Гибкий характер системы образования в синхронном аспекте (воспоминания очевидцев)

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка дать краткий обзор основных этапов становления всеобщего обязательного среднего образования в СССР. Особый интерес представляют воспоминания очевидцев, являвшихся свидетелями исследуемых изменений учебного процесса. Рассматриваются методы достижения главной образовательной цели - воспитания гармонически развитой личности, обладающей целым рядом знаний, умений и навыков. Делается вывод о преемственном характере образовательных намерений и образовательных целей на протяжении развития системы образования в 20 веке. 

Ключевые слова: система образования, всеобщее обязательное образование, образовательные цели, психологический эксперимент

 

Система образования традиционно соответствует уровню развития общества и отвечает требованиям и вызовам современного общества. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты имеют очевидный практикоориентированный и компетентностный подход. Так, например, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» № 940 от 07.08.2014, вступивший в силу с 01.09.2014, среди прочего предполагает овладение в процессе учебы следующими компетенциями:

2. Применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;

3. Составление словников;

4. Обработка русскоязычных и иноязычных текстов;

5. Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

6. Способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма…;

7. Готовность принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию…;

8. Владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи [3].

Перечисленные образовательные цели, несомненно, направлены на формирование личности активного, патриотически воспитанного гражданина, что демонстрирует наличие подобных образовательных намерений на протяжении развития системы образования в 20 веке. Безусловно, в новом документе нашли отражение тенденции к компьютеризации и цифровизации.

Попробуем разобраться, является ли это действительно новшеством или документ просто приобрел иную форму в виде вербального описания того, что сопровождает человечество на протяжении веков. Обучение следующих поколений всегда происходило в минимальном необходимом объеме. Начиная с тех времен, когда знания передавались только от жреца к жрецу, и только те, которые были необходимы для управления народом и фиксации исторического развития. В дореволюционной России вопрос о всеобщем обучении поднимался неоднократно (начиная с 1908 г.), но не получил общегосударственной поддержки. Лишь в октябре 1918 года ВЦИКом было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР», узаконившего обязательное совместное бесплатное образования до 17 лет и широкое профессиональное образование для лиц старше 17 лет. Такие изменения были продиктованы в том числе курсом Правительства на индустриализацию. Государству и обществу потребовались специалисты, умеющие работать на станках, широко распространенные с 1920 по 1940 годы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) давали возможность одновременно работать и получать необходимые умения и знания, в том числе от опытных наставников.

В 1930 году по решению ЦИК и СНК СССР вступило в силу постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» и было внедрено повсеместно к 1934 году. Это повлекло за собой необходимость подготовки профессиональных педагогических кадров и, следовательно, открытие педагогических училищ и учительских институтов. Активно формируется чувство коллективизма, дети посещают кружки БГТО (будь готов к труду и обороне) для 5-7 классов, ГТО (готов к труду и обороне) – для 8-10 классов, ГСО (готов к санитарной обороне) – для девушек, сдают нормативы на значок «Ворошиловский стрелок», открываются заочные курсы по изучению иностранных языков.

Ситуация в мире и в СССР, в частности, в годы Великой отечественной войны потребовала от общества высочайшего патриотизма и самоотдачи. Безусловно, это не могло не найти отражения в школе. Детям внушалась мысль о том, что их отличная успеваемость – это вклад в победу. Именно поэтому, когда не было возможности приобрести принадлежности для писания, дети вставляли перо в прутик от веника и вместо чернил макали его в сок бузины (Из воспоминаний школьников военных лет). Поскольку мобилизация взрослого мужского населения имела место в июне, не успели заготовить топливо для школ и больниц. Чернила замерзали, ученики находились в помещении в верхней одежде и варежках. Несмотря на такие сложности, успеваемость составляла    72-75%. Это является еще одной яркой иллюстрацией известной фразы Ав. Линкольна: Кто хочет – ищет возможности. 

В результате массовой эвакуации мирных жителей с западных территорий и Москвы, переселения сотен тысяч беженцев, эвакуации образовательных и производственных учреждений, мобилизации учителей-мужчин и пр. сельские школы становятся переполненными, занятия проходят в две или даже три смены, учащиеся 9-10 классов проводят занятия в 5-7 классах. Система образования претерпевает целый ряд существенных изменений.

В учебный план вводятся новые дисциплины, проводится целый комплекс воспитательных, информационных и специальных обучающих мероприятий. Вот некоторые из них.

В рамках вновь введенной дисциплины Военное дело, которую преимущественно вели бывшие солдаты, комиссованные из армии по ранению, занимающие позицию заместителя директора, в оборудованных кабинетах будущих бойцов учили:

s Ползать по-пластунски

s Собирать и разбирать затвор винтовки образца 1891 г.

s На манекенах обучали штыковому бою

Под лозунгом «Все для фронта, все для Победы» осенью 1941 г. собирали теплые вещи, преимущественно шерстяные носки и варежки для солдат.

Еженедельно с семиклассниками директор школы проводил политзанятия, рассказывал о событиях на фронте за неделю. Естественно, здесь формировался и патриотизм, и коллективизм, и чувство ответственности за судьбу близких, народа, отечества. Регулярно проводились смотры строя и песни. У каждого класса была своя военно-патриотическая песня.  

Часть мальчиков 5-7 классов бросили учебу, чтобы заменить отцов на трудовом фронте: уход за лошадьми, выпас крупного рогатого скота, работа в колхозе – все, на что хватало сил и умений у школьников.

Поскольку процесс перехода на всеобуч еще не был завершен в полном объеме, и не все понимали важность получаемого образования для формирования личности и дальнейшего карьерного роста, в связи с чем оставались в одном классе по 2-3 года, по достижению ими 14-летнего возраста, их отправляли на месячные курсы фабрично-заводского обучения (ФЗО). По окончании этих курсов они заменяли мужчин у станков, работая по 12 часов, внося свой вклад в общее дело приближения Великой Победы. Большинство из них так и не получат полного среднего образования, не говоря уже о высшем.

В 1943 году открываются школы рабочей молодежи для получения среднего образования без отрыва от производства, в 1944 – школы сельской молодежи (вечерние школы), которые существуют до настоящего времени.

В то же время учащихся мотивировали, например, введением в 1944 году выпускникам золотой медали «За отличные успех и в обучении, труде и примерное поведение». Она давала право поступления в высшие учебные заведения без вступительных испытаний.

Летом 1942 г. девушек направили на лесоразработки и заготовку торфа (изнуряющий труд, по воспоминаниям участников), чтобы обеспечить отопление школ и больниц в зимний период, а, следовательно, нормализовать и учебный процесс, и лечение.

Некоторые изменения были связаны с призывным возрастом. Перед войной он составлял 19 лет. С началом войны снизился до 18, в 1942 – до 17 лет, вчерашние школьники учились воевать на фронте. С 1943 года призывали в армию с 17 лет, но на фронт стали отправлять после года обучения в тылу. 

В послевоенные годы внимание Правительства активно переключилось на развитие всеобщего среднего обязательного образования.

Проведенное исследование показывает, что система образования в любой исторический момент своего развития имеет своей целью воспитание гармонически развитой личности, обладающей целым рядом знаний, умений и навыков (совр., компетенций), которые помогают легко адаптироваться в обществе. В 60-е годы проводился психологический эксперимент: перед школьниками высвечивались две мишени: на одной высвечивалось, например, 15 огоньков, обозначающих, что приблизительно столько одноклассников уже высказались за личностные ценности. На другой горели 2-3 лампочки, символизирующие, что так мало одноклассников поддержали важность общественных интересов. Большинство участников эксперимента, удивившись, выбирали мишень в пользу коллективизма и преобладания общественных интересов над личностными.

Вероятно, современные дети в силу изменившихся приоритетов в обществе выбрали бы другую мишень в качестве цели, реализующей преобладание личностных интересов. Открытым остается вопрос, насколько это опасно для нас как для общества с древними культурно-историческими ценностями, народа, способного отстаивать свои коллективные интересы, объединяться ради решения вопросов безопасности и счастливого смеха детей.

 

Литература:

1. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. – Т.1. – М., 1993.

2. Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании: Сб. документов за 1917-1947 гг. – М.; Л., 1947.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт            высшего образования № 940 от 07.08.2014. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-07.08.2014-N-940/ (дата обращения: 11.03.2020)

 

УДК 378

Востроилова Е. В.

Канд. пед. н., доцент ВГПУ (Воронеж, Россия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: