Физическая культура и спорт как объект управления

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия.

Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, молодежной, национальной, международной сферах. Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом и способны выполнять многообразные функции государства, в том числе способствовать формированию внутреннего и внешнего образа государства, патриотических чувств народа.

В настоящее время большое количество людей мотивированно испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связано с состоянием здоровья, а физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения.

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни, представляя собой неотъемлемый элемент нематериального производства. В связи с этим не вызывает сомнения правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту как к отрасли, трактовку которого дает автор единственного отечественного учебника «Управление физической культурой и спортом» — Л.И. Лубышева. «Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения потребностей россиян в физическом совершенствовании».[3]

Человечество осознанно пришло к занятиям спортом - специфической социально организованной формой и областью сопоставления физических и интеллектуальных способностей и подготовленности отдельного человека или команды, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата посредством подготовки и участия в специфических (спортивных) соревнованиях.

Спорт входит в физическую культуру, но только частью, связанной непосредственно с двигательными действиями.

Таким образом, физическая культура и спорт это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человечества в целом, так и каждого отдельного индивида, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

В рамках управления социальной сферой вообще и управления физической культурой и спортом в частности все большее значение придается менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации.​​​​​​​​​​

Спортивный менеджмент – это теория, практика и искусство эффективного управления организациями в сфере физической культуры и спорта в современных условиях рыночной экономики. Но это ёмкое определение не охватывает всей полноты и многогранности спортивного менеджмента, ведь менеджмент в индустрии спорта – это и «руководство спортивным сооружением», и «администрирование в области спорта», и «спортивная экономика», и «индустрия спортивных товаров», и «организация спортивно-зрелищных мероприятий», и «спортивный туризм», и «клубный менеджмент» и многое, многое другое.

Отдельно можно выделить менеджеров-агентов, работающих со спортсменами-профессионалами. При этом у одного спортсмена могут быть несколько менеджеров, каждый из которых отвечает за своё направление: питание, экипировку, формирование имиджа и PR, финансово-экономическую сферу и юридические вопросы.[4]

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, производителя физкультурно-спортивных услуг, так и для потребителей этих услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др.[5]

Рынок услуг физической культуры и спорта многообразен и специфичен.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Их несколько, главными из которых являются:

- преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Цель управления в физической культуре и спорте есть желаемое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортивной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто.

Функции управления в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Различают основные и конкретные функции управления.

Основными функциями управления являются такими по следующим причинам: во-первых, они осуществляются во всех отраслях народнохозяйственного комплекса (отрасли материального и нематериального производства); во-вторых, они реализуются в любой физкультурно-спортивной организации (международной, национальной или территориальной; коммерческой или некоммерческой; малой, средней или крупной и т.п.) и на любом иерархическом уровне менеджмента (руководство высшего, среднего или низшего звена); в-третьих, они инвариантны конкретным функциям, т.е. состав и содержание основных функций менеджмента неизменны, независимы от того, какая конкретная функция менеджмента реализуется; в-четвертых, они обеспечивают управляемость, т.е. достижение цели управления в заданный промежуток времени в условиях ограниченных ресурсов.[6]

Функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике на основе определенных принципов.

К основным принципам управления в физической культуре и спорте можно отнести следующие:

принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т. п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Юность России» и т.п.), так по территориальному принципу;

принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность, есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций званий, государственных наград, моральное и материальное стимулирование труда конкретных работников и другие.

На основе охарактеризованных выше принципов общие и конкретные функции управления в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.

Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между органами управления и организациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов управления обычно выделяют следующие группы:

- методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия;

- методы организационно-стабилизирующего воздействия используются при взаимоотношении работников внутри спортивной организации.

- методы распорядительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.д.

административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, или должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило, прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (организациями, находящимися в административном подчинении). Это обычные методы для взаимоотношений организаций, находящихся в административном подчинении, на региональном, республиканском и муниципальном уровнях.

Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения. Различают два основных способа правового регулирования авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом, устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности. Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их.

Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в тех или иных соотношениях элементы авторитарного и автономного способов.[7]

Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании. Необходимость управления физической культурой и спортом очевидна, поскольку развитие данной отрасли социальной сферы способствует общему прогрессу страны, так как направлено на совершенствование личности человека, укрепление здоровья людей, обеспечивающего высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: