Гражданское воспитание в условиях поликультурного образовательного пространства в России

Аннотация. В статье отражены актуальные проблемы гражданского воспитания и национальной идентичности в условиях поликультурного образовательного пространства в Российской Федерации. Отмечается, что процессу формирования гражданского самосознания и идентичности молодых людей должна соответствовать эффективная система организации поликультурного обучения и воспитания на всех образовательных уровнях, включающая использование в учебно-воспитательном процессе межкультурных экспериментальных методов и практико-ориентированных техник.

Ключевые слова: гражданское воспитание, поликультурное образование, национальная идентичность, диалог культур, межкультурные техники, экспериментальные методы.

 

В современных условиях, одним из элементов устойчивости социальной позиции личности выступает соотношение ее  национальной и гражданской идентификации и самосознания, которые определяются в том числе и существующими подходами в сфере образования.

Последние годы характеризуются значительным подъемом в развитии поликультурного образования и воспитания в Российской Федерации. Продолжается поиск научно-обоснованных путей формирования поликультурной личности учащегося путем создания образовательно-воспитательных инструментов, основанных на необходимости воспитывать у подрастающего поколения положительные межнациональные установки и активную гражданскую позицию. При этом необходимо решать одну из основных воспитательно-образовательных проблем а именно, проблему практической реализации учителями диалектической взаимосвязи с одной стороны, патриотического и гражданского воспитания школьников, с другой формирования у них наднациональных общечеловеческих ценностей, не противопоставляя при этом национальное и интернациональное.

На настоящем этапе довольствоваться изучением передового опыта деятельности по формированию национальных основ и самосознания на основе использования народной педагогики недостаточно. В нашей стране накоплен бесценный опыт интернационального образования и воспитания, прежде всего традиционными средствами этнопедагогики, но учащиеся должны эмпирическим путем открывать для себя этнокультурное пространство и свое место в нем. Существующие традиционные дидактические подходы основаны на предположении, что понимание культуры приходит со знаниями истории, традиций и обычаев, необходимыми для эффективного взаимодействия с ее представителями. Напротив, инновационные методы основаны на убеждении, что больше всего знаний люди извлекают из собственного межкультурного опыта, а в образовательных учреждениях применения особого рода межкультурных методов и технологий. Таким образом, не столько знаниевые компетенции приобретают на сегодняшний день все большую актуальность в структуре поликультурных компетенций, сколько ценностно-мотивационные и деятельностные.

 В данной ситуации, на наш взгляд, целесообразным является применение в образовательной практике наряду с традиционными дидактическими методами экспериментальных технологий, базирующихся на принципах диалога культур, к которым можно отнести: тематический обзор учебных тем на принципах диалогичности, компаративный анализ этнокультурных артефактов, разбор с учащимися ситуаций межкультурного контакта, включающих инсценировку, моделирование, ролевые игры и другие межкультурные техники.

Принцип диалога культур исторически является одним из основополагающих для всей воспитательной системы в нашей стране. Понятие «диалог культур» имеет филолого-философское происхождение, так как основывается на работах М.М. Бахтина и В.С. Библера, использовавшего бахтинскую концепцию полилога и диалога применительно к образованию [1, с.299]. Само явление диалога культур возникло стихийно еще в Античности. Научное же осмысление проблем культурного взаимодействия относится к XVIII–XIX векам, а собственно педагогическая составляющая диалога культур стала выделяться только в XX столетии.

«Ценность культурного диалога состоит в том, что он создаёт духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности» [2, с.70].

При этом диалог культур может быть рассмотрен, как методологическая основа межкультурных коммуникаций и как образовательный метод.

Основные цели диалога культур в образовании:

1.Овладение культурой национального общения

2.Формирование культурологической компетенции

3.Воспитание толерантности

4.Формирование представления о национальной картине мира

Введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии как:

1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).

В образовательной практике диалог культур наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин, на которых лежит основная ответственность за духовное воспитание учащихся и формирование их гражданского сознания. Отсюда и понимание диалога как метода формирующего.

Методы диалога культур рассматриваются нами в широком значении во всем его разнообразии приемов, построенных на принципах межкультурной диалогичности и поликультурного дискурса.

Можно выделить несколько подходов к организации диалога культур, представленных в российской педагогической практике.

Первый подход -предполагает самое широкое использование диалога культур в практике преподавания отдельных предметов: от филологических до технологии,  

Второй – диалог культур в школах этнических диаспор (в обобщающем варианте – поликультурность; в последнее время его популярность резко выросла),

Третий – диалог культур как основа всего учебного процесса в классах с ярко выраженным смешанным этническим составом,

Четвёртый – диалог культур как стержень всей образовательной программы учебного заведения, специфика которого предполагает углублённое изучение иной культуры (или культуры и языка).

Для общеобразовательных учебных заведений наиболее предпочтительными являются «первый» и «четвёртый» подходы. Четвёртый подход легко вбирает в себя первый как более локальный. Если «четвёртый» подход как универсальный может стать основой для определения стратегии развития сразу нескольких образовательных учреждений (своеобразная сеть, основанная на принципах диалога культур), то «первый» – тактическим способом её реализации [3, с.14-15].

В нашей стране возрастает индекс этнической мозаичности населения, соответственно продолжается культурная и субкультурная дифференциация ученического контингента. Все больше подростков, отличающихся своеобразием мировоззренческого, познавательного, поведенческого, дисциплинарного характера. Поэтому, проблему использования поликультурного компонента в формировании гражданских качеств личности учащегося необходимо рассматривать целостно, с учетом социально-исторического, этно-психологического подходов и педагогического опыта. Процессу формирования гражданского инационального самосознания и идентичности молодых людей должна соответствовать действенная и эффективная система организации поликультурного образования на всех образовательных уровнях. Только тогда можно будет реализовать потенциал поликультурного образования в деле формирования целостной личности предполагающий весь набор гражданских качеств.

Резюмируя можно отметить, что изменения в образовании в духе «поликультурности» в современном мире происходят существенные. На смену ситуативным педагогическим проектам приходят концептуальные программы и стратегии поликультурного образования в отдельных странах и регионах. Глобализация с ее противоречивыми процессами, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Сегодня как никогда, важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие негативные стереотипы и предрассудки относительно представителей других этнических групп, преодолевать культурную монофилию и групповой фаворитизм.

 

Литература:

1. Бахтин М.М. Проблема текста. / М.М. Бахтин. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – С.-Пб: Азбука, 2000. –      299 с.

2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). – М., 2000. – 70 с.

3. Теоретико-методологические аспекты организации диалога культур в образовательной среде: Сборник научных трудов / Сост. Д.В. Поль, Т.Г. Мельник, Э.И. Иванова, И.Л. Масандилова – М.: ИХО РАО, 2009. –14 с.

 

 

УДК 378.147

Гизуллина А. Ф.

Учитель истории СОШ (с. Красный Ключ, РБ, Россия)

РОЛЬ ШКОЛЫ В ЖИЗНИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: