Ф.Д. Рузвельт беседует с фермерами в ходе избирательной кампании

Конспект урока истории

 Дата 24.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить, какие модели послевоенного развития были выбраны странами Европы и США и к каким результатам в конце 20-х гг. они привели

 

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.

 

Презентация к уроку по теме: «Социально – экономическое и общественно – политическое развитие стран Европы и США в 1920 – е годы»

Ход урока

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

  Цель нашего урока:  определить, какие модели послевоенного развития были выбраны странами Европы и США и к каким результатам в конце 20-х гг. они привели.

2. Объяснение нового материала.



Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

США в 1920-1930-е гг.

Демократические страны Западной Европы.

Раскол социал-демократии.

Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами.

Фашизм в Италии и Германии. Милитаризм в Японии.

Завоевательная программа фашизма и холокост.

 

США в 1920-1930-е гг.

Державы-победительницы в войне 1914—1918 гг., сыгравшие решающую роль в послевоенном устройстве мира, в начале 1920-х гг. столкнулись с серьёзными проблемами. Они были связаны с необходимостью трудоустройства миллионов человек, демобилизующихся из армии, переводом экономики на мирные рельсы. Однако ослабление конкурентов, обширные рынки колониальных и зависимых стран позволили относительно быстро преодолеть полосу затруднений.

Качественно новые решения потребовались странам демократии в 1930-е гг., которые прошли под знаком кризиса, разразившегося в 1929 г. в США. В начале XX в. США были должником европейских держав, однако за годы войны американские корпорации обогатились на военных заказах Англии и Франции. Экономика Соединённых Штатов переживала период бурного подъёма.

Символом процветающей Америки 1920-х гг. стали автомобили. В штате Нью-Йорк к 1929 г. одна автомашина приходилась на 5 человек, в Калифорнии — на 3 человека. Другой чертой этого времени были небоскрёбы: в 1920-е гг. в Нью-Йорке началось строительство 102-этажного здания «Эмпайр-стейт-билдинг», которое должно было стать самым высоким в мире.

Период процветания завершился в 1929 г. Кризис перепроизводства (его симптомы наблюдались в 1927-1928 гг.) был усугублен финансовыми спекуляциями.

Введённый в США в 1919 г. «сухой закон» (запрет на производство и продажу спиртных напитков) привёл к росту контрабанды и нелегальной торговли алкоголем. Возникли могущественные мафиозные кланы (впоследствии они перешли на торговлю наркотиками), которые «отмывали» деньги с помощью биржевых спекуляций. Создавались финансовые пирамиды, фиктивные компании и банки, за акции и ценные бумаги которых сулились баснословные прибыли.

Кризис в экономике начался с обвального падения курса акций и ценных бумаг. Оно началось в «чёрный вторник» 29 октября 1929 г. и сопровождалось разорением банков и компаний, общим спадом деловой активности. Объём промышленного производства упал на 50%, выпуск автомобилей сократился в 12 раз, тяжёлая промышленность была загружена лишь на 12% своей мощности. Миллионы человек потеряли свои сбережения, безработица достигла астрономических показателей, она затронула почти половину населения страны. Начавшийся в США кризис распространился и на другие страны.

Занимавший в то время должность президента республиканец Г. Гувер был сторонником классических либеральных воззрений, отрицавших целесообразность государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Правительство пыталось организовывать общественные работы: за счёт средств государства люди привлекались к строительству дорог и аэродромов. Однако эти меры не улучшили положения.

Выборы 1932 г. выиграл кандидат демократов Ф.Д. Рузвельт. В ходе предвыборной кампании демократы возложили основную вину за кризис на правительство республиканцев, которое не соблюдало антитрестовское законодательство, не препятствовало биржевым спекуляциям.

В качестве альтернативы была предложена широкомасштабная программа мер, вошедшая в историю как новый курс. Он предусматривал введение государственного контроля над деятельностью банков и выпуском акций частными корпорациями, увеличение налогов на крупный капитал, наследство и недвижимость. Полученные средства направлялись на оказание помощи безработным, налаживание общественных работ, поддержку фермеров. Утверждалась идея социальной ответственности государства за благосостояние трудящихся. Была создана общегосударственная система помощи вдовам, сиротам, инвалидам, страхования от безработицы, пенсионного обеспечения, закреплены права трудящихся на создание профсоюзов, забастовку, принят принцип государственного посредничества в трудовых конфликтах. Впервые в истории США массовым стало профсоюзное движение.

В годы проведения «нового курса» в США начали складываться основы социально ориентированной рыночной экономики. Она подразумевает, что государство, проводя активную социальную политику в интересах большей части населения, перераспределяет доходы, помогает тем, кто в условиях свободной конкуренции на рынке труда оказался в неблагоприятном положении, снижает степень имущественного неравенства.

Ф.Д. Рузвельт беседует с фермерами в ходе избирательной кампании

Популярность Ф.Д. Рузвельта в США была исключительно велика. Проводившийся им курс был компромиссом между принципами либеральной демократии и необходимостью ограничения свободы рыночной экономики. Поэтому после кризиса 1929-1932 гг. потребность государственного вмешательства в экономику более никем не ставилась под сомнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: