Общая характеристика социальных услуг, предоставляемых в электронной форме

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"34 предусмотрено право гражданина на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме. В литературе организацию получения государственной или муниципальной услуги в электронной форме называют "организацией дистанционного взаимодействия с заявителями", "дистанционными услугами", так как она позволяет получить ряд услуг, не заходя в организацию, ее предоставляющую. Предоставление социальной услуги в электронной форме является механизмом реализации права на социальное обслуживание.

Предоставление государственных услуг в электронной форме - это предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, устанавливается Правительством РФ. В субъектах РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе утвердить дополнительный перечень электронных услуг, оказываемых в субъекте РФ.

К основополагающим принципам института социального обслуживания относится принцип доступности социального обслуживания - принцип, означающий, что каждый гражданин, нуждающийся в предоставлении социальных услуг, вправе обратиться в соответствующие социальные службы и получить необходимые социальные услуги без каких-либо препятствий со стороны этих служб. При этом каждый гражданин имеет право на выбор учреждения и формы социального обслуживания, право на получение информации о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг. Государством должна быть обеспечена доступность обращения за предоставлением социальных услуг и возможность их получения, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, по выбору заявителя в одной из предусмотренных законодательством форм, в том числе в электронной форме.

 Осуществление социального обслуживания населения производится на основании обращения гражданина (законного представителя), которое может быть подано в органы и учреждения социальной защиты населения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг и портал государственных услуг субъектов РФ, в форме электронного документа. При предоставлении социальных услуг в электронной форме должны осуществляться:

· предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о социальных услугах;

· подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления социальной услуги, и прием таких запроса и документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;

· получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении социальной услуги;

· взаимодействие органов, предоставляющих социальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении социальных услуг;

· получение заявителем результата предоставления социальной услуги;

· иные действия, необходимые для предоставления социальной услуги.

 Предоставление государственных услуг в электронной форме производится через специально созданную систему, включающую в себя государственные информационные порталы в Интернете и многофункциональные центры.

 Обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Система электронного межведомственного взаимодействия позволяет сократить перечень документов и сведений, предоставляемых гражданами при обращении за государственной услугой, за счет исключения необходимости предоставлять документы и сведения, имеющиеся в иных органах и организациях. Для эффективного использования системы электронного межведомственного взаимодействия необходимо из числа государственных информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления выделить государственные информационные ресурсы, сведения из которых являются исходными (базовыми) для формирования иных государственных и муниципальных информационных ресурсов и при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Так, наличие или отсутствие у гражданина инвалидности, права на меры социальной поддержки могут быть подтверждены сведениями, содержащимися в Федеральном регистре лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, либо иными данными органов социальной защиты, содержащимися в электронных базах лиц, состоящих на учете в этих органах. Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, базы данных получателей пособий, компенсаций, мер социальной поддержки могут являться составной частью базовых информационных ресурсов, в которых содержатся необходимые сведения для оказания социальных услуг.

Например, при обращении малоимущей семьи в органы социальной защиты населения за предоставлением материальной помощи такой семье нет необходимости подтверждать свой "статус", если она является получателем государственной социальной помощи. При реализации права на внеочередное помещение в дом-интернат инвалиду войны нет необходимости представлять документы, подтверждающие такое право, поскольку такие сведения содержатся в информационных ресурсах органов социальной защиты населения.

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме36. Всего распоряжением предусмотрено 74 услуги, которые включают в себя услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения и других сферах.

 В сфере социального обслуживания населения вышеназванным Перечнем предусмотрены следующие услуги:

 1) предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением социального обслуживания субъекта РФ;

2) прием заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.

 В субъектах РФ приняты дополнительные перечни государственных услуг, предоставляемых в электронной форме органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, и подведомственными им учреждениями в сфере социального обслуживания. К ним относятся следующие услуги:

· обеспечение протезно-ортопедическими изделиями граждан, не имеющих группу инвалидности;

· зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов на стационарное социальное обслуживание;

· содействие гражданам (в том числе инвалидам) в трудоустройстве (предоставление информации о проводимых ярмарках вакансий, имеющихся вакансиях, сведений из баз данных соискателей и работодателей);

· рассмотрение обращений граждан.

Перечисленные услуги, предоставляемые в электронной форме, не отражают в полной мере потребность населения в таких услугах. Перечень социальных услуг, предоставляемых в электронной форме, должен быть расширен за счет включения в него услуг по оказанию экстренной психологической помощи, когда заявитель с помощью дистанционных технологий в режиме "онлайн" может общаться с психологом. В таком же режиме могут оказываться консультативные, юридические услуги и другие виды услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 

 Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

 При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья временно или постоянно, может быть организовано дистанционное обучение, которое позволит совершенствовать систему социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, и предоставит детям-инвалидам право и реальные возможности участия во всех видах и формах социальной жизни (включая образование), компенсирующих ограничения возможностей здоровья.

Правовые основы использования дистанционного обучения содержатся в действующем Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 В соответствии с выше указанным Законом, образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционного образования.

При использовании дистанционного обучения образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

· учебный план образовательного учреждения;

· индивидуальный учебный план каждого обучающегося;

· программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);

· учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

· комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.

Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах РФ создаются центры дистанционного образования детей-инвалидов, имеющие педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал с соответствующим уровнем подготовки и специально оборудованные помещения с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

 Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов.

 Дистанционное обучение позволяет обучаться на дому, в том числе детям, нуждающимся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Создаваемая в субъектах РФ система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.

 Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, участники образовательного процесса обеспечиваются комплектами оборудования на договорной основе во временное безвозмездное пользование на период обучения.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены настоящей статьей.

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: