Контроль как один из основных компонентов обучения

Важным условием повышения эффективности учебного процесса и познавательной активности обучающихся является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Педагогический контроль – это один из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.

Функцией контроля является обеспечение обратной связи, получение обратной информации о степени освоения учебного материала обучающимися, о проблемах и недостатках, то есть контроль является индикатором познавательной активности. Отсутствие контроля приводит к тому, что преподаватель теряет рычаги управления учебной деятельностью обучающихся.

Известный методолог В.И. Загвязинский определяет контроль как операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. [11]

 По мнению В.А. Сластенина, контроль представляет определенную систему проверки эффективности функционирования педагогического процесса. И.П. Подласый включает в понятие контроль выявление, измерение, и оценивание знаний, умений, навыков обучающихся. [14]

В педагогическом процессе контроль рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний обучающихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения, под которым в педагогике принято понимать соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. [12]

Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Правильно поставленный контроль позволяет преподавателю объективно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала.

При подготовке к занятию преподавателю необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. У каждого преподавателя должна быть своя система контроля, она должна включать  разнообразные средства, формы и приёмы работы, чтобы обучающиеся понимали, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, в создании условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность [15].

Эта цель, во-первых, связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Во–вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением обучающихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Также педагогами большое внимание уделяется видам и типам контроля при построении занятия. В научной литературе по педагогике указывается множество видов контроля, выделяемых по различным основаниям. Применительно к процессу обучения выделяют следующие виды контроля, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Виды контроля

Основания Вид контроля
Масштаб целей обучения - стратегический - тактический -оперативный
Этапы обучения - начальный (отборочный) - учебный (промежуточный) - итоговый (заключительный)
Временная направленность - ретроспективный - опережающий - текущий
Частота контроля - разовый - периодический -систематический
Широта контролируемой области - локальный - выборочный -сплошной
Организационные формы обучения - индивидуальный -групповой -фронтальный
Нормы социальной опосредованности -внешний -внутренний (самоконтроль) -смешанный

 

Как видно из таблицы, все эти виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют типы контроля, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Типы контроля

Тип контроля Характеристика
Внешний осуществляется педагогом над деятельностью обучающегося
Взаимный осуществляется обучающимся над деятельностью товарища
Самоконтроль осуществляется обучающимся над собственной деятельностью

 

Таким образом, все эти типы контроля позволяют разнообразить учебный процесс.

Важнейшими принципами контролирования успеваемости обучающихся как одного из главных компонентов качества образования являются принципы контроля, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Принципы контроля

Принцип Характеристика
Принцип объективности Заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучающимся, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Это означает, что выставленные отметками совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.
Принцип систематичности Требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.
Принцип наглядности Заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучающихся по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации отметок.  

Методы контроля включают в себя: фронтальный опрос, диктанты, практические и самостоятельные работы, лабораторные работы, творческие проекты, тестирование (в том числе компьютерное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: