Таблица 33. Тактико-технические данные основных типов самолетов Советской Армии к началу Великой Отечественной войны

Тип

Год поступления на вооружение

Экипаж, человек

Количество и мощность моторов, л. с.

Максимальная скорость,

км/час

Дальность полета, км

 

Вооружение

 

 

Бомбовая нагрузка, кг

количество, шт.

калибр, мм  

Истребители

И-15 бис 1935 1

1x730

367 770

4 пулемета

7,62 150
И-16 1934 1

1x900

462 625

4 пулемета

7,62 100
И-153 1938 1

1x900

427 690

4 пулемета

7,62 200
Як-1 1941 1

1x1050

572 700

1 пушка

2 пулемета

20,0 7,62  —
ЛаГГ-3   1941 1

1x1050

549 556

1 пушка

1 пулемет

2 пулемета

20,0 12,7 7,62 200    
МиГ-3   1940 1

1x1200

620 1000

1 пулемет

2 пулемета

12,7 7,62 200

Штурмовики

Ил-2   1941 1

1x1600

412 510

2 пушки

2 пулемета

8 PC

20,0

7,62

82,0

400 — 600

Бомбардировщики

ТБ-3{~1} 1931   8

4x850

288 4000

8 пулеметов

7,62

2000 — 4000
ДБ-3ф 1937 3

2x1000

440 2700

3 пулемета

7,62

1000 — 2500
СБ 1935 3

2x1050

445 1000

4 пулемета

7,62

600 — 1500
Пе-2 1941 3

2x1260

540 1100

4 пулемета

7,62

600 — 1000

Разведывательная авиация

Р-5   1931 2

1x650

230 600

3 пулемета

7,62

200 — 400

Специальная авиация

У-2 (По-2) 1929 2

1x110

145 470

 

 

 
                         

{~1}Модификация 1934 г.

 

Коммунистическая партия и Советское правительство осуществляли крупные мероприятия, обеспечивая повышение боевой мощи советской авиации. К моменту нападения фашистской Германии на СССР было сформировано 79 авиационных дивизий и 5 авиационных бригад. Дальнебомбардировочная авиация состояла из 13 бомбардировочных и 5 истребительных дивизий, фронтовая и армейская — из 61 дивизии (бомбардировочных — 9, смешанных — 34 и истребительных — 18). Число авиационных полков увеличилось к июню 1941 г. по сравнению с началом 1939 г. более чем на 80 процентов.

 

Однако к началу войны развертывание авиации завершить не удалось. 25 авиационных дивизий, главным образом фронтовой и армейской авиации, не закончили формирования. Многие соединения имели пониженную боеспособность, так как летный состав проходил переподготовку. [424] К тому же они испытывали нехватку материальной части, специальных средств обслуживания и ремонта.

 

К началу Великой Отечественной войны Военно-Воздушные Силы имели на вооружении боевые самолеты разных конструкций, из них поступило в войска в 1940 г. и первой половине 1941 г. современных машин МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 2739{1243}.

 

В войсках западных приграничных округов находилось около 50 процентов самолетов{1244}.

 

Новые истребители и бомбардировщики (МиГ-3, Як-1, Ил-4, Пе-2 и другие) по боевым возможностям не уступали самолетам немецко-фашистской армии, а по ряду показателей и превосходили их. Непревзойденной боевой машиной, принятой на вооружение в этот период, был штурмовик Ил-2.

 

Большинство истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков составляли устаревшие машины с малой скоростью и слабым вооружением. Самолеты Ил-2 только начали поступать в войска (таблица 33).

 

С начала 1941 г. проводилась реорганизация системы противовоздушной обороны страны. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР ответственность за защиту важнейших административно-политических и экономических центров и районов размещения войск от воздушного нападения несло командование военных округов. Территория округа представляла собой зону ПВО, которая делилась на районы, а районы — на пункты ПВО. Непосредственное руководство войсками противовоздушной обороны на территории округа возлагалось на заместителя командующего по ПВО. В первой половине 1941 г. было создано 13 зон ПВО.

 

Для защиты от воздушного нападения крупных городов и других важных объектов назначались корпуса, дивизии и отдельные бригады ПВО, подчиненные непосредственно командующему зоной. Соединения и части истребительной авиации, выделенные для ПВО, оставались в подчинении командующих военно-воздушными силами округов.

 

Основные силы и средства ПВО страны прикрывали западное направление (так называемую «угрожаемую зону» глубиной до 900 км), а также нефтеносные районы Кавказа.

 

К началу Великой Отечественной войны Войска ПВО насчитывали 3329 зенитных орудий среднего и 330 малого калибра, 1500 прожекторов, 850 аэростатов заграждения. Выделенные из состава ВВС для противовоздушной обороны 40 истребительных авиаполков имели около 1500 самолетов{1245}.

 

Система противовоздушной обороны страны накануне войны стала более стройной по своей организации, достаточно устойчивой и легче управляемой. Но боевая готовность Войск ПВО несколько снижалась из-за нехватки новейших средств обнаружения воздушного противника и управления огнем, недостатка малокалиберной зенитной артиллерии.

 

Укреплялся Военно-Морской Флот, повышалась его боеготовность. В 1939 г. для усиления Северного флота из Кронштадта на Север по Беломорско-Балтайскому каналу были переброшены 14 боевых кораблей, в том числе 4 эсминца и 10 подводных лодок{1246}. В октябре того же года часть сил Балтийского флота была перебазирована в Прибалтику (Таллин, Палдиски, Рига, Либава). Либава стала местом базирования отряда легких сил во главе с крейсером «Киров», дивизиона подводных лодок [425] и отряда торпедных катеров. Летом 1940 г. с Балтийского моря на Север были переведены эсминец «Стремительный», подводные лодки большого водоизмещения «К-1» и «К-2», две плавучие базы и минный заградитель, а также отремонтированные в Ленинграде подводные лодки «Д-2» и «Д-3»{1247}.

 

Советская судостроительная промышленность поставляла флоту новые корабли. В 1939 г. вступил в строй головной эскадренный миноносец типа «Сторожевой» водоизмещением 2 тыс. тонн, построенный с учетом опыта строительства предыдущей серии эсминцев типа «Гневный». В 1940 г. вступили в строй новые крейсеры — «Ворошилов» на Черном море и «Максим Горький» на Балтике{1248}.

 

Общий тоннаж флота с начала 1939 г. до 1941 г. возрос: по надводным кораблям — на 108 718 тонн, по подводным лодкам — на 50 385 тонн{1249}.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: