Воспитатель (Ф.И.О)

Дата проведения _________________________________________________

 

                Профиль группы по изучению сформированности произвольной сферы

Детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Ф.И. ребенка

М Е Т О Д И К И

«Графический диктант»

«Палочки и крестики»

«Да» и «Нет»

Итоговые результаты

начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
                     
                     

 

            Условные обозначения  уровней сформированности:

 Х – хороший                               

            Д –   достаточный

 С – слабый



Методики

№1 Графический диктант

       Подготовьте тетрадный лист в клеточку. На нем, отступив 4 клетки от края, поставьте 3 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали). Дайте ребенку карандаш и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить ее дальше. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги». (Проверьте, помнит ли ребенок, где правая рука.)

Первое задание – тренировочное. «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаш от бумаги, Теперь одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам». Подскажите ребёнку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Последующая инструкция звучит так:

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор». И заключительный узор.

«Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор».

(проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно).

I уровень – свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

II Второй – о степени самостоятельности ребенка.

Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки — это говорит о хорошем уровне (достаточный) развития произвольной сферы.

III Низкий  уровень развития произвольной сферы — если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

 

                       
                       
                       
                       
                     
                       
                       
                       
                       
                     
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Тренировочный рисунок  не оценивается.

Интерпретация результата:

I уровень (высокий) внимательно слушает, не отвлекается на дополнительные раздражители, четко выполняет все задания, не допускает ошибки.

II уровень (средний) внимательно слушает, после тренировочной серии не допускает ошибки во время под диктовки, самостоятельно продолжает рисунок, может допустить 1-2 ошибки, которые самостоятельно определит.

III уровень (низкий) – слушает, но иногда отвлекается, допущены1-2 ошибки вовремя под диктовки, может самостоятельно продолжить рисунок, но с ошибками.

IV уровень (недостаточный) – слушает невнимательно, отвлекается, допускает массу ошибок во всех сериях, не может продолжить рисунок самостоятельно, каждый из двух рисунков не соответствует тому, что было продиктовано.

№2. «Палочки и крестики»  (определение уровня саморегуляции и самоконтроля)

  Подготовьте для ребенка тетрадный лист в клеточку с полями попросите его писать палочки и крестики так, как это показано в образце, в течение 5 минут.

                                  + + ---- + + ----

 

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

    1)писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце;

     2)переходить на другую строчку только после знака  

     3) нельзя писать на полях «—»;

     4) каждый знак следует писать в одной клеточке;

     5) соблюдать расстояние между строчками — 2 клеточки.

 Сначала разъясните и покажите все ребенку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: