Выводы по результатам.
I уровень (высокий) – запомнил 8-10 картинок.
II уровень (средний) – запомнил 6-7 картинок.
III уровень (низкий) – запомнил меньше 6 картинок.
IV уровень (недостаточный) – запомнил 3 и меньше картинок.
№2 «Запомни слова» (оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной)
Прочитать ребенку следующие 10 слов:
стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Попросить его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
6 – 7-летний ребенок повторяет 5 – 6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Выводы по результатам.
I уровень (высокий) – повторил 7-10 слов.
II уровень (средний) – повторил 5-6 слов.
III уровень (низкий) – повторил до 5 слов
IV уровень (недостаточный) – повторил меньше 4 слов
№3. «Повтори фразы» (оценка смысловой памяти)
Прочитать ребенку фразы (например):
1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши.-
4) В небе летит самолет.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
|
|
Предложить ребенку повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6 — 7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Рис. 18
РЕЧЬ
Речь – средство общения и выражения своих суждений, мысли, понимания, логических отношений. Очень важно определить речевую функцию познавательной сферы ребенка, как прогноз на успешность усвоения школьной программы. Предложенные методики помогут выявить особенности речевых навыков у ребенка
Понимание текста
Логические задачи»
Звуковой анализ слов»
Связная речь «Составь рассказ»
Методики
№1 «Логические задачи» (изучение понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода)
Детям предъявляются 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая – с обратным), например:
Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая – с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).
Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой – шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).
При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.
|
|
Выводы по результатам:
К 1-му уровню успешности относятся дети, которые внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.
Ко 2-му уровню относятся дети, которые решают задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживает их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать» с нужной мысли.
К 3-му уровню относятся дети, у которых возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.
К 4-му уровню относятся дети, которые не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.
При явных затруднениях в решении логических задач можно использовать прием персонификации, а именно включать в условие задачи в качестве одного из персонажей самого ребенка. Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций. В бланке регистрации индивидуальных результатов (бланк №2) необходимо отметить, насколько действенным оказался данный вид помощи и смог ли в последующем ребенок выполнить задание с тестовым материалом.
№2 «Понимание текста» (определение способности слухового восприятия)
Ребенку диктуется предложение:
«Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».
После этого ребенка спрашивают о порядке действия Саши и предлагают рассказать, как он понял прочитанный текст.
Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала, а также логическое объяснение действий.
Оценка результатов:
1 уровень (высокий) - безошибочные ответы ребенка;
2 уровень (хороший) - допущено в ответах 1-3 ошибки;
3 уровень (средний) - более трех ошибок, тест считается невыполненным.
4 уровень (низкий) - ребенок не смог повторить текст и ответить на вопросы.
№3. Звуковой анализ слов
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать одно слово от
другого, но и все составные звуки, четко представлять себе их последовательность.
Цель: определить умение владеть звуковым анализом слов – что является одним из
важных свидетельств их готовности к обучению грамоты.
Тест №1
Материале: набор слов для выделения звука и тли слова.
Инструкция: «Я буду диктовать тебе разные слова, а ты внимательно слушай и скажи, есть ли в этих словах звук [Р]? Если ты думаешь, что он есть в продиктованном слове, - говори «да», если ты его не почувствовал – говори «нет».
Набор слов: КАРТИНА, СЫР, ЛАМПА, ВОРОНА, ЛАНДЫШ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР.
Ребенок должен уловить лишь наличие звука в слове, без определения места его звука.
Тест №2
Материал: набор слов для определения места звука в слове (в начале, внутри, в конце).
Инструкция: Сначала убедитесь в том, что ребенок понимает значение самых этих слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Потом предложите ему определить, в каком месте слова стоит, например, звук [Ш]. Для наглядности можно воспользоваться такой схемой:
начало | середина | конец |
ШУМ | МИШКА | ДУШ |
ШИЛО | МЕШОК | ТУШ |
Тест №3
Материал: набор слов для выделения звука начала и конца слова.
Инструкция: «Сейчас я продиктую тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, что в них первый звук. Например: «какой первый звук в слове АСТРА?»
(Убедившись, что ребенку понятно, что нужно делать, продолжаем диктовать слова).
Ориентированный набор слов. Какой первый звук в словах: УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО?
- Какие последние звуки в словах: ОКНО, МЕТЛА,ВЕСНА, КЕНГУР, МЕСЯЦ, ЗИМА?
|
|
Потом дается задача на выделение согласного звука с начала и конца слова, например: «какой первый звук в слове ЛУК?» А в словах: МАК, СНОПА, СЛОН, ШКАФ?
- Какие последние звуки в этих словах? (слова могут быть те же).
Интерпретация результата по тестам «Звуковой анализ слов»:
I уровень (высокий) – все тесты выполнены правильно, ребенок допустил 1-2 ошибки,
которые обнаружил и исправил сам..
II уровень (средний) – правильно выполнены два теста, допущены три незначительные
ошибки.
III уровень (низкий) – правильно выполнен один тест, допущено 4-5 ошибок.
IV уровень (недостаточный) – допущены ошибки во всех трех тестах (до 10), ребенок не
может осознанно выделить звук в слове, старается
угадывать.
№4. Связная речь «Составь рассказ» (изучение связной речи)
Материал: сюжетная картинка «Зимние забавы» (сюжетная картинка может быть любой).
Инструкция: «Рассмотри эту картинку и расскажи о том, что ты видишь».
Интерпретация результата:
I уровень (высокий) – по картинке составлен большой и довольно связный рассказ, посвященный определенной теме, в которую привнесены события из собственного опыта ребенка.
II уровень (хороший) – рассказ составлен из 7-8 развернутых предложений, появились дополнительные детали, не изображенные на рисунке, но которые касаются сюжета.
III уровень (средний) – рассказ составлен из 5-6 коротких описательных предложений, которые отображают реальные события на картинке.
IV уровень (недостаточный) – ребенок способен озвучить картинку лишь двумя или несколькими не связанными один с другим, предметами неправильно грамматически оформленными предложениями, в которых перечисленные названия нарисованных предметов.
Характеристика