Как бы почитая цензорские обязанности директоров народных училищ «весьма недостаточными», император Александр I в указе об устройстве училищ 26 января 1803 г. постановил: «Цензура всех печатаемых в губернии книг имеет принадлежать единственно университетам, коль скоро они в округах учреждены будут». Это постановление было подтверждено в уставах университетов Виленского и Дерптского в 1803 г., Московского, Харьковского и Казанского в 1804 г., где было прямо сказано, что к ведению университета относится «цензура всех сочинений частными людьми в округе его издаваемых».
Однако все вышеуказанные распоряжения Александра I по делам печати были лишь подготовительными мероприятиями к разработке и введению первого в России цензурного устава. Составление проекта устава о цензуре было поручено Главному Правлению училищ. В это Правление была представлена анонимная записка о свободе печати, весьма характерная для настроения передовой части общества того времени. «Истинные сыны отечества, — писал неизвестный автор, — ждут уничтожения цензуры, как последнего оплота, удерживающего ход просвещения тяжкими оковами и связывающего истину рабскими узами. Свобода писать в настоящем философическом веке не может казаться путем к развращению и вреду государства. Цензура нужна была в прошедших столетиях, нужна была фанатизму невежества, покрывавшему Европу густым мраком, когда варварские законы государственные, догматы невежеством искаженной веры и деспотизм самый бесчеловечный утесняли свободу людей, и когда мыслить было преступление... Словесность наша всегда была под гнетом цензуры. Сто лет, как она составляет отдел в истории ума человеческого и его произведений. Мы имеем много хороших поэтов, много прозаиков; видим на нашем языке сочинения математические, физические и другие, но философии нет и следа! Может быть скажут, что у нас есть переводы философских творений. Это правда, но все наши переводы содержат только отрывки своих подлинников: рука цензора умела убить их дух... Разные толки об истине не столько опасны, сколько заблуждения невежества».
Эти строки были написаны более ста лет тому назад, а между тем как они жизненны и как буквально приложимы к современному положению произведений печати! Но в то время сторонники подобных взглядов находились даже среди членов Главного Правления училищ. Так, Н. Н. Новосильцов в Правлении выступил с проектом карательной цензуры, вместо предупредительной, по образцу нового датского закона. Хотя в Правлении и было признано в смысле неудобства предварительной цензуры, что «сочинение, исполненное полезнейших истин, но поражающих своей новостью и смелостью, может подвергнуться запрещению со стороны мнительного и робкого цензора», — тем не менее было решено сохранить этот вид цензуры. Составление проекта цензурного устава Главное Правление училищ поручило двум своим членам-академикам, Озерецковскому и Фусу, проект которых, после незначительных переделок, и был Высочайше утвержден 9 июня 1804 г. Об отношении авторов проекта к цензурному вопросу можно судить по следующим сделанным ими замечаниям: «Разумная свобода книгопечатания обещает последствия благие и прочные; злоупотребление же ею приносит вред только случайный и скоропреходящий. Поэтому нельзя не сожалеть, что правительства самые либеральные по своим принципам находятся иногда в необходимости ограничивать свободу слова, побуждаясь к тому примером, стечением обстоятельств и неотразимым влиянием духа времени. Сожаление усиливается при мысли, что такое ограничение трудно удержать в настоящих пределах и что оно, будучи доведено до крайности, становится положительно вредным. Неоспоримо, что строгость цензуры всегда влечет за собой пагубные следствия: истребляет искренность, подавляет умы и, погашая священный огонь любви к истине, задерживает развитие просвещения. Неоспоримо и то, что свобода мыслить и писать есть одно из сильнейших средств к возвышению народного духа и» что свободное высказывание даже ложной мысли ведет только к большему торжеству истины: едва заблужденье отважится заговорить во всеуслышание, множество умов готово будет вступить с ним в гибельную для него борьбу. Наконец, нет сомнения, что истинного успеха в просвещении, прямого и прочного стремления к достижимому для человечества совершенству можно ожидать только там, где беспрепятственное употребление всех душевных способностей дает свободу умам, где дозволяется открыто рассуждать о важнейших интересах человечества, об истинах, наиболее дорогих человеку и гражданину».
Не трудно заключить, в каком направлении мог быть составлен проект цензурного устава авторами вышеприведенных замечаний. В отзывах, разбросанных на протяжении столетия, находим одну и ту же оценку цензурного устава 1804 г., которую можно выразить словами А. Н. Пыпина: «В русской правительственной сфере цензурный вопрос еще никогда не ставился таким здравым образом и с таким просвещенным вниманием к литературе».
Устав заключал в себе всего 47 статей. Все произведения печати Должны были подвергаться предварительной цензуре; главной целью последней было «доставить обществу книги и сочинения, способствующие к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению». Цензура была вверена университетам, а в Петербурге, впредь до учреждения университета, особому цензурному комитету. Цензоры были обязаны наблюдать, чтобы в рассматриваемых ими книгах не было ничего «противного закону Божию, правлению, нравственности и личной чести какого-либо гражданина». Если в цензуру присылалась рукопись, «исполненная мыслей и выражений, явно отвергающих бытие Божие, вооружающая против веры и законов отечества, оскорбляющая верховную власть или совершенно противная духу общественного устройства и тишины», то комитет немедленно обязан был объявлять «о такой рукописи правительству для отыскания сочинителя и поступления с ним по законам». Во всех других рукописях цензору вменялось в обязанность предосудительные места отмечать и предлагать авторам исправить их. Если признавалось совершенно невозможным допустить печатание рукописи, то такая рукопись задерживалась в цензуре, причем автору давались объяснения о причинах запрещения. В руководство цензурным агентам было указано: «Цензура в запрещении печатания или пропуска книг и сочинений руководствуется благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных, которые по каким-либо мнимым причинам кажутся подлежащими запрещению. Когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим для сочинителя образом, нежели его преследовать. Скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государственного или какой бы то ни было отрасли правления, не только не подлежит и самой умеренной строгости цензуры, но пользуется совершенной свободой тиснения, возвышающего успехи просвещения». Сочинение или перевод, однажды одобренные цензурой, могли выходить новыми изданиями, не подвергаясь новому цензорскому просмотру. Сочинение, одобренное цензором, должно иметь на обороте заглавного листа пометку времени одобрения и имени цензора. Если местное гражданское начальство находило нужным воспретить какую-либо книгу, имевшуюся в продаже, то оно обязано было войти в предварительное соглашение с цензурным комитетом. В случае надобности, цензорские обязанности могли возлагаться на директоров гимназий. Цензура книг и сочинений, издаваемых при ученых обществах и казенных учреждениях, возлагалась «на попечение и отчет самых тех мест и их начальников». Сочинения богословского содержания подлежали цензуре Святейшего Синода и епархиальных архиереев. Иностранные журналы и периодические издания просматривались цензорами, состоящими при почтамте. Что же касается книг и эстампов, выписываемых книгопродавцами из-за границы, то они не рассматривались цензурой, а книготорговцы обязывались не торговать изданиями, воспрещаемыми настоящим уставом, и в известные времена года представлять в цензурный комитет полные каталоги имеющихся у них в продаже иностранных изданий. На каждом печатном произведении, на заглавном листе обязательно должны выставляться имя типографщика, место и время издания. Типографщики обязывались ничего не печатать без разрешения цензуры. В случае нарушения этого требования, в пользу Приказа общественного призрения отбирался «весь завод напечатанной книги или сочинения» и сверх того, если типографщик печатал не на свой счет, то он подвергался взысканию в размере издержек на все издание. Если же печатаемое без цензурного разрешения сочинение окажется преступным по своему содержанию, то издатель и типографщик подвергались еще судебной ответственности. По напечатании сочинения, одобренного цензурой, типографщик обязан был представить в цензуру экземпляр напечатанного произведения с рукописью и собственной подпиской, что в напечатанном произведении не сделано никаких изменений сравнительно с рукописью. Всеми сими постановлениями, как всеподданнейше докладывал министр народного просвещения, «нимало не стесняется свобода мыслить; но токмо взяты пристойные меры против злоупотребления оной».
Вскоре профессорская цензура возбудила всеобщее неудовольствие. Администрация находила, что профессорская слабость может повлечь за собой «струи зла»; наоборот, представители литературы тяготились излишним усердием ученых цензоров. Общее неустройство осложнилось с 1817 г. обычаем посылать статьи и сочинения в те ведомства, которых они касались. К тому же руководитель министерства полиции, возникшего в 1811 г., обязан был принимать меры в отношении произведений печати, хотя бы и одобренных цензурой, если в них находились выражения, «подающие повод к превратным толкованиям, общему порядку и спокойствию противным».
Всесильное министерство полиции было упразднено в 1819 г. Но печать от этого ничего не выиграла, так как сам по себе либеральный устав о цензуре постепенно покрылся чужеядными наростами аракчеевщины и, подрубленный с разных сторон, должен был рухнуть. В 1824 г. министром народного просвещения назначен был адмирал Шишков, давно уже заявивший о необходимости изменения устава 1804 г. События 14 декабря [1825 г. — Прим. ред.] помогли Шишкову. Новый устав о цензуре был утвержден 10 июня 1826 г. По основному взгляду творца его, на цензуру было возложено наблюдение, «чтобы произведениям словесности, наук и искусств, при издании их в свет, посредством книгопечатания, гравирования и литографии, дать полезное или, по крайней мере, безвредное для блага отечества направление». Неудивительно, что при столь широких задачах устав разбух до 230 статей. Заботясь о чистоте языка, литературном изложении, умеренности критики, правильности суждений рецензентов и т.д., цензор обязан был проводить в своих поправках строго определенную правительственную точку зрения.
По уставу 1826 г., главное управление цензурой было вверено по-прежнему министру народного просвещения, при котором был образован Верховный Цензурный Комитет. В состав последнего учреждения входили три члена: министр народного просвещения, министр внутренних дел и министр иностранных дел, — сообразно трем главнейшим попечительным заботам цензуры: 1) о науках и воспитании юношества, 2) о нравах и внутренней безопасности и, наконец, 3) о направлении общественного мнения согласно с настоящими политическими обстоятельствами и видами правительства. Кроме того, к цензурным учреждениям относились: Главный Цензурный Комитет в Петербурге и цензурные комитеты — Московский, Дерптский и Виленский, каждый из коих состоял из 3 членов. Главная обязанность Верховного Цензурного Комитета заключалась «в общем направлении действий цензурных комитетов к полезной и согласной с намерениями правительства цели и в разрешении важнейших обстоятельств, встречающихся при рассматривании предполагаемых к изданию в свет сочинений». В круг его же обязанностей включалось ежегодное составление руководящих инструкций для цензурных комитетов. Но самой серьезной функцией этого учреждения было «изыскание средств к изъятию обращения в народе вредных в каком бы то ни было отношении сочинений, если бы таковые оказались в числе изданных, до сего времени». Подобное предоставление Комитету силы обратного воздействия угрожало тем немногим приобретениям литературы и науки, которые сохранились от разгрома бывшим министерством полиции и специально ведомственными цензурами. При главном цензурном комитете ежегодно составлялись списки всех запрещенных книг для объявления полиции, книгопродавцам и содержателям библиотек для чтения. С целью пресечь возможность проведения в другой цензуре или под другим названием сочинения, уже воспрещенного в одной цензуре, цензурные комитеты обязаны были делать друг другу самые подробные сообщения о всех не пропущенных книгах. Все сочинения, не исключая и повременных изданий, должны представляться цензорам непременно в рукописях и отнюдь не в печатных листах. Цензорам предоставлено право, которого по уставу 1804 г. они не имели, «заменить одни слова другими, или вымарать некоторые выражения». Было воспрещено, чтобы не дозволенные цензурой места заменялись точками, «могущими подать повод к неосновательным догадкам и превратным толкам». На печатных произведениях должны делаться пометки об имени типографщика, времени и месте издания. Сверх печатного экземпляра, представляемого для сличения с одобренной рукописью и удостоверения полного сходства между ними, типографщик обязан представить в цензурный комитет 6 печатных экземпляров для рассылки в разные ведомства. Издатели литературных, исторических и политических повременных сочинений представляют еще восьмой экземпляр в канцелярию министра внутренних дел. На неправильные действия цензоров можно жаловаться министру народного просвещения, который разрешает жалобы либо сам, либо передает их на разрешение Главного Правления училищ. Что касается типографий, то открытие их дозволялось лицам, имеющим достаточные свидетельства о благонадежности. Содержатели типографий, литографий и тому подобных заведений обязаны вести книгу — реестр всех исполняемых работ. Содержатели типографий, уличенные в напечатании чего-либо, хотя бы даже и непротивного цензурным правилам, сверх конфискации печатного материала, подвергались трехмесячному заключению и трехтысячному штрафу; при повторении преступления запечатанию типографии на два года и суду; в случае преступления в третий раз — лишению навсегда права содержать типографию. Если же напечатанное без дозволения цензуры произведение оказывалось противным цензурным правилам, то типографщик сразу же навсегда лишался права на промысел и предавался суду, а печатный материал конфисковался и сжигался. Несколько меньшим, но все же весьма суровым взысканиям подвергались книготорговцы, содержатели библиотек для чтения и разносчики, в случае обнаружения у них недозволенных печатных материалов.
Уставом 1826 г. введено огромное количество специальных цензур: религиозные произведения просматривались духовной цензурой; татарские книги — Казанским университетом; армянские книги — армянскими духовными властями; повременные издания в остзейских и литовских губерниях — главноуправляющими этими губерниями; афиши и мелкие публикации — местной полицией; религиозные сочинения римско-католические и униатские — соответственными духовными властями и местными цензурными комитетами; все богословские протестантские сочинения — сначала богословским дерптским факультетом или консисториями, а потом общей цензурой; медицинские сочинения — медико-хирургической академией, или медицинским советом при министерстве внутренних дел, или медицинскими факультетами местных университетов; учебники — сперва в высших учебных заведениях и учебных сословиях по принадлежности, потом общей цензурой; издания университетов, Академии Наук, министерств военных и иностранных дел рассматривались своими собственными цензурными органами.
Право на издание всякого рода повременных сочинений давалось министром народного просвещения «только человеку добрых нравов, известному на поприще отечественной словесности, доказавшему сочинениями хороший образ мыслей и благонамеренность свою и способному направлять общественное мнение к полезной цели». Поэтому от желавших издавать периодические сочинения требовалось: «а) обстоятельное изложение цели и содержания повременного сочинения; б) прежние просителя печатные сочинения и в) послужной список и другие свидетельства...». Министр народного просвещения мог «запретить всякое повременное издание, не дожидаясь окончания года; и тогда подписчикам предоставляется право отыскивать на издателе, или на издателях, следующие им по расчету за невыданные части годового издания, деньги». Издатель однажды воспрещенного издания навсегда лишался «права издавать повременные сочинения, как сам собою, так и в товариществе с другими».
В целых 63 статьях устава заключаются пространные наставления, что печатать можно и чего нельзя. Так, «запрещается всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение». Уже этой статьей ставились довольно тесные границы обсуждению деятельности правительственных агентов, но в отношении самого механизма государства закон шел еще дальше, а именно: воспрещалось печатать «всяких частных людей предположения о преобразовании каких-либо частей государственного управления или изменения прав и преимуществ, Высочайше дарованных разным состояниям и сословиям государственным, если предположения сии не одобрены еще правительством». В области иностранной политики также почти на всем лежала печать запрещения: нельзя было ничего писать обидного для иностранных держав, особенно для членов Священного Союза; воспрещалось без должного уважения отзываться об иностранных государях, правительствах и властях и даже подавать «советы и наставления какому бы то ни было правительству». «Скромное и благоразумное исследование всякой истины», которое, по уставу 1804 г., пользовалось «совершенной свободой», новым уставом подверглось гонению. Так, «кроме учебных логических и философских книг, необходимых для юношества, прочие сочинения сего рода, наполненные бесплодными и пагубными мудрованиями новейших времен, вовсе печатаемы быть не должны». Относительно исторических сочинений цензорам повелевалось обратить внимание «на нравственную и политическую цель и дух их». Совершенно были воспрещены все умозрительные сочинения «о правах и законах, заключающих в себе теории о праве естественном, народном, гражданском и уголовном, изложенных в виде метафизических изысканий, то всякая вредная теория, таковая, как, например, о первобытном зверском состоянии человека, будто бы естественном, о мнимом составлении первобытных гражданских обществ посредством договоров, о происхождении законной власти не от Бога, и тому подобные, отнюдь не должны быть одобряемы к напечатанию». Цензорам вменялось в обязанность не разрешать печатать «места, имеющие двоякий смысл, если один из них противен цензурным правилам». Статьи по вопросам государственного управления не могли быть напечатаны «без согласия того министерства, о предметах коего в них рассуждается». Даже для переиздания однажды одобренного сочинения требовалось вторичное разрешение цензуры. Конечно, правительство более всего опасалось не толстых фолиантов, а общедоступной прессы. Поэтому-то цензорам и предписывалось уставом: «Обращать особенное внимание на повременные и мелкие сочинения, кои быстрее других расходятся и в случае предосудительного содержания могут производить гораздо опаснейшие последствия». Словом, Шишков всеми средствами старался перенести на русскую почву знаменитые Карлсбадские постановления, придав им еще более несносные формы. При преемнике его, как увидим ниже, преследование «духа и цели» стало центральной осью всей цензурной системы.
Чугунный устав оказался недолговечным. Адмирала Шишкова вскоре заменил князь Ливен, по проекту которого 22 апреля 1828 г. был утвержден новый устав о цензуре. В основе последнего лежала широкая «свобода молчания», хотя он и заключал ведомство цензуры «в пределы, более соответствующие истинному ее назначению». «Ей не поставляется уже в обязанность, как говорилось в соображениях Государственного Совета, давать какое-либо направление словесности и общему мнению: она долженствует только запрещать издания или продажу тех произведений словесности, наук и искусств, кои в целом составе или частях своих вредны в отношении к вере, престолу, добрым нравам и личной чести граждан. Она представляется как бы таможней, которая не производит сама добротных товаров и не мешается в предприятия фабрикантов, но строго соблюдает, чтобы не были ввозимы товары запрещенные, и клеймит лишь те, коих провоз и употребление дозволены тарифом».
По уставу 22 апреля 1828 г., цензура разделялась на внутреннюю и иностранную. Запрещению подлежат, по уставу, сочинения, в которых содержится «что-либо клонящееся к поколебанию учения православной греко-российской церкви, ее преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры», в которых содержится «что-либо нарушающее неприкосновенность верховной самодержавной власти, или уважение к Императорскому Дому, и что-либо противное коренным государственным постановлениям, в которых оскорбляются добрые нравы и благопристойность», в которых оскорбляется «честь какого-либо лица непристойными выражениями или предосудительным обнародованием того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а тем более клеветой». Но при этом «цензура долженствует обращать особенное внимание на дух рассматриваемой книги, на видимую цель и намерение автора, и в суждениях своих принимать всегда за основание явный смысл речи, не позволяя себе произвольного толкования оной в дурную сторону». Это принципиальное положение характерно для всего устава. В последнем многие авторы усмотрели поворот к лучшему, смягчение «чугунного» режима предшествующего времени. Даже в наши дни, совсем недавно высказано подобное мнение В. Якушкиным 8. Но едва ли можно признать это мнение правильным. В самом деле, из приведенной выдержки видно, что духу книги, видимой цели и намерению автора противополагается явный смысл речи. Цензор должен сосредоточить все свое внимание на неуловимой тенденции целого, не вдаваясь в произвольное толкование частей. При такой постановке вопроса правительство могло спокойно обязывать цензоров не делать «привязки к словам и отдельным выражениям». Однако оно и в этом отношении себя выдавало и предписывало, чтобы «и в сих словах или выражениях о предметах важных и высоких упоминаемо было с должным уважением и приличием». Каким бы мракобесом ни был адмирал Шишков, но он не додумался до того, чтобы в фундамент цензурной хоромины положить «закон о тенденции». Воздвигая свое неуклюжее здание, он старался с осмотрительностью скареды все предусмотреть, на все приготовить параграф или статью. Для всякого ясно, что жизнь нельзя уложить в бумажное ложе, и за границами цензурных предписаний еще могло сохраниться биение пульса. Правда, усмотрение стиралограницу дозволенного, но это могло быть и не быть. В уставе же князя Ливена усмотрение было узаконено. Вот почему мы считаем излишним плеоназмом обязанность цензуры «отличать благонамеренные суждения и умозрения, основанные на познании Бога, человека и природы, от дерзких и буйственных мудрований, равно противных истинной вере и истинному любомудрию». Если Шишков в сочинениях юридических и других находил необходимым воспрещать проведение более или менее точно обозначенных идей и теорий, то князь Ливен разрешал писать обо всем решительно, если «только сии описания и рассуждения не противны общим правилам», а основное из них было усмотрение цензора в области духа книги, цели и намерения автора. Конечно, являются некоторым смягчением цензорского всевластия положения, что «цензура не имеет права входить в разбор справедливости или неосновательности частных мнений и суждений писателя, если только оные не противны общим правилам цензуры (опять эта оговорка, о которую может разбиться всякое мнение и суждение писателя! — Прим, автора.);не может входить в суждение о том, полезно или бесполезно рассматриваемое сочинение, буде только оно не вредно, и не должна поправлять слога или замечать ошибок автора в литературном отношении, если (опять «если»! — Прим. автора.) только явный смысл речи не подлежит запрещению».
Весьма существенную особенность нового устава составляет то, что «дозволение на издание новых журналов и газет политического содержания» дается уже «с Высочайшего соизволения». Многочисленные местные цензуры, о которых говорилось при изложении Шишковского устава, были все сохранены с незначительными изменениями в составе цензурных органов.
Устав 1828 г. цензорские обязанности возложил на цензурные комитеты, учреждаемые при университетах в С.-Петербурге, Москве, Вильне и Дерпте, а в случае надобности, в Харькове и Казани. За отсутствием университетов в Риге, Ревеле, Митаве 9 и Одессе были назначены отдельные цензоры. Членами цензурных комитетов назначались ординарные и экстраординарные профессора и адъюнкты, а отдельными цензорами — директора местных учебных заведений. Комитеты состояли: С.-Петербургский из пяти членов, Московский из четырех, Дерптский и Виленский из трех. Порядок представления книг в цензуру, их рассмотрения и выпуска ни в чем существенно не был изменен по сравнению с порядком, установленным уставом 1826 г. В отделе «о цензорах» еще раз была подчеркнута задача цензуры, а именно указывалось: «Цензоры долженствуют главнейше обращать внимание свое на дух и направление книг». При рассмотрении книг иностранных уставом разъяснялось, что «более еще нежели при одобрении к печатанию книг, издаваемых в России, надлежит обращать внимание на цель оных, на дух и намерение автора». В отделе об иностранной цензуре находим такое любопытное постановление, которое, вероятно, должно было иметь значение особенной льготы: «Книга не должна быть подвергаема запрещению, если в ней приведены из другой книги предосудительные мнения с изъявлением справедливого негодования, или же с искренним намерением опровергнуть оные собственными рассуждениями и доводами автора». Впрочем, и эта возможность подвизаться в качестве добровольца литературного сыска была обставлена оговоркой, а именно: «О выпуске таковой книги представляется на разрешение Главного управления цензуры». Хотя Шишков и выделял в особую категорию заботы цензуры об иностранной прессе, но в его уставе не получили разработки правила об иностранной цензуре. Честь эта принадлежит вполне князю Ливену, установившему цензуру для каждого иностранного произведения и создавшего в этом отношении организацию, существующую и в настоящее время без каких-либо коренных изменений.
Одновременно с общим цензурным уставом 22 апреля 1828 г., распубликованным 17 мая, Высочайше был утвержден устав Духовной цензуры, который был распубликован 28 июня. В силу этого устава цензура духовных книг была возложена на С.-Петербургский и Московский цензурные комитеты и конференцию духовных академий.
Июльская революция отдалась в России тяжелым толчком. В 1832 г. товарищ министра просвещения, граф Уваров, произведя осмотр Московского университета, заподозренного в сеянии крамолы, выступил, во имя «истинно русских охранительных начал: православия, самодержавия и народности», с проектом умножения «умственных плотин». Цензурное гонительство достигло таких чудовищных размеров, что даже катехизис московского митрополита Филарета был признан лютеранским. Июньские и мартовские дни принесли новые репрессии. По поводу усилившейся реакции в декабре 1848 г. Никитенко занес в свой дневник: «События на Западе вызвали страшный переполох на Сандвичевых островах. Варварство торжествует там свою победу над умом человеческим, который начинал мыслить, над образованием, которое начинало оперяться... Западные происшествия, западные идеи о лучшем порядке вещей признаются за повод не думать ни о каком улучшении. Поэтому на Сандвичевых островах всякое поползновение мыслить, всякий благородный порыв, как бы он ни был скромен, клеймится и обрекается гонению и гибели». Действительно, на Сандвичевых островах переполох произошел большой, если в том же 1848 г. Уваров запретил «необузданное проявление в печати патриотизма, как местного, так и общего, ибо сие может привести к последствиям весьма нежелательным». Характерно, что даже известный Фаддей Булгарин о цензурном режиме Уварова высказался, что он «набросил на все тень, навел страх и ужас на умы и сердца, истребил мысль и чувство».
Под влиянием европейских движений 1848 г. состоялось Высочайшее повеление принять энергичные и решительные меры против наплыва в Россию разрушительных теорий. Этим воспользовались искатели государственной карьеры, граф С. Г. Строганов и барон М. А. Корф, которыми была представлена Государю записка, изображавшая угрожающее состояние нашей литературы. Попросту выражаясь, «записка» была не чем иным, как доносом на графа Уварова. Результатом этого доноса было распоряжение Императора Николая I о составлении Комитета, которому поручалось «рассмотреть, правильно ли действует цензура, и издаваемые журналы, соблюдают ли данные каждому программы». Во главе Комитета был поставлен генерал-адъютант, князь Меньшиков. В Комитет приглашались подозрительные редакторы, из которых особенным нерасположением пользовались редакторы «Современника» и «Отечественных Записок». Первое распоряжение Меньшиковского Комитета последовало 7 марта. С этого времени граф Уваров стал собственно слепым исполнителем внушений князя Меньшикова, объявившего крестовый поход против намеков и двусмысленностей.