Императору советовали сдать Константинополь. Осада города началась 7 апреля 1453 года и длилась 53 дня

Урок 03.04.2020 г.

ТЕМА. Завоевание турками – османами Балканского полуострова

 

Цель: раскрыть процесс образования Османской империи, познакомить учащихся с особенностью системы управления, направлениями походов турок и последствиями этих походов для Европы;

развивать умение работать с исторической картой, сопоставлять и сравнивать исторический материал; прививать интерес к истории.

 

Задачи:

· рассмотреть события в жизни славян, которые боролись за свою свободу и независимость с турками-османами;

· выяснить причины падения Византийской империи;

· познакомиться с правителями Османской империи, которые смогли покорить огромные территории в годы своего правления;

· развивать умение анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, карта «Османская империя в Средние века»

Основное содержание темы, понятия и термины: Балканские страны перед завоеванием. Образование Османской империи. Завоевание Сербии. Гибель Византии. Турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, янычары, сипахи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: комбинированный

 

 

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ Постановка учебных задач

Где находится Балканский полуостров?

Какие государства на территории этого полуострова мы изучали? (Сербия, Болгария, Византия.)

Послушайте легенду.

Легенда гласит:

«В 13 в. в Малую Азию перекочевало из Средней Азии

Кибиток с племенами турок- османов.

Прошли века, и потомки Османа штурмом взяли

Константинополь, покорили десятки стран на трех

Материках и стали реальной угрозой христианской Европе».

 

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений

Когда и как образовалось первое Болгарское царство?

При каком правителе достигло расцвета?

Каковы были отношения Сербии и Болгарии в раннее Средневековье?

ІІІ. Сообщение темы урока и ожидаемых результатов.

Итак, тема сегодняшнего урока «Завоевание турками - османами
Балканского полуострова»

Познакомьтесь с планом нашего урока и запишите его в тетради.

ПЛАН

1. Балканские страны перед завоеванием

2. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле

3. Гибель Византии

4. Османская империя в XIV-XVI вв.: особенности организации власти и роль армии в ней.

 

Задание на урок:


Почему Балканский полуостров смогли завоевать турки-османы?

 

I. Изучение нового материала.

Балканские страны перед завоеванием.

 

В 14 в. государства Балканского полуострова были ослаблены междоусобными войнами и взаимной борьбой.

 

Первые завоевания турок-османов

Учитель кратко рассказывает об объединении племен турок-
османов в единое Османское государство и переходит к вопросу о завоеваниях Османской империи.

Работа с картами:

=> Найти и показать владения турок-османов в середине XIV в.

=> Найти и показать на карте княжество сельджуков.

Продолжение рассказа учителя:

В первой половине XIV века турки-османы подчинили себе
княжество сельджуков и византийские владения в Малой Азии.

В 1332 г. султан Османской империи направил свои войска в
Европу, захватил Андрианополь и сделал его своей столицей.

Учитель должен отметить, что между правителями балканских
государств - Болгарии, Сербии и Византии - не было согласия.

Болгарская летопись сообщает:

«В середине XIV века византийцы предложили сербскому королю и болгарскому царю заключить союз против турок-османов, но получили ответ: «Когда придут к нам турки, тогда мы и будем защищаться от них».

В последствии император Византии должен был признать себя вассалом султана Османской империи, платить ему дань и принимать участие в его походах.

Учитель рассказывает о битве на Косовом поле, обращает внимание на отсутствие единства среди сербов и превосходство османских сил.

Далее учитель точно характеризует ситуацию в Сербии:

Некоторые сербские правители южных областей помогали
османскому войску продовольствием и принимали участие в битве
на стороне султана. Другие, войдя в объединенное сербское войско, оставались простыми наблюдателями. Третьи сражались с войском султана.







Работа с документом на стр.210

Учитель акцентирует внимание на героизме и мужестве сербских воинов.

Милош Обилич пробрался в лагерь турок-османов, его целью было убийство султана. Об этом факте повествует османская хроника. Милошу Обиличу удалось выполнить свой план. Султан был убит.

Работа с учебником (п. 3, с. 209-210)

Как можно оценить действия Милоша Обилича с моральной точки зрения? Аргументируйте свой ответ. (Может прозвучать две точки зрения:

Действия Милоша Обилича оправданны. Он защищал свою Родину от врага, завоевателя и пожертвовал своей жизнью, чтобы нанести неприятелю наибольший урон.

Милош Обилич действовал как убийца, напав на безоружного. Он не проявил чудеса храбрости в открытом столкновении, в бою, а предпочел обманом уничтожить своего врага.)

Учитель отмечает, что активное наступление османов на Балканский полуостров угрожало странам Западной и Центральной Европы. Были организованы и проведены крестовые походы против турок-османов. Все походы закончились поражением рыцарей-
крестоносцев.

 


Гибель Византии.

Опережающее задание заслушивание сообщения «Мехмед II»

Придя к власти, султан Махмед II Завоеватель активно направил свои войска на Константинополь.

Послы византийского императора потребовали крепость убрать, но
Мехмед II ответил: «Я могу делать все, что мне угодно. Оба берега
Босфора принадлежат мне: восточный - так как на нем живут османы, западный - потому что вы не умеете его защищать!».

Султан стал контролировать движение судов в проливах
Босфор и Дарданеллы и готовиться к осаде Константинополя.

Учитель характеризует обстановку в Византии перед вторжением султана Мехмеда II.

Знатные и богатые люди Византии были разобщены из-за постоянных междоусобных войн. Среди них не было единства:

· одни искали объединения с папой Римским;

· другие выступали за независимость Византии;

· росло число сторонников турецкого султана.
Следовательно, Византия не имела средств для защиты, не могла содержать наемные войска. Защитников столицы было очень мало (5-7 тысяч человек). На одного защитника города приходилось до 20 турецких воинов.





Императору советовали сдать Константинополь. Осада города началась 7 апреля 1453 года и длилась 53 дня.

 

 

Причины поражения:

· военное превосходство турок;

· наступление турок с разных сторон, что заставило рассредоточить и так меньшие силы;

· истощение в городе боеприпасов и продуктов;

· бои днём и ночью без отдыха;

· пробои в обороне;

Выводы:

· Турки-османы завоевали Византийскую империю, которая существовала около тысячи лет.

· Над странами Центральной Европы нависла угроза вторжения турок-османов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: