Конспект урока истории
Дата 02.05.2020.
Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс
Тема: «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине 20 века»
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: определить основные направления развития западного искусства первой половины XX века, охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода.
Основные понятия:
Используемая литература:
Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.
Интернет – ресурсы:
1.Видеоурок. Духовная жизнь и мировая культура в первой половине ХХ в. Образ жизни. Массовая культура. https://videouroki.net/video Дата обращения 01.05.2020
2.Конспект урока "Духовная жизнь и мировая культура в первой половине ХХ в.» https://videouroki.net/video Дата обращения 01.05.2020
Презентация к уроку по теме: «Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине 20 века»
Ход урока
Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
В XIX в., с его достижениями в области естествознания и техники, основой новых идей стало научное знание. Роль науки в жизни человечества возросла ещё больше в XX в. В то же время повысилось значение духовной культуры, что было вызвано осмыслением новых черт в социальном и политическом поведении людей.
Цель нашего урока: определить основные направления развития западного искусства первой половины XX века, охарактеризовать особенности культурной жизни Западной Европы и Северной Америки этого периода.
2. Объяснение нового материала.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Осмысление истории.
Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, которые считали себя цивилизованными, породила настроения скептицизма в отношении будущего европейской цивилизации. Многие мыслители, как, например, немецкий философ Освальд Шпенглер, предрекали скорый закат европейской культуры. В XIX в. в науке преобладала идея, что общество развивается поступательно, постоянно совершенствуясь. Однако теперь многие мыслители, стремившиеся постичь логику истории, стали сомневаться в правильности такого подхода. Английский историк Арнолд Джозеф Тойнби рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до надлома, упадка и умирания. По мысли учёного, каждая цивилизация опирается на достижения предшествовавших ей культур и поэтому является качественно новым этапом в истории человечества.
Новое в науке о человеке и развитие философии.
Большое влияние на образ мышления и мировосприятие учёных оказало преодоление упрощённых взглядов на человека. Возникли такие науки, как культурология, психология, социология.
В философии в первой половине XX в. выделились два основных направления: иррационалистическое и рационалистически-прагматическое.
Иррационализм отчасти опирался на исследования Зигмунда Фрейда — австрийского психиатра, эмигрировавшего в Англию. Фрейд доказал, что психика человека имеет сложную структуру, включающую несколько уровней. Помимо осознаваемого, индивидуального человеческого «Я», выделялось «сверх-Я» — усвоенные от родителей культурные, ценностные установки, определяющие поведение человека в обществе, и «Оно» — основа психики, которую составляют инстинкты и влечения, неосознаваемые человеком. Эти последние, по мнению учёного, в значительной мере определяют поведение человека, а грань между «нормальным» и «ненормальным» в культуре условна. Ведь она определяется не беспристрастными приборами, а людьми, которые исходят из мнений, суждений, предрассудков, меняющихся с течением времени, неодинаковых в разных обществах.
Идеи З. Фрейда развивал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он считал, что именно в культуре находит выражение отношение человека к смыслу жизни, деятельности, добру и злу, справедливости и несправедливости. К. Юнг ввёл в науку такое понятие, как «коллективное бессознательное». По его мнению, в основе мышления, воображения каждой личности лежат некие первичные образы — архетипы. Одинаковые у всех людей, они сформировались в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы нашли отражение в мифологии, религии, магии, искусстве и призваны были компенсировать отдаление человека от природы. По мере развития сознания, особенно в эпоху индустриального общества, оно всё более становилось невосприимчивым к архетипам подсознания. Итогом стало распространение не только индивидуальных, но и массовых психозов, к проявлениям которых Юнг относил восстания, войны, революции.
Французский философ Клод Леви-Стросс считал, что, хотя человек применяет условные знаки, символы (буквы, цифры) сознательно, в сфере культуры человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума. А потому духовная культура условна, построена на символах, иррациональных началах и понятиях.
Основоположником рационалистически-прагматического подхода к культурной жизни принято считать американского философа Джона Дьюи. Он полагал, что познание и творчество не более чем средства решения жизненных задач, позволяющие рационально организовать своё поведение. Когда человек добивается жизненного успеха, он, по мнению Дж. Дьюи, достигает гармонии с окружающим миром, получая от этого эстетическое наслаждение. Искусство при этом — особая форма обобщения жизненного опыта, не имеющая самостоятельного познавательного, интеллектуального значения. Образцы культуры прошлого, считал Дьюи, имеют лишь ценность как музейные экспонаты, если они не связана с повседневным опытом человека.
Живопись: от импрессионизма к модерну.
Импрессионисты Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Пришедший им на смену постимпрессионизм пытался как бы «раздвинуть» горизонты пространства. Художники-постимпрессионисты Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген выработали новые живописные методы, обратились к философии жизни.