Живопись реннего Возрождения

Созданный гуманистами идеал человека отразился в ренессансном искусстве XV века. Деятели искусства, создавая свои шедевры, обогатили этот идеал дополнительными художественными средствами. Живопись, архитектура и скульптура встали на путь новаторства позднее появления гуманизма более чем на полвека.

Замечание 1 Основателем ренессансной живописи в Италии считается Мазаччо (годы жизни 1401-1428). Он жил и творил во Флоренции. Его знаменитые фрески, ставшие украшением капеллы Бранкаччи, наполнены реальной жизнью, характеризуются композиционной простотой и пластической выразительностью. Герои изображений исполнены естественной возвышенностью.

Во флорентийской школе живописи в XV веке наблюдается множество переходных форм. Художники пытаются отыскать принципы построения перспективы, чтобы передать трёхмерное пространство. Их поиск находит выражение в придании особой выразительности образам, наполнение их колористическим богатством. Основные школы живописи того времени:

· флорентийская;

Флорентийский художник Филиппе Липпи (годы жизни 1406-1469) основывает жанровое повествование. Вслед за ним идёт Доменико Гирландайо (годы жизни 1449-1494), который вносит в это направление собственную уникальность. Так, при написании фресок в церкви Санта Мария Новелла на религиозную тематику, Доменико вставляет в них светские композиции, например, детали быта горожан. Другой живописец Сандро Боттичели (годы жизни 1445-1510) прославился одухотворёнными образами в картинах «Весна», «Рождение Венеры», написанных на тематику античной мифологии.

· североительянская;

К североитальянскому направлению относится творчество Андреа Мантеньи, который выделяется чёткими формами и героическими образами, напоминающими римскую античность.

· венецианская;

Венецианская школа живописи получила развитие в XV–XVI веках. Для этой школы характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, владение пластически выразительными возможностями масляной живописи. Художники школы — Паоло Венециано, Лоренцо Венециано, Стефано ди Сант Аньезе, Донато Венециано, Катарино Венециано, Никколо Семитеколо, Якобелло Альбереньо, Николо ди Пьетро и др.

· умбрийская.

К умбрийской школе принадлежит творчество Пьеро делла Франческа (годы жизни 1416(1420)-1492), Перунджио и Пинтуриккьо. Франческа доводит до совершенства теорию перспективного построения картины. Перунджио и Пинтуриккьо стали мастерами пространственных композиций изображения пейзажей.

Для закрепления полученных знаний рекомендовано просмотреть презентацию по теме (прилагается).

В качестве более подробного изучения живописи периода Раннего Возрождения, изучим его на примере творчества Сандро Ботичелли.

ВИДЕОРЯД: https://youtu.be/itD8d_XFcPo

Так случилось, что Сандро Боттичелли был неизвестен в течение долгого времени. Только в 19 веке, стараниями искусствоведов из Великобритании, о художнике узнали, а его картины заняли заслуженное место в лучших музеях планеты.

Обучался у известного художника фра Филиппе Липпи, от которого перенял орнаментальность деталей и нежный колорит. Расцвет творчества Б. приходится на время правления семейства Медичи - периода процветания новой ренессансной культуры. Очарованный античной цивилизацией, заново осмысленной в эпоху Возрождения, Б. создает непревзойденные образцы поэтической живо­писи: «Весна» (ок. 1478) и «Рождение Венеры» (ок. 1484). Слава живописца выходит далеко за пределы Флоренции, и по приглашению папы Римского художник принимает участие в ро­списи Сикстинской капеллы Ватикана (фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея»). В старости Б. увлекается идеями Савонаролы - проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощуща­ются трагизм и надломленность («Клевета», ок. 1494 г.).
Отказываясь от реализма, художник ставит на первое место чистую, изящную линию, ритм и декоративность композиции. Его картины решены в плоской, двухмерной манере, фигуры подчеркнуто утонченны, что присуще готиче­скому искусству. Яркий насыщенный колорит картин, энергичные охристые тени в передаче телесного цвета выражают неповторимый стиль художника.


Особенности творчества

«Боттичелли был одним из первых художников, который в свои произведения внес античные сюжеты... Для более поздних работ художника характерно усиление драматизма, эмоциональности, изменение линейного ритма композиции.

В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность. Это изменение стиля было связано с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции... Публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Бегство Боттичелли от образов и стиля античности в лоно христианской религии происходило под знаком этих общественных перемен. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма, произведений... но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: