Важным условием повышения эффективности учебного процесса и познавательной активности обучающихся является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Педагогический контроль – это один из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.
Функцией контроля является обеспечение обратной связи, получение обратной информации о степени освоения учебного материала обучающимися, о проблемах и недостатках, то есть контроль является индикатором познавательной активности. Отсутствие контроля приводит к тому, что преподаватель теряет рычаги управления учебной деятельностью обучающихся.
Известный методолог В.И. Загвязинский определяет контроль как операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. [11]
|
|
По мнению В.А. Сластенина, контроль представляет определенную систему проверки эффективности функционирования педагогического процесса. И.П. Подласый включает в понятие контроль выявление, измерение, и оценивание знаний, умений, навыков обучающихся. [14]
В педагогическом процессе контроль рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний обучающихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения, под которым в педагогике принято понимать соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. [12]
Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Правильно поставленный контроль позволяет преподавателю объективно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала.
|
|
При подготовке к занятию преподавателю необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. У каждого преподавателя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства, формы и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, в создании условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность [15].
Эта цель, во-первых, связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Во–вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением обучающихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Также педагогами большое внимание уделяется видам и типам контроля при построении занятия. В научной литературе по педагогике указывается множество видов контроля, выделяемых по различным основаниям. Применительно к процессу обучения выделяют следующие виды контроля, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Виды контроля
Основания | Вид контроля |
Масштаб целей обучения | - стратегический - тактический -оперативный |
Этапы обучения | - начальный (отборочный) - учебный (промежуточный) - итоговый (заключительный) |
Временная направленность | - ретроспективный - опережающий - текущий |
Частота контроля | - разовый - периодический -систематический |
Широта контролируемой области | - локальный - выборочный -сплошной |
Организационные формы обучения | - индивидуальный -групповой -фронтальный |
Нормы социальной опосредованности | -внешний -внутренний (самоконтроль) -смешанный |
Как видно из таблицы, все эти виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют типы контроля, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Типы контроля
Тип контроля | Характеристика |
Внешний | осуществляется педагогом над деятельностью обучающегося |
Взаимный | осуществляется обучающимся над деятельностью товарища |
Самоконтроль | осуществляется обучающимся над собственной деятельностью |
Таким образом, все эти типы контроля позволяют разнообразить учебный процесс.
Важнейшими принципами контролирования успеваемости обучающихся как одного из главных компонентов качества образования являются принципы контроля, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Принципы контроля
Принцип | Характеристика |
Принцип объективности | Заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучающимся, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Это означает, что выставленные отметками совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов. |
Принцип систематичности | Требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. |
Принцип наглядности | Заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучающихся по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации отметок. |
Методы контроля включают в себя: фронтальный опрос, диктанты, практические и самостоятельные работы, лабораторные работы, творческие проекты, тестирование (в том числе компьютерное).
|
|