Школьников на уроках окружающего мира

Все дети очень любят играть. В начальной школе, а именно в начале обучения в первом классе, когда малыши еще не адаптировались, очень часто используется игра, как средство повышения знаний учеников. В ходе игры ребята высказывают не совсем правильные решения и идеи, и не боятся получить за это отрицательную оценку; не опасаются сделать что-то не так, как требуется.

Любой вид ученической деятельности школьника служит достижению тех или иных целей образования. Для каждого вида определяются цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы выполнения.

В педагогике выделяют две большие группы мотивов учения: познавательные и социальные. У каждой группы существуют особые характеристики, которые сочетаются с потребностями и побуждениями образовательной деятельности. Наличие познавательного интереса – одно из важнейших условий для повышения учебной мотивации каждого ученика младших классов. Под влиянием этого условия даже у самого слабого ученика любая работа будет протекать более плодотворно. Именно интерес побуждает школьника к самостоятельной деятельности, способствует тому, что процесс получения знаний становится более творческим и активным. Преодоление трудностей при выполнении самостоятельной работы вызывает у ребёнка чувство успеха, гордости самим собой, следовательно, влияет на эмоциональный настрой ученика.

Повышение уровня познавательной деятельности практически невозможно без развития познавательного интереса. Поэтому, в ходе обучения следует постоянно развивать и формировать познавательный интерес и как мотив обучения, и как средство воспитания.

Основными видами деятельности младших школьников являются учение, труд и игра. Причём именно игра готовит детей не только к учению, но и к труду, являясь сама и трудом, и учением. Те, кто считают, что игра – это развлечение или забава, сильно заблуждаются.

Применение игровых приёмов и ситуаций на уроках в начальной школе должно проходить в несколько этапов:

 постановка цели в форме игровой задачи;

 вся деятельность учеников происходит по правилам игры;

 учебный материал используется как средство игры;

 для перевод дидактической цели в игровую целесообразно ввести в учебную деятельность элемент соревновательности;

 успех при выполнении дидактического задания связывается с результатами игры.

Основа дидактической игры – её познавательное содержание, которое заключается в закреплении тех знаний, умений и навыков, которые ученики приобретают при поиске выхода из игровой ситуации. При проведении дидактической игры применяются технические средства обучения и наглядность, включённые в оборудование урока.

Любая дидактическая игра имеет определённый результат, который придаёт ей завершённость. Для педагога он служит показателем уровня достижений школьников. Взаимосвязь и сочетание элементов игры, приводящие к нужному результату, повышают её эффективность.

При применении дидактических игр важным моментом является удержание интереса учеников к процессу игры. При понижении уровня интереса школьников к происходящему не следует навязывать детям продолжение игры – это приведёт к потере дидактического, развивающего значения игры. Как только учитель замечает, что интерес ребят пропал или начинает снижаться, целесообразно предпринять шаги, ведущие к изменению подобной ситуации. Потому что дети воспринимают полученные знания лучше, если занимаются с интересом.

Немаловажную роль играет и настрой самого педагога. Если игра проводится учителем эмоционально и выразительно, то его слушают с большим интересом, а это показатель того, что ребёнок, получивший информацию в позитивном ключе, будет работать на эмоциональном подъёме, что окажет влияние на повышение уровня получаемых знаний.

Впервые успешно проведённая игра запомнится ученикам и окажет положительное влияние на игры, проводимые в дальнейшем.

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, гибкости мышления, быстроте реакции. С их помощью эффективно повторяется пройденный материал, обещаются знания учащихся по определённым темам.

Прeдмeт «Окружaющий мир» – это oсновы естeственных и сoциальных нaук. Изучeниe куpca «Oкpужaющий миp» в нaчaльнoй шкoлe нaпpaвлeнo нa формирoваниe целocтнoй кapтины мирa и ocoзнaние мecта в нём чeлoвекa нa ocновe eдинствa paционально-научнoгo познaния и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой и духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

«Окружающий мир», как учебный предмет, тесно взаимосвязан с другими предметами учебного плана начальной школы, поскольку вместе с ними обеспечивает развитие культуры мышления, важнейших познавательных умений и навыков, воспитание культуры труда и отдыха, овладение опытом организации здорового образа жизни. Этот учебный курс играет одну из главных ролей в формировании личности, ее социализации, приобретении общечеловеческих ценностей, воспитании основ экологической культуры.

Предмет «Окружающий мир» - один из сложных предметов в школьной программе. Поэтому, чтобы детям было интересно на уроках окружающего мира, педагогу необходимо сделать эти уроки занимательными.

В связи с рассмотрением темы следует проанализировать учебники учебно– методического комплекса Плешакова. А.А. В них выделяются два основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовый компонент.

Текстовый аппарат включает основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст необходим для передачи информации. В нем излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Основной текст имеет научно-популярный или художественный стиль. Вся информация для изучения дана в доступной младшему школьнику форме. Тексты достаточно сжаты, но интересны.

Почти в каждом параграфе содержатся дополнительные тексты. Они близки по содержанию к основным, но могут иметь конкретизирующий, комментирующий или описательный характер. В учебниках «Окружающий мир» эти тексты даются в рубриках «Копилка любопытных фактов», «Для самых любознательных». Это биографии ученых, интересные факты, этимологические справки. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения различного характера, примечания и т.д. В учебниках «Окружающий мир» таких текстов мало, в основном это ссылки на материал повышенной трудности и дополнительный материал, изучаемый по усмотрению учителя. Так же в конце каждой темы даны небольшие по объему тексты (выводы), цель которых – обобщение материала.

Следует отметить, что в учебнике для первого класса основной и дополнительный тексты отсутствуют по причине плохо сформированного навыка чтения у учеников.

Внетекстовый компонент включает в себя аппарат организации усвоение знаний, иллюстративный аппарат и аппарат ориентировки. Аппарат организации усвоения представлен в виде системы вопросов и заданий. В конце каждого параграфа даны задания, требующий логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизация, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также задания, требующие практического применения полученных знаний. Есть задания типа «Проверь себя», направленные на выявление и закрепление знаний, а также группа вопросов «Подумай!», содержащие задания творческого характера.

Особую группу составляют вопросы для организации практических работ, опытов и наблюдений. Дана рубрика «Задания», где среди указанных действий встречаются рекомендации по той или иной дидактической игре.

Примерно половина учебника (а в учебнике первого класса – около 90%) составляют цветные фотографии, рисунки, схемы, карты. Это иллюстративный аппарат. Он так же информативен, как и текстовой. Каждая иллюстрация – источник информации. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьника.

Аппарат ориентировки включает в себя оглавление, шрифтовые выделения, нумерацию страниц. Каждый раздел имеет шмуцтитул, выводы выделены жирным шрифтом, курсивом (или жирным шрифтом) - основные понятия. Так же используются различные шрифты для выделения разных рубрик. Все это делает работу с книгой удобной и интересной.

Учебник выполняет обучающую, воспитательную и развивающую функции. Но акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности.

С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Самостоятельному добыванию знаний способствуют красочные рисунки, увлекательный дополнительный текст, задания - разные по характеру и степени сложности (в том числе и игровые).

Система заданий направлена на закрепление материала дома и контроля знаний. Она способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

В учебниках первого и второго классов содержится достаточное количество игровых заданий, которые можно выполнить и в классе.

Особенно автор рекомендует игры с фишками и кубиками. В учебниках третьего и четвертого классов игровых заданий существенно меньше. К примеру, в разделе «Эта удивительная природа», который включает в себя 19 параграфов, представлена только одна дидактическая игра (первый ученик называет группу животных, а второй - представителей этой группы).

Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.

Дидактическая игра на уроках окружающего мира несёт в себе несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса) [2]

Приведем примеры дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира:

а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Четвёртый лишний». На уроке учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. 

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это всевозможные пресс-конференции, «Круглый стол» и др.

Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые «переводят» учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предложенной игре школьники могут совершать «путешествия» на континенты, в разные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учеников сведения, и проверяться уже имеющиеся знания. Игра – путешествие чаще всего проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. Активизация познавательной деятельности с помощью дидактических игр осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления, окружающие действительность.

Данная направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит исследовательский характер. Под его влиянием у ученика начальной школы возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность ребёнка проходит с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

При изучении темы: «Жизнь лесных зверей зимой», используется игра «Кто живет в зимнем лесу». Она формирует у детей умение характеризовать жителей леса, выделять особенности в их внешности и характере, вспомнить и сравнить, чем они питаются в лесу летом, а чем зимой.

Еще одним дидактическим приемом для повышения знаний на уроках окружающего мира является художественное слово. При формировании способности мыслить, соображать используются самые распространённые упражнения - загадки на различные темы, такие как: «Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги»; «Зимой спит, летом ульи ворошит»; «На дне реки лежит и усами шевелит».

Значение дидактических игр, применяемых на уроках окружающего мира, состоит в том, что они:

– способствуют развитию познавательных способностей младших школьников;

– закрепляют систему теоретических знаний и практических умений и навыков школьников;

– активизируют интерес младших школьников к учебному процессу;

– тренируют волевые качества личности учащихся, процесс мышления;

– снижают усталость школьников;

– способствуют самоутверждению личности учащихся, их стремлению  к успеху.

Выводы по главе I.

Дидактическая игра – многофункциональное явление. Это, практически, особенная форма жизнедеятельности классного коллектива младших школьников. Она обеспечивает психологический климат в классе, и играет большую роль в формировании познавательного интереса к образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра – одно из эффективных средств формирования личности школьника. Это определённый вид деятельности, направленный на реализацию определённых дидактических целей образования.

Использование дидактических игра на уроках в начальной школе играет важную в формировании познавательного интереса как одного из важных мотивов учебно – познавательной деятельности младшего школьника.

Дидактическая игра на уроках окружающего мира - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для повышения уровня знаний учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: