Воспитательные возможности игровой деятельности

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, С.Л. Новоселовой и др. Ее развивающая воспитательная и обучающая функции связываются с генезисом игровой деятельности, с признанием того, что данные функции реализуются только на уровне самостоятельной игры. В процессе освоения игры как деятельности внимание ребенка сосредоточено на построении сюжета, распределении ролей, выполнении правил, овладении специфическими действиями. Так, к примеру, когда ребенку впервые предъявляется игра-лото «Домашние и дикие животные», важным для него является освоение последовательности действий, их соответствие правилам, а содержательная часть игры, требующая конкретизации или обобщения знаний о животных, находится «за кадром».

Игра – важнейшая форма самовыражения ребенка, развития его «самости», которая дает возможность быть самим собой «здесь и теперь». Ее особое значение в личностном развитии связано со становлением психических функция и процессов. В игре ребенок впервые начинает проявлять воображение, являющееся основой творческой деятельности человека, которое стимулируется придумыванием и развитием сюжета, интеграцией сюжетных линий, творческой подачей роли, выходом за пределы реальных межличностных отношений в условные игровые. Игра способствует развитию мышления, памяти, поскольку требует оперирования разным информационным материалом, его сравнения, классификации, обобщения.

Особое значение она имеет в развитии речевых функций, реализуемых в процессе коммуникации и общения, возникающих в ходе коллективных игр. Игра дает возможность ребенку эмоционально-насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения из социальных отношений, создает благоприятные условия для самоутверждения и самооценки, переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников. В игре происходит становление всех механизмов личностного развития: социальной ориентации, подражания, нормативной регуляции поведения, эмоциональной идентификации, рефлексии. В ней происходит становление детского коллектива, чувства единения, формируется понятие «мы», становится значимым общественное мнение.

Игра стимулирует преодоление детского эгоцентризма, способствует развитию умения поставить себя на место другого, принять игровую позицию партнера, учитывать ее в своих действиях, регулировать отношения между персонажами. В ней происходит становление эмпатии (сопереживания, сочувствия), имеющей особое значение в усвоении социокультурных ценностей.

В игре актуализируется возможность интериоризации действий и получаемых знаний, реализации символической (знаковой) функции, что обеспечивается использованием предметов-заместителей, формируется абстрактно-логическое мышление, умение использовать модели, схемы, образы в процессе решения игровых задач.

Особая роль игры связана с формированием внутри нее других видов деятельности: познавательной, трудовой, конструктивной, двигательной, художественно-эстетической (музыкальной, изобразительной, театрализованной), коммуникативной и др. Это происходит благодаря тождественности структурных элементов разных видов деятельности, необходимости ее планирования, предвосхищения результата, подбора наиболее адекватных способов решения задач, бесконфликтного взаимодействия.

Эффективность игры с точки зрения эмоциональной насыщенности и удовлетворенности детьми ее результатами предопределяется многообразием действий, связанных с подготовкой атрибутов, организацией игровой среды, внесением изменений в ролевое поведение, что требует активизации умений, сформированных в других видах деятельности. Например, дети испытывают гораздо большее удовольствие от сюжетно-ролевой игры «Семья», если в ее содержание включено музыкальное сопровождение, орудия и атрибуты трудовой деятельности взрослых, изготовление по ходу игры «рисованных» результатов труда, конструирование игрового пространства (жилые помещения, служебный транспорт и т.д.) с использованием модулей.

Игра занимает особое место в формировании разных видов готовности детей к обучению в школе. Прежде всего, это относится к мотивационной готовности, поскольку игровые сюжеты, связанные со школой, способствуют формированию устойчивого интереса, ярко выраженной потребности в принятии новой социальной роли школьника, становлению позитивных эмоций в отношении предстоявшего события – поступления в школу. Ролевое взаимодействие детей в позиции «учитель-ученик» нивелирует проявления страха, беспокойства, стимулирует ценностно-смысловое отношение к учебной деятельности. В ходе игр с правилами ребенок начинает обращать внимание на целесообразность подбора средств и способов достижения результата, определяет зависимость между последовательностью выполняемых действий и решаемыми задачами, что является важным для овладения учебной деятельностью. Необходимость подчинения правилу требует произвольности поведения, волевых усилий, обеспечивая тем самым формирование психологической готовности к обучению в школе.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано влияние игры на становление разных сфер личности детей дошкольного возраста (когнитивную, эмоционально-чувственную и поведенческую), на познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое и социальное развитие. Многолетние изыскания ученых в области дошкольного образования, проводимые научно-исследовательскими центрами и преподавательскими коллективами высших учебных заведений разных городов России, экспериментальными объединениями, раскрыли воспитательный и обучающий потенциал игры по следующим направлениям:

- влияние игры на интеллектуальное, речевое и математическое развитие детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О.Л. Дъяченко, З.А. Михайлова, О.С. Ушакова, Л.Г. Петерсон, А.М. Леушина и др.);

- возможности использования игры в формировании знаний о природном мире и экологическом воспитании (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.М. Федотова и др.);

- использование разных видов игр в половом воспитании (Н.Е. Титаренко, Ю.С. Григорьева, Е.А. Конышева, С.Б. Фадеев, Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева и др.);

- социализирующий потенциал игровой деятельности (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.В. Коломийченко, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.);

- особенности и функции дидактических игр в умственном и физическом воспитании (Е.И. Ралина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Т.Э. Токаева, Т.И. Осокина и др.);

- значение игры в художественно-эстетическом развитии детей (М.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунская, М.В. Грибанова и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: