Тема занятия: «Физические качества: гибкость, координация».
Цель занятия: закрепить теоретические знания о физических качествах, для овладения методикой развития гибкости и координации.
Знать
методику развития основных физических качеств: гибкости и координации.
Уметь
развивать физические качества, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
Владеть
методикой развития физических качеств: гибкости и координации.
Мотивация темы занятия: Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность.
Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Характеристика и виды гибкости.
2. Факторы, обуславливающие проявление гибкости.
3. Средства развития гибкости.
4. Методические ошибки при развитии гибкости.
5. Контроль над развитием гибкости.
6. Физическое качество координация. Характеристика.
|
|
7. Виды координационных способностей.
8. Факторы, обуславливающие проявление координации.
9. Средства развития координации.
10. Контроль эффективности и методические рекомендации по предупреждению травм.
План занятия:
Физические качества – это развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки двигательные задатки человека, которые определяют возможность и успешность выполнения им определенной двигательной деятельности.
Виды физических качеств:
Силовые
Скоростные
Выносливость
Гибкость
Координация
ГИБКОСТЬ - Способность выполнять движения в суставах с возможно большей амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость.
Активная – максимально возможная амплитуда движений в суставе без посторонней помощи, используя только силу собственных мышц.
Пассивная – максимально возможная амплитуда движений в суставе с помощью внешней силы (прибор, отягощение, партнер).
Разность между пассивной и активной гибкостью называют резервом гибкости.
Факторы, обуславливающие проявление гибкости
*Строение суставов: форма сустава, длина суставных поверхностей, конгруэнтность, наличие костных выступов:
Наибольшая подвижность в шаровидных суставах;
Наименьшая – в седловидных, блоковидных и плоских суставах.
Длина суставных поверхностей и конгруэнтность поддаются морфологическим изменениям под влиянием регулярных занятий.
*Сила и эластичность мышц
v Активная гибкость зависит от силы синергистов и эластичности антагонистов;
v Эластичность мышц зависит от уровня межмышечной координации, тонуса и способности к произвольному расслаблению;
|
|
v Повышение температуры и усиление кровотока улучшает растягивание.
*Эластичность связок
Отрицательное влияние на гибкость оказывают:
*Низкий уровень физической подготовленности;
*Низкая температура;
*Усталость;
*Высокий мышечный тонус.
Средства развития гибкости:
- Силовые упражнения:
Развивают активную гибкость;
Наиболее эффективны упражнения на развитие внутримышечной и межмышечной координации;
Упражнения, не способствующие значительному возрастанию мышечной массы;
Силовые упражнения необходимо сочетать с расслаблением и растягиванием.
- Упражнения на расслабление:
Произвольное напряжение с последующим быстрым расслаблением;
Свободное покачивание конечностей в суставах;
Потряхивание руками и ногами;
Расслабление в «падении» рук или ног;
Комбинированные упражнения.
- Растягивающие упражнения:
1.Активные
2.Пассивные
3.Комбинированные
Активные - осуществляются в следствие произвольного напряжения и сокращения мышц-синергистов и адекватного расслабления и растягивания мышц-антагонистов
Пассивные:
Динамические
Статические
Отягощение – с использованием массы собственного тела, самозахвата или с помощью партнера
Комбинированные:
Медленные движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;
Пружинистые движения с удержанием позы в конечных точках амплитуды;
Махи с удержанием позы в конечных точках амплитуды.
Контроль за развитием гибкости:
*Гонометрический метод - измерение подвижности суставов с помощью угломеров
*Оптический
*Рентгенологический
*С помощью специальных упражнений определяют подвижность в суставах:
Позвоночника - наклон вперед из исходного положения стоя на повышенной опоре ноги вместе, руки вниз;
Тазобедренных;
Плечевых - выкрут с гимнастической палкой из исходного положения гимнастическая палка хватом двумя руками сверху вниз. Показатель – ширина хвата;
Гибкость в позвоночнике, плечевых и тазобедренных суставах оценивается положением мост. Измеряют расстояние между пятками и руками и наивысшую точку позвоночника.
КООРДИНАЦИЯ – способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.
Виды координационных способностей:
*Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений - способность к регуляции разнообразнейших параметров движений обусловленная точностью двигательных ощущений базирующаяся на проприоцептивной чувствительности, т.е. сенсорной информации от суставно-мышечного аппарата, которая отображает кинематические и динамические характеристики движений
*Способность к сохранению равновесия обусловленное совокупностью мобилизации возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем.
*Чувство ритма - способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений
*Способность к ориентированию в пространстве - способность человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее рациональными двигательными действиями.
*Способность к произвольному расслаблению мышц. При выполнении движений непрерывно изменяется степень напряжения и расслабления разных мышц (рациональное чередование режимов работы). Мышцы, не участвующие в выполнении упражнения находясь в состоянии расслабления создают условия для экономного, свободного и с широкой амплитудой выполнения упражнения.
*Координированность движений (ловкость) - способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе двигательных умений и навыков.
|
|
Факторы, обуславливающие проявление координации:
- Способность к анализу и восприятию движений;
- Наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений и их взаимодействие;
- Способность к формированию плана и способа решения двигательных задач;
- Контроль параметров движений;
- Моторная (двигательная) память;
- Внутри и межмышечная координация;
Средства развития координации:
*Выполнение движений, стоя на одной ноге;
*Выполнение движений, стоя на ограниченной опоре;
*Внезапное прекращение движения по сигналу или резкое изменение направления или *характера движения;
*Выполнение разных двигательных действий с закрытыми глазами;
Методические рекомендации по предупреждению травм:
*Перед упражнениями на координацию проводят разминку с применением подобных упражнений;
*Скорость, амплитуду и координационную сложность увеличивают постепенно;
*При выполнении упражнений с отягощением необходимо согласовать величину с индивидуальными особенностями занимающихся;
*Нельзя проводить сложно координированные упражнения при неблагоприятных внешних условиях.
Контроль эффективности координации:
Равновесие: продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук и туловища, свободной ноги; стойка на двух или одной руке или на голове, с разными положениями свободной руки и ног;
Стойка или передвижение на ограниченной опоре.
Челночный бег.