Тип | Год поступления на вооружение | Экипаж, человек | Количество и мощность моторов, л. с. | Максимальная скорость, км/час | Дальность полета, км
| Вооружение
| Бомбовая нагрузка, кг | |||||
количество, шт. | калибр, мм | |||||||||||
Истребители | ||||||||||||
И-15 бис | 1935 | 1 | 1x730 | 367 | 770 | 4 пулемета | 7,62 | 150 | ||||
И-16 | 1934 | 1 | 1x900 | 462 | 625 | 4 пулемета | 7,62 | 100 | ||||
И-153 | 1938 | 1 | 1x900 | 427 | 690 | 4 пулемета | 7,62 | 200 | ||||
Як-1 | 1941 | 1 | 1x1050 | 572 | 700 | 1 пушка 2 пулемета | 20,0 7,62 | — | ||||
ЛаГГ-3 | 1941 | 1 | 1x1050 | 549 | 556 | 1 пушка 1 пулемет 2 пулемета | 20,0 12,7 7,62 | 200 | ||||
МиГ-3 | 1940 | 1 | 1x1200 | 620 | 1000 | 1 пулемет 2 пулемета | 12,7 7,62 | 200 | ||||
Штурмовики | ||||||||||||
Ил-2 | 1941 | 1 | 1x1600 | 412 | 510 | 2 пушки 2 пулемета 8 PC | 20,0 7,62 82,0 | 400 — 600 | ||||
Бомбардировщики | ||||||||||||
ТБ-3{~1} | 1931 | 8 | 4x850 | 288 | 4000 | 8 пулеметов | 7,62 | 2000 — 4000 | ||||
ДБ-3ф | 1937 | 3 | 2x1000 | 440 | 2700 | 3 пулемета | 7,62 | 1000 — 2500 | ||||
СБ | 1935 | 3 | 2x1050 | 445 | 1000 | 4 пулемета | 7,62 | 600 — 1500 | ||||
Пе-2 | 1941 | 3 | 2x1260 | 540 | 1100 | 4 пулемета | 7,62 | 600 — 1000 | ||||
Разведывательная авиация | ||||||||||||
Р-5 | 1931 | 2 | 1x650 | 230 | 600 | 3 пулемета | 7,62 | 200 — 400 | ||||
Специальная авиация | ||||||||||||
У-2 (По-2) | 1929 | 2 | 1x110 | 145 | 470 |
|
| |||||
{~1}Модификация 1934 г.
Коммунистическая партия и Советское правительство осуществляли крупные мероприятия, обеспечивая повышение боевой мощи советской авиации. К моменту нападения фашистской Германии на СССР было сформировано 79 авиационных дивизий и 5 авиационных бригад. Дальнебомбардировочная авиация состояла из 13 бомбардировочных и 5 истребительных дивизий, фронтовая и армейская — из 61 дивизии (бомбардировочных — 9, смешанных — 34 и истребительных — 18). Число авиационных полков увеличилось к июню 1941 г. по сравнению с началом 1939 г. более чем на 80 процентов.
Однако к началу войны развертывание авиации завершить не удалось. 25 авиационных дивизий, главным образом фронтовой и армейской авиации, не закончили формирования. Многие соединения имели пониженную боеспособность, так как летный состав проходил переподготовку. [424] К тому же они испытывали нехватку материальной части, специальных средств обслуживания и ремонта.
К началу Великой Отечественной войны Военно-Воздушные Силы имели на вооружении боевые самолеты разных конструкций, из них поступило в войска в 1940 г. и первой половине 1941 г. современных машин МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 2739{1243}.
В войсках западных приграничных округов находилось около 50 процентов самолетов{1244}.
Новые истребители и бомбардировщики (МиГ-3, Як-1, Ил-4, Пе-2 и другие) по боевым возможностям не уступали самолетам немецко-фашистской армии, а по ряду показателей и превосходили их. Непревзойденной боевой машиной, принятой на вооружение в этот период, был штурмовик Ил-2.
Большинство истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков составляли устаревшие машины с малой скоростью и слабым вооружением. Самолеты Ил-2 только начали поступать в войска (таблица 33).
С начала 1941 г. проводилась реорганизация системы противовоздушной обороны страны. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР ответственность за защиту важнейших административно-политических и экономических центров и районов размещения войск от воздушного нападения несло командование военных округов. Территория округа представляла собой зону ПВО, которая делилась на районы, а районы — на пункты ПВО. Непосредственное руководство войсками противовоздушной обороны на территории округа возлагалось на заместителя командующего по ПВО. В первой половине 1941 г. было создано 13 зон ПВО.
Для защиты от воздушного нападения крупных городов и других важных объектов назначались корпуса, дивизии и отдельные бригады ПВО, подчиненные непосредственно командующему зоной. Соединения и части истребительной авиации, выделенные для ПВО, оставались в подчинении командующих военно-воздушными силами округов.
Основные силы и средства ПВО страны прикрывали западное направление (так называемую «угрожаемую зону» глубиной до 900 км), а также нефтеносные районы Кавказа.
К началу Великой Отечественной войны Войска ПВО насчитывали 3329 зенитных орудий среднего и 330 малого калибра, 1500 прожекторов, 850 аэростатов заграждения. Выделенные из состава ВВС для противовоздушной обороны 40 истребительных авиаполков имели около 1500 самолетов{1245}.
Система противовоздушной обороны страны накануне войны стала более стройной по своей организации, достаточно устойчивой и легче управляемой. Но боевая готовность Войск ПВО несколько снижалась из-за нехватки новейших средств обнаружения воздушного противника и управления огнем, недостатка малокалиберной зенитной артиллерии.
Укреплялся Военно-Морской Флот, повышалась его боеготовность. В 1939 г. для усиления Северного флота из Кронштадта на Север по Беломорско-Балтайскому каналу были переброшены 14 боевых кораблей, в том числе 4 эсминца и 10 подводных лодок{1246}. В октябре того же года часть сил Балтийского флота была перебазирована в Прибалтику (Таллин, Палдиски, Рига, Либава). Либава стала местом базирования отряда легких сил во главе с крейсером «Киров», дивизиона подводных лодок [425] и отряда торпедных катеров. Летом 1940 г. с Балтийского моря на Север были переведены эсминец «Стремительный», подводные лодки большого водоизмещения «К-1» и «К-2», две плавучие базы и минный заградитель, а также отремонтированные в Ленинграде подводные лодки «Д-2» и «Д-3»{1247}.
Советская судостроительная промышленность поставляла флоту новые корабли. В 1939 г. вступил в строй головной эскадренный миноносец типа «Сторожевой» водоизмещением 2 тыс. тонн, построенный с учетом опыта строительства предыдущей серии эсминцев типа «Гневный». В 1940 г. вступили в строй новые крейсеры — «Ворошилов» на Черном море и «Максим Горький» на Балтике{1248}.
Общий тоннаж флота с начала 1939 г. до 1941 г. возрос: по надводным кораблям — на 108 718 тонн, по подводным лодкам — на 50 385 тонн{1249}.