Османская империя в XIV-XVI ВВ. : особенности организации власти и роль армии в ней

Константинополь стал столицей Османского государства, турки назвали его Стамбулом. Так в середине XV века турки-османы утвердили свое господство на всем Балканском полуострове и в Малой Азии.

 

=> Показать границы Сербии, Болгарии, Византии в середине
XIV века.

=> Показать вассальные территории Османской империи.
=> Показать место сражения на Косовом поле;

=> место осады Константинополя.

Работа с картой продолжается при объяснении дальнейших завоеваний турок-османов.

· Турки-османы стали контролировать торговые пути, соединяющие Европу с Азией. Следствие - удар по торговле итальянских городов.

· Был захвачен и подчинен Крым. Крымские татары признали себя вассалами турецкого султана.

· Турки подчинили Валахию и Молдавию. Правители дунайских княжеств признали себя вассалами турецкого султана.

· В Азии были завоеваны Армения, западная Грузия, Месопотамия, Сирия, Палестина, Аравия.

· В Африке - захвачен весь Египет, затем турки захватили и
подчинили себе всю Северную Африку (Ливию, Алжир, Тунис).

Учащиеся, работая с картой, видят масштабы территории, которой
владела Османская империя.

Наивысшего могущества турки-османы достигли при Сулеймане I Великолепном. Он организовал поход в страны Центральной Европы. В 1526 году он захватил часть Венгрии. В 1529 году попытка захватить всю Венгрию окончилась неудачей.
В результате всех завоеваний образовалась огромная территория владения турок-османов - Османская империя. Население Османской империи составляло 25-30 млн. человек.

Опережающее задание заслушивание сообщения «Сулейман I»

Учитель раскрывает особенности управления Османской империей.

Итак, султан Сулейман I Законодатель, или Великолепный
(годы правления - 1520-1566), правил империей 46 лет.

Турки прозвали его Законодателем, так как Сулейман I дал точную трактовку законам, государственному строю и административной структуре империи. Османская империя стала одним из могущественнейших государств данного периода.

Сулейман I вел не только завоевательные войны, но и придавал огромное значение дипломатии. Поддерживались отношения с ведущими странами Западной, Центральной и Южной Европы. Были открыты посольства этих стран при дворе султана.

Сведенья об Роксола́не или Гюрре́м Султа́н сначала наложнице, а потом –жене Сулеймана І, султана Османской империи, которая по преданиям имела славянские корни







Сперва наложница, а затем - жена Сулеймана и пышного, султана Османской империи. Мать султана Селима II. Настоящее имя и место рождения неизвестны. В польской литературной традиции - Александра, в украинской - Анастасия. По утверждению историка-любителя Станислава Жевуского, была дочерью священника из галицкого города Рогатина; впоследствии в художественных произведениях появилось фамилия священника - Лисовский. В 1516 году попала в татарский плен и была продана в рабство. Впоследствии оказалась в султанском гареме, где стала любимой женой Сулеймана I. За свой счет строила мечети, школы, караван-сараи и кухни в Стамбуле, Эдирне, Иерусалиме, Мекке и Медине. Поспособствовала восхождению на османский престол своего сына Селима II...

Произведение О. Назарука "Роксоляна". (Повесть)

Устройство Османской империи

1. Султан, или падишах - глава государства. Его личность
священна и неприкосновенна. Он распоряжается не только доходами империи, но и имуществом и жизнью своих подданных; является верховным главнокомандующим.

2. Великий визирь - второй человек государства. Ему подчинялись все остальные визири, государственные чиновники, губернаторы провинций.

3. Халиф - высшее духовное лицо государства, духовный глава
мусульман.

4. Диван - государственный совет (султанский совет), где обсуждались важные вопросы внутренней и внешней политики.

 

Вся империя была поделена на 21 провинцию - зялет. Во
главе каждой стоял губернатор, он носил титул паши.

Опорой Османской империи была армия. Султан имел постоянное войско янычар.

 

Главная часть войска султана - конница - сипахское войско. Кавалеристы и офицеры получали земельные владения за службу. В период наивысшего могущества империи их насчитывалось около 200 тысяч человек. В армии была артиллерия - более 300 орудий.

Неотъемлемой частью армии был флот. Флотилия насчитывала до 400 судов.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию на проекторе, изображающую
воинов турецкой армии.

Учитель характеризует положение покоренных народов.

Покоренные народы имели двойной гнет - национальный и
феодальный, а именно:

1. местное население турки угоняли в рабство;

2. происходило выселение населения из крупных городов, так
как турки-османы основывали там крепости;

3. всё немусульманское население вносило в казну подушевой
налог;

4. местное население имело унизительные запреты.
Запрещалось: ездить верхом, носить оружие, строить дома выше, чем у турок.
Покоренные народы стремились вернуть себе независимость.

 










ІІ.Первичное осмысление и закрепление знаний

· Междоусобные войны ослабили Византию да

· Болгария и Сербия объединились с Византией против турок-османов нет

· Турки-османы объявили «священную войну» против «неверных» да

· Турецкая армия превосходила войско сербов в битве на Косовом поле да

· После убийства Милошем Обиличем султана, турецкая армия дрогнула и отступила нет

· В конце ХІV века Болгария и Сербия попали в зависимость от турок-османов да

· Византия сохранила все свои владения в борьбе с турками-османами нет

Задание на урок. Почему Балканский полуостров смогли завоевать турки-османы? Объясняя причины поражения сербов, современник писал, что турки побеждают «благодаря нашему несогласию и нашей ненависти, мы сами куем им победу». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: