Со звуками на открытом воздухе звукорежиссеру приходится сталкиваться довольно редко. Обычно художественные программы исполняются в помещениях: в студиях, на сценах театров, концертных залов. Акустические свойства помещения существенно влияют на характер звучания исполняемой музыки и речи. В помещениях акустическое поле формируется не только прямой волной, идущей от исполнителя по кратчайшему пути, но и после отражения от стен, потолка, пола и находящихся в помещении предметов. При каждом новом отражении часть энергии звуковой волны поглощается встреченными препятствиями, а часть в виде частых и убывающих по величине повторений воздействует на слух, накладываясь на основной (прямой) звук и придавая ему привычную для слушателей протяженность и окраску (рис. 6).
Часть энергии падающей волны (обозначим ее Епад) поглощается материалом поверхности (с переходом этой части в тепловую энергию), часть проникает сквозь поверхность в соседнее помещение, а часть отражается.
22.
Энергия отраженных звуковых
волн Еотр. характеризуется коэффициентом
отражения ß, а поглощаемая поверхностью
энергия Епогл. – коэффициентом звукопоглащения a.
Коэффициент a показывает, какая часть энергии, падающей на поверхность звуковой волны, поглощается ею, а коэффициент ß – какая её часть отражается. Таким образом:
а = Епогл / Епад и ß = Еотр / Епад,
очевидно, что а + ß = 1, так как Епогл + Еотр = Епад.
Значения коэффициентов а и ß зависят от материала и конструктивных особенностей поверхности, от угла падения на неё звуковой волны и от частоты звуковых колебаний.
В помещении, где расположен источник звука, звуковое поле формируется из прямой и отраженных звуковых волн, образующих так называемое диффузное (рассеянное) звуковое поле. Причем первые отраженные волны следуют друг за другом дискретно, хотя и с малыми задержками, а по прошествии некоторого времени в формировании звукового поля начинают принимать участие волны, претерпевшие разное число отражений и имеющие различные фазовые соотношения. При этом затухание звука теряет дискретный характер и становится непрерывным, слитным (рис. 7).
Первые, ранние отражения, приходящие к слушателю, могут как сливаться с прямым звуком, улучшая качество звучания, так и, наоборот, снижать разборчивость речи и даже прослушиваться
23.
как эхо. Оно возникает всякий раз, когда время задержки между прямым и отраженным звуком превышает 50 мс.
Явление распознавания отражений только через определенный отрезок времени объясняется инерционными свойствами слуха. Это означает, что воздействие любого звукового возбудителя прекращается в слуховом аппарате не сразу после выключения источника, а спадает по экспоненциальному закону. Другими словами, громкость за время, пока еще слух «помнит» прошлый звук, спадает по сравнению со значением возбуждающей энергии в момент её выключения не полностью. Поэтому следующий звук, возникший в интервале времени, не превышающем «память» слуха, не может ощущаться раздельно от предыдущего и воспринимается слитно с ним.
Но при этом нельзя обойти вниманием и тот факт, что впечатление слушателя о размерах зала определяется частотой следования именно этих ранних отражений. В помещениях малого размера время запаздывания первого отражения обычно не превышает 20 мс. Звучание здесь воспринимается камерным, интимным. В больших залах задержки первых отражений, еще не успевших в значительной мере потерять свою энергию, больше. Но если при этом они не превышают 50 мс (при которых уже возникает эффект эха, т.е. повторы слогов слышатся раздельно), то первые отражения, хотя на слух и сливаются с прямым звуком, тем не менее создают эффект присутствия слушателя в большом помещении.
В общем, инерционные свойства слуха аналогичны свойствам глаза, который не может различать отдельные кадры в кино, если интервал между ними менее 50 мс. Достаточно напомнить, что в старом кинематографе съемки велись при скорости 16 кадров в секунду, поэтому персонажам свойственна угловатость движений, а при новой скорости 24 кадра в секунду она уже практически незаметна.
Итак, звуковые отражения, когда источник звука уже выключен, поддерживают звуковое поле, и звук не пропадает мгновенно, а замирает в течение какого-то определенного для данного помещения времени. Постепенное замирание звука в помещении (nослезвучие) называется реверберацией. От скорости замирания звука зависит время существования отзвука в помещении, так называемое время реверберации. Этот показатель тем больше, чем меньше звуковой энергии при отражениях поглощается ограничивающими помещение поверхностями и расположенными в нем предметами.
Естественно, поглощение звука зависит от размеров помещения, свойств материалов, покрывающих стены, потолок и пол, а также от степени заполнения его различными предметами. Например, гладкие крашенные маслом стены, застекленные окна, паркет, полированная мебель - хорошие отражатели звука.
24.
Энергия звуковых волн при отражении от таких поверхностей теряется в небольших количествах. Ковры, мягкая мебель, тяжелые матерчатые драпировки - наоборот, хорошие поглотители; наличие их в помещении резко сокращает время реверберации.
В гулких помещениях время реверберации больше, там энергия звуковой волны спадает медленно; речь теряет разборчивость, зато музыка звучит более пространственно, объемно. В сильно заглушенных помещениях, где звуковая энергия быстро поглощается отражающими поверхностями и время реверберации невелико, речь и музыка звучат глухо, звук лишается сочности и естественной окраски. Очевидно, что с увеличением первоначальной акустической мощности источника звука длительность процесса реверберации объективно возрастает, хотя его слуховая оценка практически не изменяется.
Чтобы сравнить помещения по их акустическим свойствам, необходимо исключить зависимость времени реверберации не только от акустической мощности источника звука, но и от остроты слуха слушателя. Для этого введено понятие времени стандартной реверберации (Тст.), т.е. времени, которое необходимо для того, чтобы плотность звуковой энергии в помещении после выключения источника звука снизилась до одной миллионной части своей начальной величины, т.е. уменьшилась бы на 60 дБ. Это первая и основная характеристика акустических свойств помещения (рис. 8).
Вторая важная акустическая характеристика помещения
частотная характеристика времени реверберации, или зависимость времени стандартной реверберации от частоты звукового сигнала. Энергия колебаний различных частот звукового диапазона поглощается одними и, с теми же материалами по-разному. Например, ковры, мягкая мебель, драпировки (как уже отмечалось), да и сами слушатели, заполняющие концертный зал, поглощают энергию более высоких частот сильнее, чем
25.
низких. Помещения, в которых преобладают подобные поглотители, характеризуются большим временем реверберации на низших звуковых частотах и меньшим на высших. Это приводит к значительному искажению тембра звука. Звучание становится глухим. Студии и концертные залы должны иметь определенную частотную характеристику времени реверберации.
Но процесс затухания звука в помещении только на первый взгляд кажется простым. В действительности дело обстоит значительно сложнее. После выключения источника звука возникает множество собственных колебаний объема воздуха, частота которых зависит от геометрических размеров помещения. Английский физик Релей еще в XIX в. показал, что всякое замкнутое пространство, представляя собой объемный резонатор, обладает бесконечным рядом собственных резонансных колебаний, или «модусов». Не останавливаясь подробно на законе распределения частот этих колебаний, скажем лишь, что если размеры воздушного объема не слишком малы, т.е. если = (где V - объем;
л - длина волны для самых низкочастотных составляющих сигнала), то собственные частоты объема располагаются настолько плотно, что любая частотная составляющая звукового сигнала возбуждает собственные колебания воздушного объема с частотами, очень мало отличающимися от частот возбуждающих сигналов. Таким образом, в помещениях достаточного объема спектр отзвука практически повторяет спектр возбуждающего сигнала (разумеется, по частотному составу, а не по амплитудам, которые будут существенно различаться вследствие различного звукопоглощения на разных частотах). Если же размеры помещения малы по сравнению с длиной волны возбуждающих колебаний, то спектр собственных частот помещения редок и отзвук существенно отличается по спектру от возбуждающего сигнала. Это хорошо заметно в небольших помещениях (порядка 100 м3 И менее), где явственнее низшие частоты, что вызывает искажение естественного тембра звучания (характерное ощущение «бубнения» голоса).
Таким образом, реверберация - не равномерный спад диффузного звукового поля, а неравномерное затухание звуковой энергии, сосредоточенной в узких частотных полосах, центрирующихся вокруг резонансных модусных частот. Реверберационный звук начинает немедленно группироваться вокруг модусных частот, причем скорость его затухания определяется уровнем поглощения в помещении, свойственным каждой данной полосе частот. Увеличение плотности реверберационного звука на высоких частотах – чрезвычайно важное условие получения хорошей, красивой реверберации.
26.
Одни и те же собственные частоты возникают в разных комбинациях, зависящих от акустических свойств помещения. Иногда некоторые из них совпадают между собой, и это обедняет спектр звучания. Максимальное совпадение собственных частот происходит в кубическом пространстве; поэтому куб считается наихудшей в акустическом отношении формой студии. Учитывая это, рекомендуется строить студии прямоугольной формы И так, чтобы соотношения ее размеров не было бы кратными, например 1: 2: 3. Желательны размеры, близкие к «золотому сечению», когда высота, ширина и длина соотносятся как 1: 1,6: 2, 6. В этом случае резонансные частоты помещения распределяются наиболее равномерно. Ограждающие поверхности студии должны обеспечивать оптимальное время реверберации.
Если объем помещения достаточен ( > , а это условие обычно выполняется), можно не считаться с дискретностью спектра собственных частот и подойти к анализу временной структуры звукового поля с позиций геометрической акустики. Это означает, как уже было сказано, поле в каждой точке помещения можно рассматривать как результат интерференции прямой звуковой волны, поступающей от исполнителя по кратчайшему пути (прямой звук), и значительного числа отраженных звуковых волн (отзвуков), претерпевших разное число отражений от поверхностей помещения.
При оценке акустических свойств студии принимают во внимание и еще один ее параметр: диффузность звукового поля, т.е. равномерность распределения энергии отраженных волн по всему объему помещения, при котором уровень звуковых волн, приходящих в данный момент из разных направлений, одинаков, а фазы случайны. Чтобы улучшить диффузность, при строительстве студий прибегают к расчленению больших отражающих поверхностей полуколоннами круглой или прямоугольной формы, применяют кессонные потолки, подвесные отражатели. Для этих же целей иногда используют не параллельные с полом стены и потолок.
В плохих студиях порой наблюдается очень нежелательный эффект, получивший название порхающего эха, или флаттер-эффекта. Флаттер-эффект возникает, когда источник звука находится между двумя параллельными гладкими стенами или потолком и полом. В этом случае в точку приема приходят два первых отражения. Если при этом разность их путей от ограждающих поверхностей превышает 18-20 м, возникает эхо. Оно особенно явствено за счет сдвига фаз, проявляющегося во взаимном усилении или ослаблении звука (интерференции звуковых волн). В результате многократного отражения в точке приема звук периодически усиливается, а на коротких импульсных звуках, в зависимости от частотных компонентов эха и интервала между ними, приобретает характер дребезга, тресков или ряда последовательных и затухающих сигналов эха.