблем. Так же как и в "классической" научной школе, этот коллектив связан общностью принципов и методических основ решения научных проблем, обеспечивает для всех членов коллектива постоянное развитие и совершенствование их знаний, создает условия, необходимые для проявления индивидуальных способностей каждого члена коллектива. Отличие "современной" научной школы от "классической" состоит в том, что первая может создаваться на базе НИИ при условии тесной связи с соответствующим высшим учебным заведением. В основе этой связи должны лежать общность научных интересов и заинтересованность в воспитании молодых ученых. Такие научные школы в некоторых работах называют "дисциплинарными ".

Кроме выше названных‚ в литературе как один из типов научной школы выделяются научно-исследовательские объединения или "проблемные" научные школы. Они также формируются вокруг крупного ученого, обладающего организационными способностями с целью разработки выдвинутой этим ученым научной идем. Члены этого коллектива связаны общностью научных интересов. Научно-исследовательское объединение формируется, как правило, на базе научно-исследовательского учреждения, но в сферу его влияния могут вовлекаться члены различных служебных и неформальных научных коллективов. Отличие "проблемных" школ от "дисциплинарных" заключается главным образом в том, что, если деятельность ученых в "дисциплинарной" научной школе накладывается на их работу в рамках других, более формализованных коллективов, то деятельность ученых в рамках "проблемной" научной школы принимает первичный характер. Кроме того, для "проблемных" научных школ характерна определенная скоротечность, которая определяется временем существования проблемы.

Любая классическая и современная научная школа отличается от обычного научного коллектива общностью принципов и методических основ решения проблемы; большим влиянием на прогресс и тенденции развития науки путем подготовки высококвалифицированных кадров ученых, способных к самостоятельной исследовательской деятельности; преемственностью научных знаний, которая обеспечивается способностью научной школы сохранять жизнедеятельность, т.е. оказывать влияние на развитие науки длительное время, иногда на протяжении жизни нескольких поколений.

Научно-исследовательские объединения отличаются от формальных научных коллективов, во-первых, существованием научной идеи, объединяющей творческие интересы членов различных научных коллективов и исключительным влиянием на развитие отдельных научных направлений или проблем и, во-вторых, повышением эффективности фундаментальных исследований, ускорением внедрения в практику их результатов на основе активного и направленного комплексирования усилий, а также объединения материально-технических возможностей нескольких научных коллективов.

Таким образом, в современной науковедческой литературе выделяется 3 основных типа научных школ. Причем, если классическая научная школа существовала в прошлом и в настоящее время в чистом виде практическим не встречается, а современная научная школа принадлежит как прошлому, так и настоящему, то проблемная научная школа — результат развития современной науки, характеризующейся во многом быстрой сменой решаемых проблем.

Деятельность научных школ оценивается двумя показателями, органически связанными друг с другом:

· Реальным вкладом в развитие науки (созданием новых теорий, методов исследования, решением отдельных проблем и т.д.)

· количеством крупных ученых, воспитанных в ней и возглавивших в дальнейшем отдельные ее направления.

А. Д. Александров сравнивает научную школу с наиболее известной из подобных социальных сетей ¾ мафией. Разница лишь в том, что мафия занимается вымогательством, а научная школа ¾ наукой. Структура же социальной сети практически аналогична. «Вокруг одного "большого человека", "авторитета", складывается плотная сеть тесных связей. Он что-то дает своим клиентам, они же прибавляют ему авторитета и могут быть мобилизованы на какие-либо действия…. Если клиент отказывает в поддержке патрону, он рассматривается как предатель». «Общие научные идеи и традиции, столь важные для описания научных школ, оказываются общими ценностями, за которые вместе борются люди, мобилизованные в социальные сети, которую они называют научной школой. …Во всех группах, занимающихся научными исследованиями, взаимное доверие и дружба оказываются важными составляющими жизни группы. Научные же школы оказываются наиболее эффективными формами научной деятельности потому, что в них доверие наиболее "некондиционально" ¾ связи формируются в решающий период социализации, когда, говоря словами самих ученых, "…мой руководитель… для меня был царь и бог», и молодой человек в начале своего пути нуждается в группе, которая как "большая патриархальная семья"».

Из этих высказываний можно сделать вывод о том, что научная школа является не только эффективной формой организации научных исследований, но в некоторых случаях становится «тормозом» для талантливых молодых ученых. Разумеется, на первых этапах вхождения в науку молодой человек, действительно нуждается в поддержке научной группы. Однако в дальнейшем эта группа (а чаще всего ее лидер) может стать преградой для формирования его как ученого. В частности, авторитаризм лидера и «замкнутость» в рамках одной исследовательской программы иногда не дают возможности выйти за рамки той научной парадигмы, в которой школа работает, не позволяют проводить собственные, «пионерские» исследования формировать собственную репутацию в научном сообществе, отдельную от репутации лидера и школы.

 

Особенно важной для изучения деятельности научных школ становится проблема лидерства. Прежде всего это должен быть выдающийся человек науки. Но этого еще недостаточно. Гаусс, Фарадей, Гельмгольц и ряд других крупных ученых не создали научных школ, тогда как физик среднего дарования Густав Магнус создал ее‚ и все поколения физиков последней четверти XIX века в Германии являются ее воспитанниками. Таким образом, лидер научной школы должен быть человеком с выдающейся волей. В передаче воли от учителя к ученику заключается "главная тайна способности создавать школу". Необходимо также "воодушевление учителя своим предметом", его энтузиазм, которым он должен воодушевить своих учеников. У руководителя научной школы должна быть способность "уступать дорогу талантливому и преуспевающему ученику".

Таким образом, научная школа является одной из важнейших составляющих в структуре науки благодаря тому, что во главе ее всегда стоит крупный научный деятель, способный организовать усилия своих учеников и последователей на решение самых актуальных проблем, а также тому, что именно здесь осуществляется настоящая исследовательская подготовка будущего поколения научных работников.

При изучении научных школ очень важна проблема идентификации. Обычно для решения этой проблемы используются количественные методы анализа. Основными путями идентификации неформального коллектива являются: анализ диссертаций, роста публикаций, сетей цитирования.

Аналогичным образом осуществляется идентификация лидера научной школы.

Незримый колледж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: