1. Первый известный по русским летописям морской поход русов на Константинополь совершён:
а) Олегом (911 г.)
б) Игорем (944 г.)
в) Аскольдом и Диром (в начале 860-х гг.)
г) Святославом (971 г.)
2. Первый морской порт русского государства на Балтийском море:
а) Нарва
б) Ивангород
в) Санкт-Петербург
г) Копорье
3. Устав купеческого водоходства был принят:
а) Алексеем Михайловичем в 1667 г.
б) Петром I в 1724 г.
(+) в) Екатериной II в 1781 г.
г) Александром I в 1809 г.
4. Морской торговый флот России в начале XX в. находился под управлением:
а) Министерства финансов
б) Департамента торговли и мануфактур
(+) в) Министерства торговли и промышленности
г) Совета по делам торгового мореплавания
5. Самой крупной судоходной компанией в дореволюционной России считается:
а) Добровольный флот
(+) б) Российское общество пароходства и торговли (РОПиТ)
в) Русское Восточно-Азиатское пароходство
г) «Кавказ и Меркурий»
6. Положение о подготовке кадров для торгового флота в мореходных классах было принято:
а) Александром I
б) Николаем I
в) Александром II
г) Александром III
7. В России впервые слово «ледокол» для наименования судна использовал:
а) М.О. Бритнев
б) С.О. Макаров (+)
в) Д.И. Менделеев
г) Н.Л. Эйлер
8. В каком году было совершено первое сквозное плавание по всей трассе Северного морского пути:
а) в 1924 г.
б) в 1929 г.
в) в 1932 г. (+)
г) в 1934 г.
9. Кто был инициатором строительства железной дороги Петербург — Царское Село — Павловск:
ü а. Ф.А. Герстнер
б. П.П. Мельников
в. Е.А. Черепанов
г. Д.И. Журавский
10. Важной особенностью первого этапа создания железнодорожной сети в России (1865–1875 гг.) являлось (являлся):
а. строительство железных дорог в центральных губерниях страны
б. освоение с помощью железных дорог Донецкого каменноугольного бассейна и Урала
в. государственный характер строительства (+)
г. впервые использование на строительстве труда ссыльных и каторжан
11. Улучшение снабжения советских войск под Сталинградом было достигнуто за счет:
а. реконструкции магистрали Москва—Донбасс
б. своевременной эвакуации гражданского населения и предприятий (+)
в. создания мобильных паровозных колонн особого резерва НКПС
г. окончания строительства Байкало-Амурской магистрали
12. Строительство Байкало-Амурской магистрали в 1970–1980-е гг. было связано с:
а. созданием нового индустриального пояса протяженностью 300 км в Восточной Сибири и интенсивными перевозками нефтегрузов
б. коренной технической реконструкцией Транссибирской магистрали (+)
в. возможностью переселения крестьян на свободные земли Амурской области
г. открытием более короткого пути во Владивосток
13. Основным направлением модернизации железнодорожного транспорта СССР в 1946 – 1991 гг. стало:
а. внедрение на железных дорогах тепловозной тяги (+)
б. информатизация железных дорог и внедрение передовых видов связи
в. массовая электрификация железных дорог (+)
г. расширение использования паровозной тяги
14. Дилижанс – это:
а) многоместная карета, запряженная лошадьми для перевозки почты, пассажиров и их багажа (+)
б) вид транспорта, состоящий из нескольких вагонов на паровой тяге
в) карета для перевозки багажа
15. Омнибус — это:
а) многоместная карета на конной тяге (+)
б) первый двухэтажный автобус
в) первый паровой автомобиль
16. Конка — это:
а) вид общественного транспорта, представляющий собой вагон, движущийся по рельсам на конной тяге (+)
б) карета, запряженная лошадьми
в) вид транспорта на конной тяге, состоящий из нескольких вагонов
17. Московский метрополитен впервые открыл свои двери для пассажиров:
а) в 1924 г.
б) в 1933 г.
в) в 1935 г. (+)
18. Когда в Санкт-Петербурге был открыт Институт Корпуса инженеров путей сообщения – первое в России высшее учебное заведение в области транспортного образования?
а) в 1869 г.
б) в 1809 г. (+)
в) в 1749 г.
г) в 1900 г.
19. Когда произошла реорганизация высшего транспортного образования в СССР, в ходе которой в стране появились 8 новых транспортных институтов?
а) в 1927 – 1929 гг.
б) в 1929 – 1931 гг. (+)
в) в 1933 – 1934 гг.
г) в 1917 – 1918 гг.
20. Во сколько раз возросла протяженность дорог общего пользования в Российской Федерации за последние 30 лет:
а) в 2 раза
б) в 3 раза (+)
в) в 5 раз
г) в 10 раз
21. Кто является создателем первого в мире летательного аппарата, способного поднять человека в воздух?
а) Н.Е. Жуковский
б) К.Э. Циолковский
в) А.Ф. Можайский (+)
г) А.Н. Туполев
22. Назовите дату создания гражданской авиации в нашей стране:
а) 7 ноября 1917 г.
б) 9 февраля 1923 г.
в) 30 декабря 1922 г. (+)
г) 5 декабря 1924 г.
23. Первый в истории беспосадочный перелет через Северный полюс Москва — Ванкувер (США) совершил в 1937 г. экипаж под командованием:
а) М.М. Громова
б) Г.Ф. Байдукова
в) В.П. Чкалова (+)
г) Н.П. Каманина
24. В осажденный фашистами Ленинград «Аэрофлот» открыл уникальную воздушную линию под названием:
а) «воздушный канал»
б) «тихоход»
в) «легендарный путь»
г) «воздушный мост» (устоявшееся выражение) (+)
25. Советские лайнеры, которые в 1956 г. открыли эру реактивной транспортной авиации, назывались:
а) Ту-104 (+)
б) Ла-40
в) Ил-18
г) По-90
26. Как называлась государственная авиационная компания СССР:
а) «Российские авиалинии»
б) «Соваэро»
в) «Аэрофлот» (+)
г) «Авиафлот».
27. Великий торговый путь «из варяг в греки» соединял:
а) Московское государство с Западом через Смоленск
б) Скандинавию с Византией (+)
в) Великий Новгород с Белым морем
28. Первым искусственным водным путем в России стала: а) Тихвинская система
б) Мариинская система
в) Вышневолоцкая система (+)
29. Беляны — суда для перевозки:
а) лесных грузов (+)
б) пассажиров
в) железа и изделий уральских заводов
30. Устав какого пароходного общества был первым утвержден в Департаменте путей сообщения и Госсовете (1843 г.):
а) «По Волге» (+)
б) «Меркурий»
в) «Кавказ»
31. Наливной способ транспортировки нефтепродуктов был изобретен:
а) Иваном Петровичем Кулибиным
б) братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми
в) Николаем Николаевичем Гадаловым ((?))
32. Как назывался первый речной сухогрузный теплоход?
а) «Данилиха»
б) «Вандал» (+)
в) «Елизавета»
33. Конструктор первых в мире судов на воздушной подушке (СВП):
а) Г.И. Ваганов
б) В.И. Левков
в) Р.Е. Алексеев (+)
34. В каком году государственные предприятия водных путей были преобразованы в Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУВПиС):
а) в 1996 г.
б) в 2005 г.
в) в 1995 г. (+)
1. Первым автором коноводного и водоходного судна считают:
а) К. Берда
б) Р. Фултона
в) И.П. Кулибина (+)
2. Суда-однодеревки:
а) дощаники, барки
б) каюки, подвозки
в) челн, набойная ладья, насады (+)
3. Движущая сила кабестанов в отличии от коноводок:
а) паровая машина (+)
б) лошади
в) бурлаки
4. В каком направлении использовался способ доставки грузов «подачами»:
а) при движении вниз по течению реки
б) при движении вверх по течению реки (при затоплении берегов рек весенним паводком) (+)
в) при движении в оба направления (вверх и вниз по течению реки)
Заключение
Электронное учебное пособие по дисциплине «История транспорта России» направлено на формирование универсальных /общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3++) по уровню бакалавриата.
В электронном учебном пособии представлено систематическое изложение основ теории исторического развития видов транспорта России и её транспортных коммуникаций. Рассмотрены вопросы технического уровня использованных в прошлом подвижных средств, их взаимодействия и роли для развития экономики, культуры и укрепления государственных основ.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации.